По итогам прошлогодних проверок в специализированных прокуратурах Молдовы дисциплинарные дела завели против 25 прокуроров. В итоге двум прокурорам сделали «замечания», девять проверок прекратили, а остальные еще не закончены или их результаты пытаются оспорить. NM разбирался, как и за что прокуроры в Молдове могут получить дисциплинарное наказание, почему процесс затянулся на год, и зачем было проверять прокуроров, которые уже уволились из системы.
Что за проверки
Генпрокурор Александр Стояногло после вступления в должность в конце 2019 года распорядился провести проверки в Антикоррупционной прокуратуре и Прокуратуре по борьбе с организованной преступностью (PCCOCS). В январе 2020 года Стояногло сообщил, что во время проверок выявили «серьезные нарушения»: немотивированные задержания, аресты, обыски, прослушки, незаконную слежку, затягивание рассмотрения дел в суде.
По итогам проверок Генпрокуратура открыла дисциплинарные дела против 25 прокуроров (15 из Антикоррупционной прокуратуры и 10 из PCCOCS) и передала их в Инспекцию прокуроров при Генпрокуратуре. Как сообщили NM в Высшем совете прокуроров, спустя год дисциплинарные проверки против 14 прокуроров еще не закончены или их результаты оспаривают, а двум прокурорам PCCOCS Сергею Рошу и Иону Нигурицэ вынесли «замечания» (по закону «замечание» — это письменное предупреждение прокурора о том, что он совершил нарушение, и рекомендация в дальнейшем соблюдать правовые нормы).
Проверку еще девяти прокуроров прекратили. В ноябре 2020 года коллегия по дисциплине и этике при Высшем совете прокуроров выяснила, что экс-прокуроры Адриана Бецишор, Лилиан Рудей и Лилиан Бакалыма совершили дисциплинарные нарушения. Но их проверки прекратили, так как все трое уволились из прокуратуры (Бецишор — летом 2019 года, Бакалым и Рудей — зимой 2019 года). Выявили нарушения и в работе прокурора Антикоррупционной прокуратуры Адриана Попенко и прокурора PCCOCS Алины Кауя. Но их тоже не наказали, так как истек срок привлечения к дисциплинарной ответственности (год с момента совершения нарушения). А проверку прокуроров Евгения Бордоса (PCCOCS), Стеллы Барбэ (PCCOCS), Алексея Буценко (PCCOCS) и Виктора Мунтяну (Антикоррупционная прокуратура) прекратили, так как «не нашли оснований для привлечения их к дисциплинарной ответственности».
Как и за что наказывают прокуроров
Прокурора могут наказать за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, неправильное применение закона, вмешательство в работу другого прокурора, грубое нарушение закона и «недостойное поведение». Сначала информация о возможном нарушении поступает в Инспекцию прокуроров, которая проверяет, есть ли основания для привлечения прокурора к ответственности. Если основания есть, то дисциплинарное дело рассматривает Коллегия по дисциплине и этике при Высшем совете прокуроров, которая принимает решение.
Самое мягкое наказание, предусмотренное законом — это «замечание». Также прокурору могут вынести выговор (высказать претензию в письменной форме), снизить зарплату от 15% до 30% на срок от трех месяцев до года, понизить в должности или уволить.
В то же время прокурор, которого Коллегия по дисциплине и этике признала виновным, может обжаловать это решение в Высшем совете прокуроров, а затем в суде.
Что говорят в Высшем совете прокуроров
Как пояснила NM член Высшего совет прокуроров Инга Фуртунэ, дисциплинарные дела против прокуроров заводят за нарушение служебных обязанностей. А когда речь идет о том, что прокурор нарушил уголовный закон, против него могут начать уголовное дело. При этом, как отметила Фуртунэ, во время уголовного расследования могут выявить и дисциплинарные нарушения и уведомить об этом Инспекцию прокуроров.
«Он [тот, кто ведет расследование против прокурора] предполагает, что было дисциплинарное нарушение, но не может решить, было ли оно. Он передает информацию в Инспекцию прокуроров, и она уже решает, есть ли повод для привлечения к дисциплинарной ответственности. Но расследование против прокурора продолжается [независимо от решения инспекции]», — сказала Фуртунэ.
При этом она отметила, что в одном дисциплинарном деле может идти речь сразу о нескольких нарушениях. Если все нарушения выявили, до того как выскажется Коллегия по дисциплине и этике, их обязаны объединить в одно дисциплинарное дело.
Независимо от того, какое дисциплинарное наказание получил прокурор, в течение года он не может претендовать на повышение и не может получать премии. «Через год прокурор считается реабилитированным. Но это [дисциплинарное наказание] в любом случае оставляет след. Когда он будет участвовать в каких-то конкурсах, это тоже учтут», — отметила Инга Фуртунэ.
Говоря об открытии дисциплинарных дел против бывших прокуроров, Фуртунэ пояснила, что дисциплинарное нарушение могут констатировать и после отставки прокурора. Она подчеркнула, что по закону экс-прокурора не могут наказать за дисциплинарные нарушения, но могут констатировать, что он их совершил. «Он остается дисциплинарно виновным. Если выяснится, что он не совершал дисциплинарного нарушения, он считается реабилитированным», — заключила член Высшего совета прокуроров