Ganea Group разворошила гагаузский улей. Почему местные пчеловоды не рады приходу крупного игрока
6 мин.

Ganea Group разворошила гагаузский улей. Почему местные пчеловоды не рады приходу крупного игрока

В Гагаузии набирает обороты конфликт между местными пчеловодами и группой компаний Ganea Group, которая хочет открыть в автономии первую в Молдове промышленную пасеку. Пчеловоды считают, что крупный игрок «убьет» небольшие пчельни, и просят власти не допустить этого. Ganea Group тем временем уже арендовала землю под пасеку и в ближайшие месяцы планирует начать работу. NM разбирался,  с чем связаны опасения пчеловодов, и почему не все из них против прихода Ganea Group.

Конфликт

Конфликт разгорелся после прошедшего в ноябре в Гагаузии Международного инвестиционного форума, на котором Ganea Group представила свой проект промышленной пасеки. По словам владельца компании Игоря Гани, пасека позволит увеличить объем экспорта меда из Молдовы на 200% и сделает республику одной из лидирующих стран Европы по его производству.

Идея такой пасеки не понравилась гагаузским пчеловодам. На встрече с властями автономии и Игорем Ганей, которая прошла в Комрате в конце января, пчеловоды выступили против этого проекта и отправили петицию председателю НСГ Владимиру Кысса с просьбой не допустить открытие такой пасеки в автономии.

Основное беспокойство фермеров связано с нехваткой сельскохозяйственных полей и леса, где во время сбора нектара держат улья. Открытие крупной пасеки, по их мнению, уничтожит мелкие пчельни.

Глава ассоциации пчеловодов Гагаузии Степан Киряков рассказал NM, что на встречу с Ганей пришли более 50 пчеловодов, причем не только их Гагаузии, но и из соседних районов. «Мы планировали на встрече задать вопросы, которые нас интересуют. Однако диалога не получилось. Мероприятие просто сорвали», — сказал Киряков.

Он также отметил, что ассоциации пчеловодов пока не определилась с позицией по этому вопросу, так ка пока нет точной информации о проекте. По словам Кирякова, если Ganea Group создаст собственную кормовую базу, а не будет кочевать с ульями по полям и лесам, тогда больших проблем у местных пчеловодов не возникнет.

Планы Ganea Group

У компании Ganea Group есть промышленные пасеки в Украине и Киргизии. Как рассказал Игорь Ганя, под пасеку в Гагаузии компания уже арендовано 300 га земли у колхоза «Победа» в селе Копчак. По словам Гани, весной компания начнет засевать землю кормовыми и лечебными травами. А для получения хороших урожаев установят систему орошения. Кроме пчеловодства, отметил предприниматель, компания займется выращиванием лечебных трав и кормовых культур для животноводства.

«Улья мы изготовим на Украине, всю пасеку привезем «под ключ». Там же обучим персонал, который будет работать в Молдове. А вот пчелиные семьи будет покупать в Молдове, чтобы это была пчела, которая работала в стране. В любом случае это будет метис, потому что мы не может быть уверенными, что получим селекцию какого-то одного вида. Это будет хороший метис, зарекомендовавший себя на деле в Молдове», — рассказал Ганя.

Он также сказал, что планирует начать с 800-1000 ульев и постепенно расширить пасеку до 2,5 — 3 тыс.
Эти цифры, отметим, гораздо ниже заявленных на инвестиционном форуме: тогда речь шла о первоначальных 6 тыс. ульев и конечных 16 тыс.

«Из-за такой негативной реакции [местных пчеловодов] мы решили на деле показать, как это будет. Доказывать на словах бессмысленно. Сначала обустроим небольшую пасеку на 2,5 тыс. ульев, покажем, как она работает и себя обеспечивает. Чтобы людям стало немного стыдно за то, как они себя вели, кричали [на встрече]», — пояснил Ганя.

Пчеловоды: за и против

Пчеловод из Комрата Андрей Новак — один из тех, кто подписал петицию. «В Гагаузии негде держать пчел. Ганя хочет посадить 300 га кормовой травы и 1-5 тыс. ульев на эту площадь. Но это ничего для такого количества пчел. У меня 100 ульев и пчелы облетают до 2 тыс. га. Чтобы содержать такую пасеку, ему надо будет раскидать улья по всему региону», — считает Новак.

По его словам, из-за нехватки места в период сбора нектара даже между знакомыми пчеловодами возникают конфликты.
«Мы у него спросили, сколько вы меда собрали за три года в Украине? Он сказал, что ничего не собрал, потому что была непогода. Он хочет убить эту отрасль, чтобы мы тоже остались без меда и уехали в Европу [на заработки]», — рассказал Новак.

В беседе с NM, отметим, Ганя рассказал, что основная задача пасеки в Украине — это разведение и продажа пчелосемей. Невозможно выкачивать мед, когда пчелосемья находится в развитии. Мы получили в прошлом году в Украине 30 тонн меда, но это не тот объем, который мы планировали производить. Поэтому сейчас мед не выкачиваем. Весь мед остается пчелам. Задача №1 — это развивать пасек», — объяснил Ганя.

Не все пчеловоды в Гагаузии негативно отнеслись к открытию промышленной пасеки. Виталий Кывыржик — управляющий пчеловодного хозяйства в селе Казаклии, которое насчитывает более ста ульев. Это одна из немногих пасек в Гагаузии, которая имеет право экспортировать мед. Но пока основной рынок сбыта компании — это Кишинев.

Кывыржик считает, что создание промышленной пасеки в Молдове было лишь вопросом времени. «Открытие рынка Евросоюза для молдавского меда стало катализатором серьезных изменений. На рынке появились игроки, которые стали относиться к пчеловодству, как к бизнесу. Они наращивают объемы, применяют новые технологии, экспериментируют с новыми продуктами, создают медоносные базы. Мы только приветствуем эти изменения. В этом и есть преимущество конкуренции, которая заставляет двигаться и развиваться быстрее», — считает Кывыржик.

Риски проекта Ganea Group

Глава Ассоциации пчеловодов Молдовы Ион Максим видит в проекте Ganea-Group большие риски. Во-первых, речь о специалистах, сказал он: для такой крупной пасеки нужно не менее десяти специалистов, которых в Молдове очень мало. Краткосрочные тренинги, по его словам, не могут подготовить профессионального работника: «Например, у нас большая гибель пчел от клещей варроа. Если вовремя не отреагировать, они быстро распространяются. Чтобы это предотвратить, нужны профессионалы».

Второе, отметил Ион Максим, это пчелосемьи: по закону в Молдове разрешено выращивать только карпатскую породу пчел, но из-за того, что в страну незаконно завозили другие породы, генетический фонд загрязнен, а найти хорошие пчелосемьи не так легко.

Третье — территория: «Не стоит забывать, что в Украине и Киргизии обширные территории. В Молдове же очень высокая плотность пасек. Это приведет к трениям между местными пчеловодами и Ганей из-за расположения. Потому что официально у нас зарегистрировано меньше пчелосемей, чем есть в действительности».

Из-за близости пасек, по словам главы Ассоциации пчеловодов, больные пчелы могут через цветки передавать болезнь пчелосемьям промышленной пасеки. Для этого достаточно, чтобы расстояние было в несколько километров.

Петр Гарчу, Комрат

Текст написан в рамках «Школы NM для региональных журналистов».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: