Бессменный лидер коммунистов Владимир Воронин остался у руля партии, несмотря на заявление об уходе с поста. А почти бессменный лидер либералов Михай Гимпу вернулся к руководству партией. NM вместе с экспертами разбирался, почему партии в Молдове — это «частные лавочки одного человека», почему ни молдавским правым, ни левым не удалось построить внутрипартийную демократию, и при чем тут вера в бога.
Как Воронин передумал, а Гимпу вернулся
Владимира Воронина на съезде Партии коммунистов (ПКРМ) 7 ноября вновь переизбрали председателем ПКРМ. Воронин бессменно руководит Партией коммунистов со времени ее создания в 1994 году.
В сентябре Воронин объявил, что уйдет с поста лидера ПКРМ, так как партии нужны перемены. «Во всей стране происходят перемены, только коммунисты остаются в стороне. Это нечестно. Думаю, меня поймут коммунисты в территориальных организациях», — сказал тогда Воронин.
Но съезд решил иначе. Все делегаты съезда, с которыми пообщался NM, заявили, что он «незаменим», и партии не нужен другой лидер. «Он незаменим. У него достаточно и сил, и нашей поддержки. Он — наш лидер», — сказал NM один из делегатов.
По окончании съезда Воронин сказал журналистам, что передумал уходить.
«В сентябре я был решительно настроен уйти. Но потом на это решение повлияли некоторые события. Например, массовый уход многих политиков [лидеров партий]. Я сейчас говорю о Филипе, Канду, Киртоакэ, Додоне. Я не хотел быть с ними в одном ряду. Я создавал эту партию», — сказал Воронин.
В этот же день, 7 ноября, к руководству Либеральной партией (ЛП) вернулся ее почетный председатель Михай Гимпу. Он временно возглавил ЛП до избрания нового председателя.
Такое решение приняли на республиканском совете партии, после того как Дорин Киртоакэ заявил, что уходит с поста председателя ЛП и слагает с себя полномочия столичного муниципального советника. При этом Киртоакэ заявил, что не уходит из политики и вернется в нее, «как только почувствует, что нужен гражданам».
Что это значит для партий
По словам политолога Алексея Тулбуре, возвращение Гимпу на пост лидера ЛП и переизбрание Воронина — это в первую очередь знак того, что в Молдове не работает правосудие.
«Прежде чем возвращаться или переизбираться на какие-то посты, эти два человека должны ответить на вопросы прокуроров по поводу собственности, денежных счетов и т.п. Гимпу и Воронин — два пенсионера-миллионера, получившие свои миллионы незаконно, когда находились на государственной службе», — отметил эксперт.
Он назвал эти две партии «политическими трупами». При этом, по словам Тулбуре, у коммунистов «был бы шанс подняться, если бы они избрали нового лидера, так как у многих людей еще сильна ностальгия по советскому прошлому». А вот у либералов, по мнению эксперта, дела гораздо хуже, так как на унионистском политическом поле сейчас большая конкуренция.
«Это унионистская партия. Хоть она и называется либеральной, либерализмом там не пахнет. Она продвигает радикальные правые идеи в духе румынизма межвоенного времени. Эта партия не очень рукопожатная. Впрочем, и коммунисты тоже», — считает эксперт.
Политаналитик Игорь Боцан, в свою очередь, считает, что в Партии коммунистов просто нет альтернативы Воронину. «В ПКРМ не способны найти нового лидера. Это говорит о том, что у партии иссяк потенциал, и она движется по инерции. Все завязано на Воронине и на его образе. Но Воронин — это не только победитель, это еще и человек, который потерпел крупное поражение, когда в 2009 году отдал власть», — подчеркнул Боцан.
У Либеральной партии дела гораздо хуже из-за связей в прошлом с Владимиром Плахотнюком, считает Боцан.
«Это клеймо, которое уже не смоешь. Но оно больше связано именно с Гимпу. Новому лидеру партии, возможно, удастся восстановить рейтинг партии, но для этого надо создать новую политическую тенденцию [ранее это были вопросы интеграции и кражи миллиарда]. Но в нынешних реалиях это будет очень сложно», —отметил Боцан.
По мнению политолога Виктора Жосу, без Воронина и Гимпу ПКРМ и ЛП умрут окончательно.
«Партии у нас ничем не занимаются, кроме бесконечной борьбы за власть в период выборов. Они бесполезны. Коммунисты и либералы не исключение. Так что неудивительно, что Воронин и Гимпу снова возглавили свои партии. Без них эти партии окончательно умрут вместе со своими лидерами», — сказал эксперт.
Почему у нас не принято уходить
Эксперты назвали несколько причин, по которым в Молдове «не принято» уходить с руководящих партийных постов. Алексей Тулбуре считает, что это связано с отсутствием в Молдове демократии. По его мнению, «относительно демократичным периодом» можно назвать лишь межвоенный период, когда Молдова была в составе Румынии. После этого в Молдове была однопартийная система, и лидер партии уходил исключительно «вперед ногами».
Тулбуре считает, что, несмотря на нынешнюю многопартийность и плюрализм мнений, в Молдове так и не удалось построить настоящую демократию внутри партий. «У нас партии — это частные лавочки одного человека. Эти люди решают финансовые и кадровые вопросы, решают все. Поэтому с уходом лидера партия слабеет и, как правило, исчезает с политической арены», — отметил политолог. Еще одной причиной долгожительства лидеров партий Тулбуре назвал страх «оказаться забытыми». «Это тянется с советских времен. Как только человек теряет пост — государственный или партийный, он оказывается больше никому не нужным. Телефоны замолкают, и человек перестает существовать для общества. Это травматично и страшно. Поэтому люди держатся за места», — считает Тулбуре.
Его поддержал политолог Виктор Жосу.
«Никто из лидеров не думает о том, кто их сменит. У нас все партии существуют вокруг одного человека. У нас напрочь отсутствует политическая культура. Как у правых, так и у левых. Свою роль здесь играет политическая неопределенность самой Молдовы. Такое подвешенное состояние длится уже тридцать лет. Когда люди не видят будущего, они живут, как временщики, по принципу «после нас хоть потоп». Им главное решить свои проблемы, а дальше — будь что будет», — считает эксперт.
Игорь Боцан предположил, что такая ситуация связана еще и с верой, а точнее с жизненным принципом — на все воля божья. «Власть в партии — тоже от бога. Если бог захотел, чтобы тот или иной человек возглавил партию, то так и должно быть, мы не должны вникать. А зачем менять, если на то воля божья — вот так примерно у нас рассуждают», — подытожил эксперт.