Таможенные пошлины, введенные для приднестровского бизнеса, стали основной темой встречи главных переговорщиков от Кишинева и Тирасполя и одной из основных тем информповестки на этой неделе. NM рассказывает, что за пошлины, как на это ответил Тирасполь, как события могут развиваться дальше, и при чем тут реинтеграция страны.
Прошедшая 16 января встреча между вице-премьером по реинтеграции Олегом Серебряном и главой внешнеполитического ведомства Приднестровья Виталием Игнатьевым по вопросу таможенных пошлин для приднестровских компаний завершилась безрезультатно.
По итогам встречи Серебрян отметил, что поправки в Таможенной кодекс «призваны постепенно привести деятельность приднестровских предпринимателей в соответствие с национальным законодательством, правилами честной конкуренции и обязательствами, взятыми Молдовой на международном уровне». В Тирасполе же подчеркнули, что Кишинев ввел пошлины на фоне транслированной по разным каналам коммуникации информации об их неприменении с 1 января 2024 года».
Что за пошлины?
Информация о том, что с 1 января, в связи c вступлением в силу Нового таможенного кодекса, приднестровские предприниматели лишаются таможенных льгот и должны будут платить таможенные пошлины в бюджет Молдовы, появилась 3 января.
Об этом сообщила пресс-служба Таможенной службы Молдовы. При этом первоначально не было понятно, о каких конкретно платежах идет речь. В пресс-сообщении Таможни говорилось, что «экономические агенты из приднестровского региона будут платить таможенные сборы на общих основаниях, учитывая преференции в соответствии.
Позже власти Молдовы разъяснили, что речь идет о таможенных пошлинах, и нововведения не затрагивают акцизы и НДС. Вице-премьер Олег Серебрян назвал пошлины «чисто символическими» и «позитивной дискриминацией». «Предприятия, которые зарегистрированы в Кишиневе, но работают в Приднестровье, не платят ни НДС, ни акцизы, поэтому мы не можем говорить об отрицательной дискриминации, наоборот, это позитивная дискриминация», — пояснил свои слова Серебрян, добавив, что приднестровские предприятия не оплачивают таможенные процедуры.
Отметим, до сегодняшнего дня Кишинев не приводил никаких данных о том, сколько денег за счет этих пошлин получит госбюджет Молдовы, и на что эти деньги пойдут.
В Бюро реинтеграции NM сообщили, что в 2023 году предприниматели из Приднестровья ввезли товаров на 13,4 млрд леев, при этом сумма налогового освобождения составила 685 млн леев. Если бы приднестровские предприниматели платили таможенные пошлины, то в 2023 году их сумма составила бы 124,8 млн леев (Кроме этого, за счет экспортных льготных квот бизнесмены получили бы освобождение от пошлин на 36,9 млн леев).
Это, по словам Серебряна, всего на 50 млн леев больше, чем приднестровские компании платили ранее. Речь, по всей видимости, об оплате приднестровским бизнесом таможенных процедур. Днем ранее Серебрян отмечал, что в 2023 году приднестровские компании заплатили за таможенные процедуры около 60-70 млн леев. После введения пошлин плату за таможенные процедуры сняли.
Полученные от оплаты таможенных пошлин деньги, как сообщили в Бюро реинтеграции «направят на социальные выплаты, медицинскую помощь и иные услуги, которые государственные власти Республики Молдова оказывают жителям приднестровского региона».
Как на это ответил Тирасполь?
Лидер Приднестровья Вадим Красносельский провел заседание Совбеза непризнанной республики, на котором сообщил, что Кишинев не прояснил ситуацию с пошлинами. «До сих пор молдавская сторона не прояснила ситуацию. Мы не знаем, на какие товарные группы введены пошлины, как этот механизм будет работать, куда при взимании пошлины пойдут эти средства», — отметил Красносельский.
Позже в интервью российскому изданию РИА «Новости» Красносельский назвал введенные Кишиневом пошлины «средневековой данью».
Власти Приднестровья сообщили, что «наибольшие потери в случае уплаты пошлин» будут для молочной продукции, яйцам, сахару, макаронам, кондитерским изделиям, а также стекловолокну, изделиям из стекла, кондиционерам, холодильникам, стиральным машинам, видеозаписывающей и видеовоспроизводящей аппаратуре.
На встрече Серебряна и Игнатьева 16 января приднестровская сторона отметила, что расходы приднестровских компаний на введенные Кишиневом пошлины «могут составить не менее $16 млн ежегодно» (276,8 млн леев).
После заседания Совбеза местное приднестровское правительство предложило ответные меры: отменить таможенные льготы для фермеров из Дубоссарского района правобережной Молдовы, чьи земли находятся на территории приднестровского региона и повысить тарифы на коммунальные услуги до уровня Правобережья для «юридических лиц, размещенных в Приднестровье, но находящихся под юрисдикцией Республики Молдова». В Приднестровье, отметим, тарифы в разы ниже, чем в правобережной Молдове.
17 января приднестровский Верховный совет утвердил предложения правительства.
Как могут развиваться события?
Экс вице-премьер по реинтеграции Александр Фленкя считает, что встречу Серебряна и Игнатьева нельзя назвать переговорами. «Стороны не встретились, чтобы найти решение с помощью переговоров. Есть закон Молдовы —Таможенный кодекс, который нельзя пересмотреть в ходе процесса [переговоров], нет такой необходимости и такого процесса. Есть переживания Тирасполя и не более того. Каждый из переговорщиков приехал, чтобы обозначить свои позиции. Перед Тирасполем не стояла задача найти решение, как реализовать эту норму на благо каждой из сторон. А, следовательно, нет и предмета переговоров», — отметил Фленкя, добавив, что, если переговоры все-таки начнутся, то это будет «к лучшему».
По его мнению, сейчас «есть список мер, которые Кишинев должен принимать последовательно и комплексно для продвижения процесса реинтеграции страны». «Одна такая мера вступила в силу 1 января. Серебрян прозрачно дал понять, что в каком-то будущем последуют и другие меры, и это — часть экономической интеграции», — отметил он.
Администрация Приднестровья, заметим, уже принимает ответные меры, и задача Кишинева — поддержать пострадавшие уязвимые слои населения.
Экс-глава внешнеполитического ведомства Приднестровья Владимир Ястребчак, в свою очередь, считает, что Кишинев «пытается подменить» суть переговоров. «У Кишинева очень своеобразная логика. Отказываться от переговоров — это путь к конфронтации. […] Такими «переговорами» Кишинев, по сути, пытается подменить их суть, отказаться от поиска компромиссов в одностороннем порядке и навязывать уже принятые решения. Это путь к усилению турбулентности», — сказал Ястребчак NM.
Он добавил, что введение пошлин не останется «без последствий». «Хотелось бы посмотреть, как они будут применяться, какая будет практика. То, что [Кишинев] ставит Тирасполь перед фактом — нехорошая практика», — отметил эксперт.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!