agora.md

Похищение и наказание. Что не так с приговором Ботнарю по делу турецких учителей

Приговор по делу о незаконной высылке турецких учителей, который скрывали три месяца, вызвал скандал и вынудил Генпрокуратуру оправдываться. Единственного обвиняемого по делу — экс-главу СИБ Василия Ботнаря признали виновным в злоупотреблении властью и оштрафовали на 88 тыс. леев. Эксперты считают, что преступление Ботнаря можно было квалифицировать как более тяжкое. NM разбирался, могли ли прокуроры добиться более сурового приговора по этому делу.

16 сентября суд Буюкан опубликовал приговор экс-главе СИБа Василию Ботнарю. Хотя приговор вынесли еще 15 июля, судьи скрывали его до тех пор, пока вокруг этого приговора не разгорелся скандал, который не утихает больше недели.

Напомним, что 8 сентября генпрокурор Александр Стояногло в эфире одного из телеканалов сообщил, что Ботнаря приговорили к «нереальной мере наказания». Это вызвало критику правозащитников и представителей гражданского общества.

Что стало известно из приговора?

Из опубликованного приговора следует, что действия Ботнаря квалифицировали по статье 327, ч. 2 Уголовного кодекса. Она касается «злоупотребления властью, совершенного лицом, исполняющим ответственную государственную должность». По ней предусмотрено наказание от двух до шести лет лишения свободы. Прокурор Виктор Плугару попросил для Ботнаря три года лишения свободы. Адвокат Ботнаря Василий Никоарэ, напротив, настаивал, на том, чтобы Ботнарю дали минимальное наказание. В итоге судья Андрей Никулча встал на сторону адвоката и назначил Ботнарю штраф 88 тыс. леев. Также ему запретили пять лет занимать публичные должности.

Через несколько часов после публикации приговора Генпрокуратура сообщила, что Ботнарь возместил €125 тыс., которые согласно решению ЕСПЧ пошли на выплату компенсаций семьям турецких учителей. Также Ботнарь возместил СИБ 343 тыс. леев за чартерный самолет, на котором учителей отправили в Турцию. Кроме того, в Генпрокуратуре отметили, что не могли раньше сообщить о приговоре Ботнарю, потому что «суд полностью засекретил приговор». При этом прокурор Плугару сам настоял на том, чтобы дело рассматривали в «секретном режиме».

В Генпрокуратуре также отметили, что начали служебную проверку действий Плугару. В частности, у них «возникли подозрения» из-за того, что он не обжаловал приговор, допустил процессуальные нарушения (в том числе, не привлек родных учителей как потерпевших) и нарушил процедуру оглашения приговора (оглашение приговора всегда должно быть публичным — NM).

Что с этим не так?

Источник NM, знакомый с ситуацией и настоявший на анонимности, отметил, что дело квалифицировали правильно. Также он отметил, что молдавское уголовное право позволяло осудить Ботнаря и по другой статье — «о пытках» (Статья 166/1 Уголовного Кодекса, предполагает лишение свободы на срок  от 3 до 8 лет. — NM.) По словам источника, это могло бы произойти, если бы доказали, что Ботнарь знал, что учителей незаконно осудят в Турции. Напомним, в решении ЕСПЧ говорится, что турецкие учителя запрашивали убежище в Молдове и указывали, что «боятся преследований в стране своего происхождения —Турции».

К тому же, отметил источник, экстрадиция прошла с нарушениями процессуальных норм, и учителям не только не дали оспорить решение, но и не позволили выбрать страну, в которую экстрадируют.
«Вообще, если у них есть жены и дети с молдавским гражданством, никто не имел права их высылать. Но что касается Ботнаря, [ясно, что] не он принимал решения», — подчеркнул собеседник NM.

С тем, что в действиях Ботнаря можно было найти элементы других преступлений, согласен юрист Штефан Глигор. Он считает, что Ботнарю можно было инкриминировать похищение (Статья 164 УК, предусматривает наказание от 6 до 10 лет лишения свободы и от 10 до 13, если похищение произвела преступная группировка. — NM).

По словам Глигора, Ботнаря можно было обвинить и в незаконном лишении свободы (Статья 166 УК, предусматривает срок от 3 до 7 лет лишения свободы. — NM). Глигор считает, что прокуроры намеренно выбрали для Ботнаря наиболее мягкую статью. «Очевидно, в этом деле есть политическая договоренность», — отметил Глигор. Также он уверен, что в деле могло быть около 10-15 обвиняемых. Он не исключает, что прокуратура покрывает преступников.

В свою очередь глава Центра юридических ресурсов Владислав Грибинча в беседе с NM отметил, что и статья, по которой обвинили Ботнаря, предполагает лишение свободы на срок до шести лет.
Грибинча добавил, что в деле есть несколько нюансов: в нем не было потерпевших, прокурор не обжаловал приговор, Ботнарю назначили минимально возможный запрет занимать публичные должности, а судья получил своеобразное повышение. Грибинча подчеркнул, что по закону Ботнарю могли запретить и 10 лет занимать публичные должности, однако судья выбрал минимальный срок. «К тому же судью [Андрея Никулчу], который вынес приговор, через месяц назначили судьей до достижения 65-летнего возраста», — отметил Грибинча [В Молдове судью сначала назначают на пять лет, а потом до достижения 65 лет.].

Грибична напомнил, что Ботнарь признал вину, и это позволило ему получить более мягкое наказание. Однако он считает «подозрительным», что прокурор не обжаловал приговор.

Отметим, скоро NM опубликует интервью с генпрокурором Александром Стояногло о приговоре по делу турецких учителей.

***

Напомним, утром 6 сентября 2018 года сотрудники СИБа задержали и увезли в неизвестном направлении семь сотрудников сети молдавско-турецких лицеев Orizont. Позже без суда и следствия их выслали из Молдовы в Турцию, где теперь все они отбывают длительные тюремные сроки.

Высылка была незаконной. Все сотрудники лицеев просили в Молдове убежище и выдворить их из страны можно было только по решению суда. Некоторые жили в Молдове более 20 лет, у многих здесь были семьи. У властей Молдовы тоже не было права передавать их представителям властей Турции, где им грозили пытки и политическое преследование.

В июне 2019 года ЕСПЧ признал Молдову виновной в нарушении прав человека при высылке учителей и обязал выплатить им компенсацию по €25 тыс. Лишь через год после высылки прокуратура Кишинева начала расследование по этому факту. В феврале 2020 года стало известно, что в деле остался один обвиняемый — бывший глава СИБ Василий Ботнарь.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

ukranews.com

Молдова, Украина и Грузия — в мировом топе по использованию криптовалют. Что это значит?

Молдова стала одним из лидеров глобального Индекса адаптации криптовалют в категории принятия криптовалюты населением. При этом в общем рейтинге Молдова заняла 68 место из 151. NM рассказывает, что это за рейтинг, и как мы оказались одновременно на втором и на 68 месте.

Как Молдова заняла два места в рейтинге?

Индекс адаптации криптовалют, который ежегодно составляет платформа Chainalysis, показывает, как люди в разных странах мира принимают криптовалюту и технологию блокчейна. Свежий индекс платформа опубликовала на этой неделе. В рейтинге анализировали данные 151 страны.

Согласно данным Chainalysis, Молдова заняла второе место в категории принятия криптовалют населением. На первом месте в этой категории Украина, на третьем — Грузия, на четвертом — Иордания.

Как отмечают авторы индекса, в этой категории совершенно иной набор лидирующих стран, чем в общем рейтинге: «Верхние позиции в этой категории занимают страны Восточной Европы, включая Украину, Молдову и Грузию, что отражает высокий уровень криптоактивности относительно размера их населения». Авторы индекса объясняют это «сочетанием экономической нестабильности, недоверия к традиционным финансовым институтам и высокого уровня технической грамотности в регионе». «Эти факторы делают криптовалюту привлекательной альтернативой как для сохранения капитала, так и для трансграничных транзакций, особенно в странах, сталкивающихся с инфляцией, войной или банковскими ограничениями», — говорится в исследовании Chainalysis.

При этом в общем глобальном рейтинге адаптации криптовалют Молдова заняла 68 место с показателем 0,034. Индекс адаптации рассчитывается на основе четырех субиндкесов: объем криптовалюты, полученный через централизованные сервисы (например, криптобиржи); объем розничных криптовалютных транзакций суммой до $10 тыс. через централизованные сервисы; объем криптовалютных транзакций профессиональными инвесторами (речь о суммах свыше $1 млн), а также децентрализованные-протоколы (DeFi).

«Чтобы рассчитать наши субиндексы, мы оцениваем объемы транзакций в разных странах для разных типов криптовалютных сервисов и протоколов, основываясь на данных о веб-трафике их сайтов. Мы понимаем, что данные о веб-трафике не идеальны, так как некоторые пользователи криптовалюты, вероятно, используют VPN и другие инструменты для сокрытия своего реального местоположения. Однако, учитывая, что наш индекс охватывает сотни милн криптовалютных транзакций и более 13 млрд визитов на сайты, можно предположить, что возможные ошибки в распределении объемов транзакций из-за VPN несущественны на фоне всего массива данных», — говорится в исследовании. Также Индекс делает поправку на уровень ВВП на душу населения.

На первом месте в общем Индексе адаптации криптовалют Индия, на втором — США, на третьем — Пакистан, на четвертом и пятом — Вьетнам и Бразилия. Украина занимает восьмое место в глобальном рейтинге, Румыния — 59.

Как отмечает специализированный Telegram-канал CryptoDigest Moldova (его ведет журналист Александр Гыскэ), «это несоответствие [68 и 2 место] показывает, что, хотя интерес и использование криптовалюты на индивидуальном уровне в Молдове одни из самых высоких в мире, сам крипторынок страны остается небольшим в абсолютных цифрах». В то же время, отмечает автор канала, «отсутствие четкой законодательной базы делает рынок уязвимым к рискам и злоупотреблениям, а специалисты обращают внимание на то, что Республика Молдова должна будет d 2026-2027 годах внедрить европейские регламенты MiCA [Markets in Crypto-Assets Regulation — законодательство ЕС в отношении криптовалюты], чтобы обеспечить прозрачность и защиту пользователей».

Что с рынком криптовалюты в Молдове?

В Молдове нет четкого регулирования криптовалюты. Официально в Молдове запрещена работа криптообменников. Несколько лет назад в Молдове работали несколько криптообменников, однако в 2022 году Нацбанк запретил платежным системам работу с криптовалютой, а затем парламент в 2023 году принял закон, запрещающий работу криптообменников.

Для физических лиц запрета на покупку криптовалюты нет, но, согласно закону «О предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма», суммарный оборот не должен превышать 50 тыс. леев в месяц.
Это положение закона на практике сильно осложнило покупку криптовалюты напрямую: молдавские банки блокируют транзакции.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Похожие материалы

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: