В Тирасполе заявили, что молдавские банки блокируют деятельность приднестровских компаний, так как перестали принимать от них молдавские леи для оплаты товаров и услуг. Лидер Приднестровья Вадим Красносельский уже пообещал пожаловаться в международные организации. В Кишиневе это объясняют борьбой с отмыванием денег. Как отметили в Нацбанке, «недостаточно одного устного объяснения, откуда деньги». А в коммерческих банках говорят, что периодически возвращают деньги и молдавским компаниям, а уж компании из Приднестровья сложно назвать прозрачными. NM разбирался в ситуации.
Сомнительное происхождение?
Лидер Приднестровья Вадим Красносельский намерен пожаловаться международному сообществу и России на нарушение Молдовой прав приднестровских предпринимателей. Если понадобится, по словам Красносельского, он готов дойти и до судов Европы и Молдовы. Об этом Красносельский заявил на заседании Совета безопасности непризнанной ПМР 25 февраля.
На прошлой неделе, отметим, в центральном банке Приднестровья заявили, что молдавские коммерческие банки перестали принимать платежи приднестровских компаний в молдавских леях с их счетов в приднестровских банках. Из-за этого компании уже более 10 дней не могут оплатить услуги или сырье.
При этом часть платежей все же принимают.
По словам первого зампредседателя Приднестровского республиканского банка (центральный банк Приднестровья) Алексея Мельника, «такая ситуация сложилась впервые за 30 лет взаимодействия между банками Приднестровья и Молдовы». Ранее проблем при проведении операций не было.
Он рассказал, что с конца января 2020 года центробанк зафиксировал девять возвратов денежных средств предприятиям из Приднестровья. В молдавских банках, по его словам, это объяснили «дополнительным контролем на соответствие принципам борьбы с отмыванием денег».
Мельник добавил, что трем крупным промышленным предприятиям Приднестровья отказали в пополнении своих же банковских счетов, открытых в Молдове. «Некоторые средства все же проходят, но те, кто получил их, не могут воспользоваться деньгами, потому что банки говорят о необходимости дополнительных проверок», — пояснил Мельник. Он добавил, что в такой ситуации оказались и молдавские поставщики металлолома Рыбницкому металлургическому заводу (ММЗ), не уточнив, о каких компаниях идет речь.
По мнению Мельника, абсурдность ситуации заключается в том, что компаниям из Молдовы разрешают перечислять леи предприятиям Приднестровья, а вот обратно их не принимают. «По итогам 2019 года со счетов в молдавских банках на счета приднестровских предприятий в приднестровских банках перечислили 3,25 млрд леев. Эти деньги перечислили 630 предприятий Молдовы и 15 международных организаций», — сообщил Мельник.
Отметим, что безналичные денежные средства из Молдовы в Приднестровье могут попасть одним путем — через кассовый расчетный счет в Тирасполе, открытый Нацбанком Молдовы еще в 1995 году. «Сомневаясь в происхождении денег, молдавские банки должны сомневаться в репутации НБМ», — подчеркнул Мельник и назвал сложившуюся ситуацию политическим давлением.
Он считает, что на самом деле молдавские банки понимают, кто плательщик, кто бенефициар, откуда деньги и т.д. — приднестровские компании предоставляют всю требуемую информацию.
Единый подход
В двух молдавских банках на условиях анонимности NM сказали, что тема расчетов приднестровских компаний — щекотливая. В то же время в банках отметили, что требования законодательства по предупреждению и борьбе с отмыванием денег действительно очень строгие. «Если у нас возникают малейшие сомнения в сумме, частоте, цели или происхождения денег, которые проходят через банк, мы блокируем операцию для дополнительной проверки. Такие меры мы применяем и по отношению к собственным клиентам, и ко всем компаниям», — рассказали в банках.
Единой подход ко всем, в том числе к предпринимателям с левого берега, подчеркнули и в Нацбанке. «Единственный банковский надзорный орган на территории Молдовы, признанный на международном уровне, — Национальный банк. При этом все лицензированные им банки открыты к сотрудничеству со всеми компаниями, а единственное требование к ним — соблюдать закон», — ответили NM в Нацбанке на просьбу прокомментировать ситуацию с платежами приднестровских компаний.
В НБМ считают, что и клиенты банков должны быть прозрачными в операциях. «Устного объяснения происхождения денег недостаточно, чтобы соблюсти требования законодательства по предупреждению и борьбе с отмыванием денег и финансирования терроризма. Банки обязаны запрашивать доказательства. И это соответствует международным стандартам», — пояснили в НБМ.
В свою очередь вице-премьер Молдовы по реинтеграции Александр Фленкя подчеркнул, что «в правительстве никто не вправе влиять на ситуацию с транзакциями в молдавских банках, независимо от того, с какой территории проводится транзакция». «Эти вопросы контролирует только Нацбанк», — уточнил Фленкя NM.
Он объяснил, что тот самый расчетный счет НБМ в Тирасполе был открыт 25 лет назад, и совершенно очевидно, что за это время банковские стандарты, в том числе в сфере предупреждения и борьбы с отмыванием денег, изменились. «И это непрекращающийся процесс. Тот факт, что перечисленные приднестровскими компаниями средства начали возвращать сейчас, а не, скажем, полгода или месяц назад, говорит о том, что раньше таких транзакций, которые приходилось возвращать, просто не было», — отметил вице-премьер. По словам Фленки, ни о каком давлении, тем более политическом, не может быть и речи, это всего лишь требование соблюдать закон.
Уточнение. В первоначальной версии цитаты Александра Фленки о возврате средств была допущена неточность. Теперь она исправлена.