Общее годовое собрание акционеров компании Moldovagaz, прошедшее 24 июля, вызвало повышенный интерес миноритарных акционеров. Один из них рассказал о деталях газового контракта между «Газпромом» и Moldovagaz и обвинил правительство Молдовы, владеющего третью акций компании, в «предательстве интересов страны». В Moldovagaz заверили, что дело лишь в непонимании вопроса. Эксперты, в свою очередь, назвали контракт крайне невыгодным для Молдовы. NM разбирался в ситуации.
В Кишиневе 24 июля состоялось общее годовое собрание российско-молдавского акционерного общества Moldovagaz. На нем акционеры утвердили контракт на поставку газа в Молдову в 2020 году.
О некоторых положениях этого контракта на своей странице в Facebook рассказал один из миноритарных акционеров Moldovagaz и владелец новостного сайта omg.md Александр Петков.
Он заявил, что в этом контракте и в контракте о транзите газа через территорию Молдовы «все незаконно, начиная с процедуры заключения почти за семь месяцев до ее также незаконного одобрения общим собранием». Особенно Петкова возмутило несколько деталей: среднегодовая цена на газ, оплата газа, потребленного Приднестровьем, голосование правительства и некоторые процедурные тонкости.
Например, в контракте указана закупочная цена на год — $173,4 за тысячу кубометров. «И это никак не 100 долларов за 1000 куб. м, как нам обещали [президент Молдовы Игорь] Додон и [глава Moldovagaz Вадим] Чебан», — написал Петков.
Также он возмутился тем, что на собрании акционеров представитель молдавского правительства, глава управления политик в области энергетики минэкономики Кэлин Негура проголосовал «за» положение газового контракта, согласно которому Moldovagaz обязуется оплатить весь объем газа, поступивший на территорию Молдовы, включая Приднестровье.
«И это, после того как за 20 минут до утверждения этой сделки Чебан зачитал в своем отчете, что только за 2019 год долг Приднестровья за поставленный газ составил $411,8 млн. Тираспольские власти решили, что Moldovagaz будет достаточно зачета за транзит в размере $14,3 млн. Этой суммой регион „расплатился“ за потребленный в 2019 году газ в объеме 1,8 млрд куб.м. Возьмите калькулятор и вы получите $7,86 за 1 тыс. куб.м газа. Такой цены нет даже на месторождении!» — подчеркнул директор новостного издания.
Он считает, что представитель правительства «утвердил очередное закабаление собственных же граждан», хотя мог отказаться, потому что обладал правом голоса более 95% акционеров. Петков также назвал это «преступным сговором против граждан Молдовы и нанесением ущерба в особо крупных размерах».
Отметим, Негура на звонки NM не ответил.
После публикации Петкова в Facebook Moldovagaz выпустил комментарий по итогам прошедшего собрания акционеров.
В компании отметили, что контракт на поставку газа в Молдову был заключен 31 декабря 2019 года. Он обеспечил энергетическую безопасность страны в условиях тогдашней неопределенности.
При этом там объяснили, что в связи с тем, что «Газпром» — мажоритарный акционер Moldovagaz, заключение газового договора содержит конфликт интересов, и его должно одобрить общее собрание акционеров. Кроме того, по требованию закона, на собрании представитель «Газпрома» не участвует в голосовании, так как считается заинтересованным лицом. В Moldovagaz подчеркнули, что компания, начиная с 1999 года, заключает подобные сделки с «Газпромом», и ни одну из них не оспорили.
«Указанная в контракте цена $173,4 за тысячу кубометров природного газа прогнозная. В реальности среднегодовая цена по итогам текущего года составит примерно $140-145, включая стоимость доставки до границы страны», — говорится в комментарии компании.
Ранее, отметим, глава Moldovagaz Вадим Чебан заявлял, что, по предварительным расчетам, закупочная цена на газ в четвертом квартале составит примерно $100 за тысячу кубометров. Во втором квартале Молдова покупала газ по $165-168.
Говоря о Приднестровье, в компании отметили, что для поставки газа в приднестровский регион заключают отдельные договоры между Moldovagaz и «Тираспольтрансгаз», и последний отвечает за оплату газа, поставленного потребителям Левобережья. «В то же время руководство компании считает этот регион неотъемлемой частью Республики Молдова», — подчеркивается в комментарии компании. Там добавили, что Moldovagaz не оплачивает и никогда не оплачивало «Газпрому» стоимость газа, поставленного потребителям Приднестровья. «Эта задолженность не ложится на плечи потребителей правого берега Днестра. Решение этого вопроса выходит за рамки контрактных отношений и подлежит разрешению на уровне акционеров», — заверили в Moldovagaz.
При этом обвинения Петкова в компании считают результатом «недостаточного понимания сути вопроса».
Как пояснил NM источник, знакомый с деталями договора на поставку газа в Молдову, договор на 2020 год ничем не отличается от таковых за последние 15 лет, а сейчас к контакту возникли вопросы действительно из-за непонимания ситуации.
Петков, в свою очередь, утверждает, что Moldovagaz говорит неправду, и ссылается на представителя «Газпрома» в акционерном обществе Геннадия Абашкина, «который открыто сказал, что „Газпром“ ждет от нас (от Молдовы) оплаты долга». «И это слышали все присутствовавшие на собрании акционеры», — отметил редактор портала.
Эксперт в энергетике Сергей Тофилат считает, что контракт между Moldovagaz и «Газпромом» действительно вызывает вопросы, хотя эти вопросы он вызывает много лет.
«Единственное, что мы с коллегами узнали нового, это то, что за утверждение газового контракта Молдова голосует как мажоритарный акционер», — сказал Тофилат NM. И в этом случае позиция молдавского правительства выглядит странной. Молдова могла бы попытаться внести изменения в невыгодный для нас контракт, представить свою позицию, предложить разделить долг. А «Газпром» мог бы, в конце концов, не согласиться. Но тогда через несколько лет, когда вопрос с оплатой долга все равно придется решать, у Молдовы было бы хоть какое-то преимущество», — объяснил эксперт.
А так, по его словам, Молдова вынуждена исполнять невыгодный для нее контракт, особенно в части поставок газа в Приднестровье и его оплаты. «По контракту, по крайней мере юридически, все финансовое бремя ложится на Moldovagaz. И, хотя долг корпоративный, он усугубляется тем, что компания легализует незаконный режим Приднестровья», — заключил Тофилат.