Еврокомиссия (ЕК) рекомендовала Евросовету начать переговоры с Молдовой о вступлении в ЕС, несмотря на то, что молдавские власти выполнили только 6 из 9 требований. В числе отстающих сфер — юстиция. Молдова, среди прочего, должна к весне доформировать Высший совет прокуроров и назначить нового генпрокурора. Эксперты говорят, что это будет очень непросто, особенно с учетом последнего решения Конституционного суда, касающегося увольнения Александра Стояногло.
Формирование ВСП
Высший совет магистратуры (ВСМ) полностью функционирует, после того как общее собрание судей назначило 8 из 12 новых членов ВСМ, однако с формированием нового состава Высшего совета прокуроров (ВСП) возникли сложности. Комиссия по оценке профессиональной этики и неподкупности (Pre-vetting) к началу июля заслушала и опубликовала решения по всем кандидатам в члены ВСП. Следующим шагом были выборы новых членов на Общем собрании прокуроров из тех, кто успешно прошел проверку. Собрание назначили и провели 23 августа, но сами выборы прокуроры решили отложить.
Дело в том, что три кандидата, проваливших проверку (Виталий Кодряну, Анатолий Гырбу и Кристина Гладкова), оспорили решение комиссии Pre-vetting в Высшей судебной палате, которая постановила, что эти кандидаты должны повторно пройти проверку. Комиссия Pre-vetting повторно слушала кандидатов только на прошлой неделе (4-6 ноября), но решение про ним еще не приняла.
Председатель Центра юридических ресурсов Молдовы (CRJM) Илие Киртоакэ в комментарии NM отметил, что установленные для Молдовы сроки утверждения нового состава ВСП и назначения нового генпрокурора кажутся даже чрезмерно оптимистичными. «Действительно, возможность назначения нового состава ВСП есть, так как достаточное количество кандидатов уже прошли предварительный отбор», — сказал он.
Юрист экспертного сообщества WatchDog.md Александру Бот считает, что утверждение новых членов ВСП зависит от того, «насколько обязательны решения комиссии Pre-vetting».
Назначение генпрокурора
Президент Майя Санду 26 сентября подписала указ об увольнении генерального прокурора Александра Стояногло. После этого ВСП на заседании 23 октября одобрил регламент проведения конкурса на должность генпрокурора, а также объявил, что до 22 ноября принимает заявки от претендентов на эту должность. Согласно процедуре, ВСП проводит предварительный отбор кандидатов на основе представленного пакета документов, а после этого проводит с собеседования. Кандидат, который побеждает в конкурсе, должен пройти проверку на профессиональную этику и неподкупность (Vetting).
Илие Киртоакэ считает, что ситуация с назначением генпрокурора заметно сложнее, чем с утверждением членов ВСП. И тут речь, в том числе, о том, что необходимо не только провести конкурс, но и провести победителя через предварительную проверку.
«Если учитывать процедуры верификации и то, что оценка каждого кандидата в среднем занимает от чтырех до пяти месяцев, то соблюдение срока до марта 2023 года потребует значительных усилий и, возможно, даже удачи. Необходимо будет значительно ускорить все процессы, что требует не только ресурсов, но и высокого уровня координации и сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами», — отметил он.
По мнению Александру Бота, шансов решить вопрос с назначением генерального прокурора до марта следующего года практически нет. «Все зависит от того, насколько быстро решится вопрос судебных разбирательств по поводу Стояногло. Я имею в виду и указ [президента] об освобождении его от должности генпрокурора, и новые возможности, [связанные с решением КС], опротестовать те критерии и рекомендации, на основании которых его работу признали неудовлетворительной», —сказал эксперт.
***
Конституционный суд (КС) 9 ноября признал неконституционным положение закона «О прокуратуре», на основании которого Высший совет прокуроров инициировал проверку деятельности Александра Стояногло, позволившую отстранить его от должности генпрокурора, а затем и уволить. Эксперты считают, что решение КС открывает для бывшего генпрокурора возможность восстановиться в должности. «Комиссия, оценивавшая деятельность Стояногло, признана неконституционной. Это значит, что вся работа комиссии умножается на ноль. Акт, на основе которого президенту предложили уволить Стояногло, умножается на ноль. Указ президента об увольнении признается нулевым», — пояснил эксперт в области конституционного права Теодор Кырнац (подробности — здесь).
***
Эта статья написана в рамках проекта «Укрепление правового государства и обеспечение прозрачности судебной системы». Его реализует ОО «Юристы за права человека» при поддержке Национального фонда за демократию, которые никоим образом не влияют на предмет и содержание опубликованных журналистских материалов.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!