Жительница Кишинева Анна Горбан пять месяцев занимала у своих знакомых разные суммы денег на операцию. Когда знакомые поняли, что операцию Анна делать не собирается, они забили тревогу, но связаться с девушкой уже было невозможно. Родные и друзья Анны считают, что она могла попасть в беду. Родители девушки обратились в полицию. NM рассказывает эту странную историю, которая стала известна благодаря знакомым Анны, организовавшим ее поиски.
#поискианныгорбан
«Я в шоке. Думаю, у нее беда какая-то. Не верится, что Аня могла бы в здравом уме такое творить». «Что на самом деле произошло и происходит с Аней?». «В здравом уме она не стала бы так делать никогда», «Аня очень порядочный человек и очень доверчивая». Это комментарии знакомых Анны Горбан под публикацией в Facebook Антона Перкина с хэштегом #поискианныгорбан.
О том, что известная как тургид Анна Горбан попала в беду, стало известно 18 января, когда Перкин рассказал об этой истории в соцсети. «Этот пост не должен был появиться, и я публикую его только потому, что это может помочь другим и самой Ане. Публикация этой информации согласована с участниками происходящего, включая Аниных родителей. Мы долго собирали эту информации и верили, что не придется все открывать. Это непросто писать, поэтому постараюсь коротко и без лишних подробностей», — так Антон Перкин объяснил появление своего поста.
Дальше он рассказал саму историю: «Прекрасная девушка Анна Горбан, которую многие, включая меня, знают (до сих пор буду использовать настоящее время) как суперпорядочного человека, просит деньги у знакомых и малознакомых людей на разные цели (самая частая — гинекологическая операция, но встречаются и ковид, ремонт ноутбука, деньги для помощи другу и т.д.). На самом деле никакой операции или другой уважительной причины нет — это было неоднократно проверено и может восприниматься как факт. Сейчас из того, что мы знаем, она одолжила у десятков людей около 500 тыс. леев. Все это началось в конце лета, но продолжается до сих пор, и мы хотим это остановить. Некоторые из нас до передачи денег говорили с ней по телефону или встречались лично — нет сомнений, что это была именно она».
Автор поста также сообщил, что родители Анны подали в полицию заявление о ее пропаже, а те, кто одалживал ей деньги, тоже обратились в правоохранительные органы. «Подавляющее большинство из нас не ставит цель вернуть деньги. Мы хотим найти Аню, возможно, спасти ее и понять, что случилось. Версии пока разные — наркотики, секта, гипноз. Вероятно, ей грозит опасность», — написал Антон Перкин.
Цена репутации
Анна Горбан многим знакома в Кишиневе как туристический гид, также она недолго работала в одном из молдавских СМИ. Антон Перкин познакомился с Анной, когда отправился с ней на три недели в Непал. «Высокие горы, мало кислорода, в таких поездках всегда хорошо узнаешь людей», — сказал он в беседе с NM. Говоря об Анне, он также отметил, что она была «вроде общительным, но в то же время закрытым человеком». «Нет какого-то ее лучшего друга, у которого можно вот взять и узнать все о ней», — добавил он.
Антон рассказал, что одолжил Ане 5 тыс. леев на гинекологическую операцию. По его словам, Аня попросила 10 тыс., он сначала перевел половину суммы, а вторую половину не стал переводить, так как общий знакомый рассказал, что Аня и у него просила деньги, но не на операцию, а для какого-то друга. «Это меня смутило, и я не стал переводить ей оставшиеся деньги», — пояснил Антон.
Сейчас Антон Перкин на волонтерских началах активно участвует в поисках Анны. Как удалось выяснить волонтерам, Анна одолжила более полумиллиона леев (пока известно о 516 тыс.) более чем у ста человек. У кого-то она просила деньги на ремонт ноутбука, кому-то говорила, что болеет коронавирусом, а у кого-то — на гинекологическую операцию, но даты операции были разные.
«Люди отдавали ей деньги, все почти малознакомые, но все знали ее как очень честного человека. Это все похоже на какое-то социологическое исследование о цене твоей репутации. Вот сейчас цена — 500 тыс. Мы до сих пор не верим, что она сама это сделала», — сказал Антон.
До недавнего времени сообщения от Анны с просьбой занять денег все еще приходили, но ее саму уже давно никто не видел. Последний раз ей передавали деньги 16 и 17 января, но на встречу от имени Анны приходил некий Дмитрий. Однажды Анна или кто-то от ее имени просил выслать деньги некой Ольге Яцко. Сначала деньги должен был получить какой-то друг Анны, но в последний момент она попросила переслать их Ольге. Кто такая Ольга Яцко, волонтеры пока не выяснили.
Профили Анны Горбан в соцсетях удалены, номер телефона отключен. Сообщения от нее приходят в мессенджерах.
Фотосессия для кумира
Волонтер Елена, которая занимается поисками Анны, рассказала, что знакома с ней с 2012 года. По словам Елены, Аня иногда замыкалась в себе и не любила чужие прикосновения, но в остальном вела себя как обычный человек. «Мы много общались, делились личным. Нельзя сказать, что мы были прямо друзьями, но я была в ближнем круге», — отметила Лена.
По ее словам, весной Анна рассказывала ей, как занимается волонтерством, помогая пожилым людям во время локдауна. NM писал об этом в репортаже «Люди звонят и говорят, что им нечего есть».
Летом Аня устроилась на работу в СМИ и даже звала Лену устроиться туда же. «Она хотела заменить окна в квартире и говорила, что ее больше не тянет в горы, что она устала от физической нагрузки и спорта. Хотя раньше без гор Анна не могла. Она подарила кому-то свой велосипед. И это тоже показалось мне странным — не продала, а именно подарила», — вспоминает Лена.
Странности, как сейчас уже понимает Лена, начались в сентябре. В 20-х числах сентября Анна продала свою квартиру, в которой совсем недавно собиралась установить новые окна, а еще взяла кредит в микрофинансовой организации. При этом, по словам Елены, крупных покупок Аня не делала и стиль жизни не меняла.
Также Аня стала очень дешево распродавать свое туристическое снаряжение, объясняя это тем, что хочет сменить сферу деятельности. «Я узнала об этом позже и даже как-то обиделась, что она не предложила мне, ведь она знала, что я хожу в горы», — отметила Лена.
В это же время Аня начала одалживать у знакомых деньги на лечение. «Она все продавала и продавала. И выпрашивала деньги на лечение. Мы проверяли через знакомых в больницах — на лечение она не ложилась. Кому-то она писала, что вышла из больницы, кому-то — что только ложится», — рассказала Елена.
С Анной она виделась в начале сентября. Анна тогда попросила одолжить ей небольшую сумму денег. Это показалось Лене странным, потому что раньше Аня говорила, что у нее хорошая зарплата, но деньги, по словам Лены, она все равно дала без лишних вопросов.
«Потом она попросила еще 2 тыс. леев, я снова дала и решила, что потом разберемся. Тогда она не призналась, зачем деньги, словно стеснялась. Потом она сказала, что у нее миома», — вспоминает Лена.
После этого она еще раз виделась с Аней, которая в знак благодарности за помощь позвала ее в кафе. По словам Лены, Аня была очень похудевшей, но выглядела хорошо.
Позже Лена узнает, что в сентябре Анна искала кого-то, кто помог бы ей сделать «липовую справку» о трудоустройстве, и узнавала о прививке от желтой лихорадки. Лена предполагает, что справка нужна была для получения кредита, а зачем нужна была прививка от желтой лихорадки, она не знает.
«У некоторых людей она просила деньги для очень важного для нее человека, которому надо вернуться в Конго», — сказала Лена, отметив, что информация о прививке могла быть связана с этим.
При этом Анна всегда просила тех, к кому обращалась за помощью, не обсуждать с другими ее ситуацию.
На днях волонтеры узнали, что в конце октября Анна заказала фотосессию у знакомого фотографа. На фотосессию она пришла с парнем. Фото похожи на работы для фотостока. Когда фотограф спросил, для кого или для чего эти фото, Анна вскользь бросила, что это фотосессия для кумира или идола. Фотограф удивился, но от дальнейших вопросов воздержался.
Те, кто видел Анну в октябре-ноябре, говорят, что она была истощена и одета не по погоде. Так, 29 ноября девушка пришла на встречу в майке и рубашке. «Она дрожала всем телом, но люди, которые с ней виделись, списали это на то, что она болеет», — рассказала Елена.
Исчезновение
После получения денег Анна не прерывала связь с теми, у кого заняла. Она продолжала общаться с ними в сети.
Антон Перкин считает, что действия Анны не были случайными, у них был какой-то алгоритм. «Она начинала налаживать контакт с людьми, с которыми давно не общалась. Это не было так, что она сразу просила деньги . Также она не прерывала общение после», —пояснил Антон.
Последние статьи Анны Горбан в СМИ, в котором она работала, опубликованы в октябре 2020 года. Отец Анны Николай рассказал, что спросил дочку, почему она больше не пишет, ведь ей так нравилась ее новая работа. «Аня сказала, что у нее наклевывается другая хорошая работа с возможностью переехать во Францию, и она хочет подучить французский. А, если ничего не получится, вернется на работу в СМИ», — рассказал отец Ани.
Позже он узнал, что на работе Анна сказала, что болеет, а потом просто перестала там появляться. Коллеги Анны говорят, что сначала она сказала, что ее увезла скорая, а потом просто перестала выходить на работу.
На работе за Анной не замечали никаких странностей. Родители тоже говорят, что в ее поведении не было ничего странного. Денег она у них никогда не просила, о болезни не рассказывала. Отец Анны говорит, что всегда, когда они пытались дать дочери денег, она отказывалась.
«Она иногда не сразу отвечала на звонки, но потом перезванивала и говорила, что была занята. Мы вообще всегда были с ней на связи, с мамой она, конечно, чаще говорила», — рассказал Николай Горбан.
Анна приехала к родителям в Бричаны 12 декабря. Вела себя, как всегда, но отец обратил внимание, что она не сидит за компьютером, как это обычно бывало, а чаще проводит время, глядя в телефон, с кем-то разговаривает и переписывается. «Еще дома она ходила в закрытой одежде, так, что даже руки были закрыты», — вспоминает отец Ани.
Родители обратили внимание на то, что дочь похудела, но она сказала, что сделала это специально, так как давно хотела похудеть.
15 декабря Николай Горбан уехал, чтобы привезти с работы жену, Анна осталась дома. Когда ее родители вернулись, девушки дома не оказалось. Пакет с вещами, с которыми она приехала, Анна с собой не взяла.
«Я позвонил ей сразу, она не ответила, а потом телефон уже был отключен», — рассказал отец Ани, добавив, что сразу же поехал в Кишинев искать дочь. Тогда же родители узнали, что Анна продала квартиру и не появлялась на работе.
Николай Горбан также отметил, что у Ани не появилось никаких дорогих вещей или чего-то, что свидетельствовало бы о том, что у нее стало много денег.
17 декабря он обратился в полицию с заявлением о пропаже Ани и узнал от полицейских, что 15 декабря Анна пешком перешла границу с Украиной. «Я хожу в полицию каждый день. Им удалось кое-что выяснить, но детали рассказать не могу, чтобы не навредить следствию. Я боюсь, что публичность может помешать», — сказал отец Ани.
Профиль в Facebook Анна удалила в январе, после того как под фото ей написали гневный комментарий с требованием вернуть деньги.
Лена говорит, что в декабре ВКонтакте появился профиль с ее фотографиями, но с именем Анна Сионова. «Там были фотографии из походов, и не было ничего, что могло бы говорить о каких-то изменениях. Правда, были подписки на христианские группы», — рассказала Елена, добавив, что и профиль ВКонтакте вскоре удалили.
В комиссариате полиции Бричан NM сообщили, что «сейчас устанавливают местонахождение этой женщины». По предварительной информации, Анна Горбан уехала в Черновцы.
В полиции не исключают, что в ситуации Анны может идти речь о какой-то секте. Как рассказала NM старший офицер психологической службы дирекции полиции Кишинева Татьяна Михайлова, секты обычно работают с человеком, стараясь изолировать его от общества, подрывают веру в себя, заставляют изменять привычки, настаивают на жесткой диете или голодании, чтобы снизить жизненные силы и умственную активность. Кроме того, по словам Михайловой, секты обесценивают значимость семьи и друзей и требуют выполнять некие задания или ритуалы, в том числе связанные с мошенничеством, в обмен на так называемую «протекцию».
По словам Татьяны Михайловой, о попадании в секту может говорить «внезапная интровертированность» человека, агрессия, изоляция, многократная ложь без видимой причины, изменение пищевого поведения, новый лексикон и исчезновение ценных вещей и денег без объяснения причины.
Людям все еще приходят сообщения от Анны, но ее знакомые не уверены, что это пишет она. Волонтеры не знают, кто в этой ситуации жертва — те, кто доверился и одолжил девушке деньги, или сама Анна, попавшая под чье-то влияние. Многие склоняются ко второму варианту и надеются, что полиция сможет вовремя найти Анну и помочь ей.