Президент Института стратегических инициатив Андрей Попов прокомментировал NM вызвавшую общественный резонанс тему его назначения на должность главы кабинета МИДЕИ и прозвучавшие в некоторых СМИ обвинения в конфликте интересов и кумовстве. Поводом для обвинений стало то, что Попов приходится посаженым отцом назначившему его главе МИДЕИ Нику Попеску. Андрей Попов подчеркнул, что в случае с должностью главы кабинета МИДЕИ конфликта интересов нет, а само решение о его назначении было временными, на период кризиса и перехода власти. И разъяснил, зачем это было сделано.
Андрей Попов сказал, что действительно давно и хорошо знаком с новым главой МИДЕИ Нику Попеску и никогда не скрывал, что является его посаженым отцом. Говоря о своем назначении, Попов отметил, что решение вернуться в министерство, где он работал много лет, в том числе, в должности замминистра, во-многом было принято спонтанно и в переломный момент — когда Попеску приехал в Кишинев после назначения. Это был период, когда Демпартия еще не признавала легитимность парламента и правительства Санду и удерживала контроль над госучреждениями, в том числе МИДЕИ.
Попов отметил, что речь шла о должности главы кабинета, которая не является «теплой руководящей должностью». «Скорее, это должность поддержки тыла. Это человек, координирующий повестку министра, его встречи, поездки. Человек, служащий передаточным механизмом между министром и аппаратом министерства. То есть должность абсолютно не публичная, техническая и, откровенно скажем, не слишком популярная в министерской иерархии. Поэтому говорить о кумовстве, непотизме и коррупции применительно к этой должности — просто смешно и несостоятельно», — сказал Попов.
Говоря о том, что некоторые восприняли его назначение как элемент непотизма или кумовства, Попов предложил вспомнить определение и суть этих явлений. «Суть непотизма в том, что руководитель ведомства раздает привилегии или должности своим родственникам или приближенным, обходя легальные нормы, вне конкурса и вне зависимости от их профессиональных качеств. То есть предполагается, что на эту должность мог претендовать кто-то более профессиональный и способный, но из-за предпочтений министра это не случилось. Но, повторюсь, позиции в кабинете министра не подпадают под эти положения».
Попов указал, что закон о публичном управлении устанавливает исключения: на некоторые должности, включая главу кабинета должностного лица, людей могут нанимать на работу без конкурса, а по принципу личного доверия должностного лица. То есть в случае с его назначением главой кабинета МИДЕИ конфликта интересов не было. «Это и международная практика: у каждого министра есть команда — 3-4 человека, которую он приводит в министерство, назначая исключительно по принципу личного доверия. Эти люди, к слову, даже не являются госслужащими. Они приходят вместе с министром и с окончанием его мандата уходят вместе с ним, не имея права оставаться в ведомстве», — отметил он.
Свое согласие на эту должность, при том что ранее он был замглавы МИДЕИ, дипломат объяснил тем, что решил оказать поддержку новому главе МИДЕИ в кризисной ситуации, когда Демпартия с помощью лоббистов и через посольства пыталась транслировать внешним партнерам месседжи о том, что к власти в Молдове приходят пророссийские силы, и Молдова уходит в сферу влияния Москвы. «Было очевидно, что роль внешних факторов будет определяющей в процессе передачи власти, а мобилизация всех внешних партнеров — ключевая задача. И единственный человек, который должен был этим заниматься — это Нику Попеску. При этом у него элементарно не было доступа к аппарату МИДЕИ», — добавил Попов.
В этих условиях, отметил Попов, он «без долгих размышлений, взвешиваний и условий счел своим гражданским долгом поддержать министра, чтобы вместе координировать эту работу». Он рассказал, что, имея большой опыт работы в МИДе, знаком практически со всем аппаратом и почти со всеми послами Молдовы за рубежом и находился в эти дни в контакте, в том числе и с ними. «Для нас важно было увидеть, что примерно из 20 дипломатов, с кем я общался в эти дни, подавляющее большинство поддержали нас, неформально и неофициально предоставляли информацию и т.д.», — добавил он.
Попов считает, что своей открытой поддержкой министра и нового правительства тоже дал важный сигнал обществу и аппарату МИДЕИ. Он добавил, что никто не знал, сколько продлится противостояние — «несколько дней, неделю, или пару месяцев». «И именно в этих кризисных условиях я посчитал правильным помочь там, где могу быть полезным», — отметил дипломат, подчеркнув, что это изначально было временное решение на переходный период. «После того как кризисная ситуация была исчерпана, я вернулся к работе в гражданском секторе и в журналистке», — подвел итог Андрей Попов.
Напомним, бывший посол Молдовы в Австрии и в прошлом замминистра иностранных дел, глава Института стратегических инициатив Андрей Попов был назначен главой кабинета министра иностранных дел и европейской интеграции Нику Попеску 11 июня. «Так постепенно мы создадим команду, с которой пойдем вперед», — заявил тогда Попеску. А сам Попов написал в Facebook, что принял важное решение по итогам встречи Попеску с экспертами, журналистами и представителями гражданского общества.
14 июня Демпартия объявила о передаче власти и разблокировала здания госучреждений.