Пристегнитесь, взлетаем? Куда летит молдавская экономика
Экономические итоги июня
Пристегнитесь, взлетаем? Куда летит молдавская экономика
Экономические итоги июня
Главные темы месяца – выход из карантина HoReCa, новые обещания властей поддержать бизнес, начало (не) восстановления экономики и возобновление переговоров о российском кредите. Свежий прогноз от МВФ оптимизма не внушает, зато президент уверяет, что выход из кризиса близок. NM изучил цифры, сравнил данные, проанализировал заявления и факты и подвел экономические итоги июня.
Ваш выход, общепит
В июне многие виды бизнеса вышли из карантина, начав экономическую деятельность.
С 1 июня сняли ограничения для рынков в Кишиневе и Бельцах. Открытие, по крайней мере Центрального рынка столицы, сначала вызвало ажиотаж у посетителей и обличительные высказывания премьер-министра и эпидемиологов в их адрес
Однако сейчас рынок работает в нормальном режиме. Правда, покупатели и продавцы, хотя и приспособились к новым условиям, с трудом соблюдают требование носить маску как положено, ссылаясь на жару.
Сейчас продавцы на рынках сталкиваются с новой проблемой: многие администраторы рынков требуют от них оплатить аренду за те месяцы, пока рынок не работал. Об этом NM рассказал глава Ассоциации малого бизнеса Еуджений Рошковану. По его словам, мелкие предприниматели и самозанятые с трудом выживают в условиях пониженного спроса, строгих санитарных требований и самоуправства администрации рынков.
С 8 июня в Молдове открылись торговые центры. Но с очень ограниченными условиями деятельности. Им разрешили работать с 10 утра до 16.00 и только в будни. Кроме того, в них по-прежнему запрещена работа общепита, рекреационных зон и кинотеатров. По информации NM, владельцы коммерческих центров уже несколько раз встречались с центральными и местными властями, пытаясь убедить их пересмотреть часы работы, совсем не рентабельные для ТЦ, однако, пока безуспешно.
С 15 июня власти разрешили сразу несколько видов деятельности: регулярные воздушные пассажирские рейсы и регулярные чартерные рейсы, работу фитнес-центров, тренажерных залов и работу заведений общественного питания. Все – с определенными условиями и строгим соблюдением санитарных требований.
Например, фитнес-залам разрешили работать без раздевалок, душевых и бассейнов. Это возмутило общественность. Аргументируя это решение, глава Наццентра общественного здоровья Николай Фуртунэ сказал, что работа без раздевалок и душевых кабин снижает риск заражения.
“
Когда человек идет в раздевалку, он контактирует с одним человеком, заходит в душевую, — с другим [без соблюдения социальной дистанции]. Если человек очень хочет заниматься в тренажерном зале, он переодевается, садится в машину, едет, занимается, потом опять садится в машину, дома переодевается и моется.
Николай Фуртунэ, глава Наццентра общественного здоровья
Самым долгожданным было, пожалуй, открытие кафе и ресторанов. Представители этой отрасли серьезно пострадали от карантинных мер, требовали от государства помощи и даже организовывали протесты.
По словам ресторатора Дмитрия Чеботареску, рестораны потеряли до 95% продаж. И лишь в некоторых сетях от 5 до 10% прежнего дохода обеспечивала доставка. Острым был вопрос аренды. Чеботареску рассказал, что крупнейший торговый центр Кишинева в период карантина выставлял такие цены за охрану арендованных помещений – 20 тыс. леев, как будто эти помещения охраняла рота солдат.
Представители общепита считают, что государство не оказывало им никакой помощи, а снижение НДС на 5% – до 15% они еще не скоро почувствуют.
Поддержка бизнеса. Дубль три
Между тем минфин пытается усилить поддержку бизнеса государством. Так, с 1 июля компании смогут обратиться за компенсацией процентов по кредиту на большую сумму. Кроме того, теперь одобрят и кредит, взятый в небанковских финансовых организациях. Парламент 18 июня одобрил поправки, благодаря которым компания сможет взять кредит в размере всего шестимесячного фонда заработной платы, а не трехмесячного, как было до сих пор.
По словам министра финансов Сергея Пушкуцы, цель этих поправок — обеспечить доступ к финансированию большего числа предприятий в условиях существующего кризиса.
Согласно проекту, следить за предоставлением субсидий предприятиям, которые во время чрезвычайного положения были вынуждены остановить работу или не выплачивали зарплату работникам, будет Государственная налоговая служба.
На заседании правительства премьер-министр Ион Кику предложил продлить программу и на следующий год. Но, по словам Пушкуцы, этот вопрос рассмотрят во время утверждения бюджета на 2021 год.
Также власти решили помочь предпринимателям перейти на онлайн-торговлю. Минэкономики разработало для этого программу. Благодаря ей около 100 малых и средних предприятий получат 20 млн леев для развития интернет-продаж своей продукции.
В частности, предприятия могут получить ваучер на 20 тыс. леев и грант 200 тыс. леев. «Ваучер можно потратить на создание сайта или страницы в соцсетях. Когда мы анализировали, пришли к выводу, что не все люди, которые умеют создавать и производить, обладают навыками в IT и онлайн-маркетинге», – отметила госсекретарь минэкономики Юлиана Дрэгэлин. Бизнес, по ее словам, может получить грант после ваучера и потратить, например, на покупку специализированного софта. Также в минэкономики полагают, что для некоторых производителей присутствие в онлайне в будущем сможет облегчить выход на внешние рынки и возможность экспортировать продукцию.
Правда, чиновник признает, что не весь бизнес сможет перейти тотально в онлайн.
“
Есть категории [потребителей], которым это не подходят. Они хотят почувствовать, посмотреть на продукцию. Коммуникация важна. Мы не за тотальный переход, а за комбинирование двух подходов. Онлайн – это лишь возможность увеличить узнаваемость и повысить продажи.
Юлиана Дрэгэлин, госсекретарь минэкономики
Чтобы получить поддержку в рамках программы, владельцам официально зарегистрированных в Молдове малых и средних предприятий необходимо будет доказать, как интернет-торговля поможет им преодолеть кризис, вызванный ограничениями, связанными с эпидемией.
Но, если центральные власти продолжают придумывать разные способы поддержать бизнес, то местные – усложняют им жизнь. Так, ритейлеры возмутились решением Муниципального совета Кишинева увеличить местное сборы для магазинов площадью свыше 200 кв.м и намерены опротестовать это решение. Аргументы советников о том, что в период карантина в супермаркетах выросли цены, и те много заработали, не устроили предпринимателей.
«Это нарушило принцип предсказуемости предпринимательской деятельности. Кроме того, повышенные налоги ввели ретроактивно», — заявил глава патронатов ритейлеров Виктор Дурлештяну на пресс-конференции, посвященной этой проблеме.
Он добавил, что процесс разработки и принятия этого решения был абсолютно непрозрачным, а к проекту нет даже пояснительной записки. Также ритейлеров возмутило, что перед принятием решения никто не поговорил с бизнесом. «Нет никаких равных условий игры. Это дискриминация», — уверен Дурлештяну.
Почти рейдерской атакой назвали снос рекламных щитов в Кишиневе и рекламные агентства.
“
Это беспредел, когда звонят и требуют срочно убрать рекламные конструкции. Ни один экономический агент не установит рекламную конструкцию, не получив на это разрешение властей. Только после этого он устанавливает рекламу.
Галина Забловская, исполнительный директор Ассоциации рекламных агентств Молдовы
По ее словам, рекламисты просто не понимают, как действовать дальше. «Кому-то рекламные конструкции могут не нравиться, но наружная реклама приносит городу 27 млн леев в год, а республике — 40 млн леев. […] Гораздо проще снести рекламную конструкцию, чем отремонтировать тротуар или памятник архитектуры», — отметила Забловская.
При этом мэр Кишинева Ион Чебан заявил, мэрия обсуждает проект нового регламента размещения наружной рекламы в Кишиневе с представителями рекламных компаний, и заверил, что изменения будут вводить постепенно.
Впервые с введения в Молдове карантинных мер поступления в госбюджет уже три рабочих дня подряд (24, 25 и 28 июня) превысили показатели тех же дней прошлого года. Об этом свидетельствует отчет о ежедневных поступлениях в бюджет, опубликованный на сайте минфина.
По итогам 26 дней июня поступления в госбюджет составили 3,2 млрд леев. Это на 9%, или 274 млн леев больше прошлогодних показателей.
В целом поступления в госбюджет почти за полгода составили 17,15 млрд леев. Это на 3,1% меньше прошлогодних и на 5 % меньше запланированных.
Накануне президент Игорь Додон уже поспешил радостно сообщить эту новость, подчеркнув, что экономика начала восстанавливаться.
На своей странице в Facebook он написал о темах, которые обсуждал со спикером Зинаидой Гречаной и премьером Ионом Кику.
“
Четвертая тема – экономическая ситуация в стране и, прежде всего, доходы бюджета, которые в текущем месяце на 270 млн. леев больше, чем в июне 2019 года. Это позволяет нам вернуться к реализации социальных и инфраструктурных проектов, включая ремонт дорог, водоснабжение и канализацию, поддержку аграрного сектора, малого и среднего бизнеса, индустриальных парков…
Игорь Додон, президент РМ
На прошлой неделе глава государства тоже говорил о начале восстановления, оперируя данными об экспорте.
По словам президента, Молдова начала выходить на прошлогодний уровень объема экспорта. «Практически вернулись. Начали выходить на уровень прошлого года. Это же касается и бюджета. А теперь представьте, что мы все останавливаем и вводим карантин. Будет лучше? Не думаю», — сказал глава государства.
«За последние дни, с начала июня постепенно выходим на данные прошлого года. Молдова находится в рецессии, но положительные подвижки есть», — подчеркнул Додон.
По словам президента, темпы сокращения экспорта, по крайней мере в страны ЕС, действительно замедлились. Так, если по итогам мая снижение экспорта составило 33% по сравнению с маем 2019, то по итогам 18 дней июня — всего 2%.
Отметим, что последние данные статистики экспорта за апрель свидетельствуют о его значительном сокращении. По данным Нацбюро статистики, экспорт товаров в апреле сократился на 30,5% по сравнению с апрелем 2019, составив $149,8 млн. Это также на 28,7% меньше, чем в марте 2020 года (Нацбюро статистики пока не представило данные за май).
Если посмотреть на объемы экспорта за четыре месяца этого года, падение не столь существенное — минус 13% по сравнению с этим же периодом 2019. На снижение экспорта больше всего повлияло снижение реэкспорта — на 35,3%. Экспорт в чистом виде с января по апрель снизился на 2,7%.
При этом эксперты уверены, что экономика серьезно пострадала, экономический спад углубляется, а президент конъюнктурно манипулирует цифрами.
“
Манипулирование в сравнениях с аналогическим месяцем прошлого года, которое позволил себе президент, — недопустимо, так как обязательства бюджета 2020 года не совпадают с обязательствами 2019 года и по поступлениям, и по расходам, в том числе по июню. Кроме того, сроки по платежам и декларациям в связи с эпидемией были отодвинуты с марта, апреля и мая на три месяца, то есть как раз на конец июня. И эти поступления — в счет предыдущих месяцев, когда население и экономические агенты получили некое налоговое расслабление до июня.
Вячеслав Негруца, экс-министр финансов
Эксперт добавил, что этой весной жители Молдовы как никогда покупали овощи и фрукты в супермаркетах. «Обычно они это делали на рынках, а рынки были закрыты. Супермаркеты платят налоги, и за покупки в предыдущие месяцы оплата налогов как раз поступает в бюджет в июне. Но в июне рынкам дали послабление, а там, как известно, налогов меньше или их вообще нет, и результат будет уже в июле-августе», — отметил Негруца.
По его мнению, «конъюнктурное манипулирование данными — это как раз то, чего не должно позволить себе любое правление в условиях кризиса». «Во-первых, это отвлекает от реальной диагностики и адекватных мер, а во-вторых, создает этим же манипуляторам пространство для последующих объяснений, почему в июле-августе поступления вдруг рухнули, и опять появился риск невыплаты пенсий, зарплат и т.д.», — заключил эксперт.
Между тем данные Нацбанка о ликвидности и новых кредитах и депозитах показывают, что за апрель-май ликвидность в Молдове достигла исторического максимума – 29,4 млрд леев. Это произошло благодаря постепенному, хотя и более слабому росту депозитов – плюс 0,3 млрд за апрель-май. Теперь на банковских счетах хранится более 70 млрд леев.
А вот кредитов за этот период банки выдали на 1,1 млрд леев меньше, причем кредитов именно бизнесу. Из-за этого, между прочим, Нацбанку приходится больше стерилизовать денежную массу, чтобы не допустить обесценивания лея.
Экономический эксперт Виктор Чобану считает, что снижение кредитования – результат недальновидной политики властей.
“
Это было ясно с самого начала, когда правительство объявило, что готово гарантировать только проценты по кредитам, но не сами кредиты. Результат налицо – малый и средний бизнес, которого у нас 99%, просто не смог получить кредиты без гарантий. Виртуальная мера помощи оказалась явно провальной. Что в этом случае делает правительство? Признает ошибки? Как бы не так! Напротив – настаивает на той же глупости и увеличивает фонд оплаты труда, по которому субсидируются проценты с 3-х до 6 месяцев. То есть, предприятие не работало, оборота нет, прибыль в минусе, а правительство предлагает ему платить зарплаты, взяв кредит. Вместо того, чтобы компенсировать частично сами зарплаты для сохранения рабочих мест на неработающих предприятиях.
Виктор Чобану, экономический эксперт
Новая битва за деньги
Несмотря на то, что ситуация с бюджетом не такая плохая, власти не оставляют надежды заполучить аннулированный в мае российский кредит на 200 млн евро. Так, после двухдневной поездки Игоря Додона в Москву стало известно, что Молдова и Россия на этой неделе возобновят переговоры по российскому кредиту на 200 млн евро.
Додон при этом опубликовал в Facebook письмо заместителя министра финансов России Тимура Максимова, подписанное 23 июня.
«Ссылаясь на обращение премьер-министра Иона Кику, позвольте подтвердить готовность к возобновлению двусторонних консультаций с молдавской стороной по вопросу предоставления государственного финансового кредита правительству Молдовы в размере €200 млн», — заявил в письме Максимов.
«Процесс пошел», — так прокомментировал Додон новость о начале переговоров с Россией.
Перед поездкой президент высказывал сомнения в том, что Россия захочет возобновить переговоры.
“
Следует отметить, что эти деньги были предусмотрены в бюджете России. Сейчас нужно выяснить, есть ли они еще в бюджете, готовы ли они нам выделить кредит. Я думаю, что нужно передоговориться по многим вещам. Сумма ясна, процент ясен. Причем даже наши оппоненты, которые опротестовали соглашение в Конституционном суде, уже говорят, что условия кредита очень выгодные, намного лучше, чем другие кредиты, предоставленные Молдове. Поэтому у нас уже есть внутренний консенсус. Что касается статей соглашения, которые вызвали возмущение оппозиции, министр финансов России очень хорошо объяснил их суть, и развеял практически все подозрения.
Как ранее писал NM, самые острые споры при обсуждении российского кредита в парламенте вызвала статья 7, пункт 2 кредитного соглашения, где говорится о том, что правительству придется взять на себя и просроченные долги по одобренным государством займам молдавских компаний перед российскими банками. В ходе дискуссий власти так и не прояснили этот вопрос: зачем нужен этот пункт в договоре, и какие кредиты молдавские компании могут просить у российских банков.
После этого премьер-министр Ион Кику назвал безответственными депутатов, которые всячески выступают против подписания соглашения с Россией о выделении €200 млн. По словам Кику, объем поступлений в бюджет постепенно восстанавливается после драматического снижения в апреле и мае. Однако «в тех сложных условиях, в которых оказалась экономика страны, внешнее финансирование — единственная возможность для выполнения финансовых обязательств перед гражданами».
Отметим, что молдавское правительство собирается получить и макрофинансовую помощь от ЕС. Например, на последней встрече премьера с главой Евроделегации в Молдове Петером Михалко обсуждался процесс выполнения условий для получения этой помощи, и глава молдавского правительства отметил в этом прогресс.
“
Правительство доработало и утвердило закон о закупках в области энергетики, водоснабжения, транспорта и почтовых услуг, закон о выявлении нарушений в области предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма, создана совместно с Латвией следственная группа по делу о банковском мошенничестве. Реализуется реформа правосудия и стратегия реформы ВСМ. Парламентская комиссия одобрила законопроект об НПО.
кабмин
На прошлой неделе парламент выполнил еще одно условие - отменил гражданство за инвестиции. При этом заявки инвесторов, поданные до введения моратория, рассмотрят, а закон вступит в силу с 1 сентября 2020 года, когда истечет срок моратория, введенного парламентом ранее.
Как писал NM, компания-оператор программы предоставления молдавского гражданства за инвестиции Henley and Partners заявляла, что, если правительство расторгнет контракт с частным партнером программы молдавского гражданства за инвестиции, то Молдове придется заплатить издержки, предусмотренные контрактом. Сумму издержек компания не назвала. Напомним, что мораторий на гражданство через инвестиции в Молдове ввели летом 2019 года, срок моратория должен был истечь 24 декабря 2019 года, но его снова продлили. До введения моратория заявки на молдавское гражданство, по информации Агентства публичных услуг, подали 97 человек. Восемь иностранцев стали гражданами Молдовы по этой программе. Сейчас на рассмотрении находится 25 заявок на получение гражданства иностранными гражданами и членами их семей.
Программа гражданства Молдовы за деньги, которую инициировали демократы, предусматривает, что иностранец может получить гражданство Молдовы, если перечислит в Фонд долгосрочного развития страны минимум €100 тыс. или минимум €250 тыс. в стратегически важную сферу бизнеса. Власти рассчитывали за первые пять лет действия программы привлечь €1,3 млрд.