В Молдове ситуация с соблюдением прав человека никак не улучшилась за год. К тому же из-за эпидемии коронавируса серьезно нарушалось право на медицинскую помощь. Об этом говорится в ежегодном отчете правозащитной организации Amnesty International Moldova, который представили 7 апреля. NM рассказывает, как рисковали полицейские на протесте фермеров, на котором власти и НПО пришли к согласию, и что стало «вишенкой на торте» в несоблюдении права на свободу слова.
Право на здоровье
Соблюдение права на здоровье больше всего пострадало во время эпидемии коронавируса в Молдове. «Меры, которые предприняли, чтобы справиться с вирусом, привели к тому, что не оказывали другие медицинские услуги», — сказала эксперт Amnesty International Moldova Констанца Ботнар на презентации отчета.
Она рассказала о случаях, когда пациентов отказывались госпитализировать, потому что врачи посчитали их состояние недостаточно тяжелым. Ботнар подчеркнула, что из-за нехватки защитного оборудования медработники были очень уязвимыми, а степень заболеваемости среди них была очень высокой. Так, по данным на конец 2020 года, более 1 тыс. медработников заболели коронавирусом, а более 80 умерли. При этом, отметила Ботнар, медработникам запретили публично рассказывать о том, что им не хватает защитного оборудования.
Заключенные в тюрьмах
Негативно сказалась эпидемия коронавируса и на заключенных в тюрьмах. Эксперт Amnesty Михай Дурнеску рассказал, что тюрьмы по-прежнему переполнены, а заключенным не оказывают квалифицированную медпомощь. Серьезная проблема, по словам Дурнеску, заключается в том, что заключенных редко соглашаются отправлять на лечение в гражданские больницы. «Это стало более очевидным во время пандемии COVID-19. И среди сотрудников тюрем, и среди заключенных выявили сотни случаев коронавируса», — отметил Дурнеску.
Также эксперт сказал, что в Молдове нет никакого прогресса в борьбе с пытками. Он подчеркнул, что те, кто применял пытки, по-прежнему избегают наказания, а тем, кто пережил пытки, не выплатили достаточные компенсации.
Избирательное правосудие
Эксперты обратили внимание на заявления генпрокурора Александра Стояногло о том, что его предшественники заводили необоснованные уголовные дела. Они напомнили, что в феврале 2020 года Стояногло распорядился проверить 38 дел, которые завели по «политическим мотивам».
Эксперты привели в пример сфабрикованное уголовное дело против Вячеслава Платона, которого в 2017 приговорили к 18 годам тюрьмы. «Платона освободили через месяц на время пересмотра его дела в суде. Несмотря на это, пересмотр тех 38 дел создает риск применения избирательного правосудия из-за отсутствия четких критериев для выбора дел», — отметил Дурнеску.
Кроме того, он напомнил, что по делу о незаконной высылке турецких учителей к уголовной ответственности привлекли только экс-главу СИБ Василия Ботнаря, а приговор скрывали от общества.
Право на свободу слова
По словам исполнительного директора Amnesty international Вячеслава Тофана, СМИ остались плюралистическими. Он отметил, что СМИ по-прежнему очень зависят от частного финансирования, а у источников финансирования, в свою очередь, определенные политические взгляды. Тофан подчеркнул, что иски о клевете остались способом давления на СМИ, в том числе из-за расходов на судебные издержки.
Эксперт напомнил, что весной 2020 года Совет по телевидению и радио (СТР) запретил ведущим выражать собственное мнение о коронавирусе, а затем отменил этот запрет на фоне общественного возмущения.
Также Тофан отметил, что 6 из 10 журналистов сообщили Amnesty International, что столкнулись с препятствиями в получении информации, которая представляет общественный интерес. Кроме того, журналисты получают неполные или размытые ответы на запросы.
«Вишенкой на торте стало то, что СТР — не независимая структура. Решения совета во многих случаях зависели от политической аффилированности СМИ», — сказал Тофан.
Право на свободу встреч
Жители Молдовы в 2020 году достаточно часто протестовали. Тофан напомнил, что летом прошлого года против участников мирного протеста полицейские необоснованно применили слезоточивый газ. Полиция задержала тогда 9 человек, а потом просто отпустила. В августе мэр Кишинева запретил использовать на протестах сельскохозяйственную технику.
Напомнил Тофан и о декабрьских протестах фермеров перед парламентом, во время которых от слезоточивого газа пострадали не только полицейские, но и журналисты. Глава Amnesty считает решение полиции помешать тракторам с помощью «живого щита» непродуманным. По его мнению, это было опасным и для полицейских, которые пытались остановить многотонные машины, и для протестующих.
Приднестровье
Правозащитники отметили, что из-за коронавируса власти Приднестровья ограничили передвижение по левому берегу Днестра для лиц, у которых нет «местных паспортов».
По словам правозащитников, в первую очередь эта мера отразилась на врачах, которые работали на правом берегу Днестра. В Amnesty отметили, что врачей поставили перед сложным выбором — где им жить и как добираться на работу.
Общество и власть
Вячеслав Тофан напомнил, то летом 2020 года в Молдове приняли закон об НПО. Тогда к обсуждению проекта привлекли и гражданское общество. Он подчеркнул, что закон упростил некоторые аспекты, связанные с финансированием НПО.
«Это показывает, что власти могут эффективно сотрудничать с НПО, тем более плод их совместных усилий широко приняли и политический класс, и общество», — заключил Тофан. Он призвал власти продолжить активно сотрудничать с гражданским обществом.