Жители центра и юга Молдовы платили бы за электричество больше, чем жители севера страны, если бы компания Premier Energy обслуживала столько же сетей, сколько поставляет электроэнергии. Все дело в непропорциональности числа сетей и объема поставок у операторов энергорынка Premier Energy и RED Nord, сообщили NM в Национальном агентстве по регулированию в энергетике. В НАРЭ не заметили разницы в эффективности управления компаниями, на что ранее обратили внимание эксперты.
Отвечая на запрос NM о причинах разницы в тарифах для разных регионов страны, НАРЭ отметило, что затраты компаний на дистрибуцию электроэнергии больше зависят не от объема распределенной энергии, а от числа сетей, которые они обслуживают.
Так, по данным регулятора, Premier Energy распределяет 76% (2,8 млн кВт/ч) всей электроэнергии, но при этом обслуживает 61% сетей (35,3 тыс. км).
В свою очередь RED Nord распределяет 24% (889 тыс. кВт/ч) электроэнергии, а обслуживает 39% сетей (22,2 тыс. км).
По расчетам НАРЭ, если бы доля обслуживаемых сетей у Premier Energy была пропорциональна объему распределенной энергии, то есть тоже 76%, то тариф на дистрибуцию у компании был бы выше, чем сейчас, и выше, чем у RED Nord.
Сейчас у частного оператора этот тариф составляет 41 бан за кВт/ч, у госпредприятия — 68 банов за кВт/ч, а был бы (при пропорциональном соотношении — NM.) 50 банов за кВт/ч и 43 бана за кВт/ч соответственно.
В ответе НАРЭ ничего не говорится об эффективности менеджмента операторов или о числе сотрудников обоих компаний как о причинах, влияющих на разницу в тарифе.
Ранее об этом говорил экс-глава НАРЭ, эксперт в энергетике Виктор Парликов. По его словам, одна из причин тарифной разницы — пресловутый «неэффективный менеджмент», которым традиционно грешат государственные компании.
«Еще во времена Gas Natural Fenosa затраты этой компании значительно сократились. Большую часть персонала вывели за штат, переведя многие сопутствующие услуги на аутсорсинг. Это позволило сократить затраты на оплату труда, которая входит в тариф. При этом RED Nord продолжает выполнять практически всю работу своими силами: в компании около 2000 сотрудников, а это значительная нагрузка на расходы», — приводит пример Парликов.
В итоге на 2020 год затраты на обслуживание 1 км сетей в RED Nord на 13% выше, и это тоже сказывается на тарифе.
Если посмотреть на затраты на персонал обеих компаний, то они примерно одинаковые — 22 млн леев у RED Nord и 25 млн леев у Premier Energy. Однако в первом случае это 2,4 бана в тарифе, а во втором — меньше одного бана.
Напомним, бытовые потребители, живущие на севере Молдовы и подключенные к сетям государственной компании RED Nord, с 1 февраля платят на 35% больше — по 2,04 лея за кВт/ч. Этот тариф снизился на 10,5 банов.
Те, кто живет на юге и в центре страны, в том числе в Кишиневе, платят 1,51 лея за кВт/ч. Это на 16,6 банов меньше действовавшего ранее тарифа для бытовых потребителей, подключенных к Premier Energy.
До снижения тарифов в конце января разница между тарифом для потребителей RED Nord и потребителей Premier Energy равнялась 26%. Сейчас она достигла 35%.