Молдова увеличит расходы на оборону, усилит сотрудничество в сфере безопасности с Евросоюзом и НАТО, а также признает Россию главной угрозой для республики. Это предусматривает принятая парламентом Национальная стратегия обороны на 2024-2034 годы. При рассмотрении стратегии разгорелись жаркие споры между правящим большинством и оппозицией о том, что такое нейтралитет, как защитить мир в стране, и стоит ли больше платить молдавским солдатам.
Стратегия: угрозы и оборона
Национальную стратегию обороны на предстоящее десятилетие приняли 26 декабря, на последнем заседании осенней сессии. Проект Стратегии представил депутатам министр обороны Анатол Носатый. Главными угрозами в стратегии названы угрозы, связанные с Россией: война в Украине и возможное ее расширение ее в Одесской области, гибридные атаки со стороны России, а также расположенные на территории Молдовы российские войска и военные формирования непризнанной ПМР. Эти три угрозы, согласно стратегии, представляют «экзистенциальную угрозу» для Молдовы.
Чтобы противостоять этому, Молдова будет работать над улучшением своей позиции в рейтинге совокупной военной мощи страны Global Firepower. В 2024 году Молдова заняла в нем 144 место из 145. К 2029 году Молдова должна подняться на пять позиций, а к 2034 — на 10. Чтобы этого достичь, будут улучшать обучение в военной сфере, увеличат число военных лагерей в стране, а также финансирование обороны.
«Оплотом стабильности» в нынешней мировой политической ситуации названо НАТО: «Альянс обеспечивает коллективную оборону стран-членов и играет решающую роль в сдерживании агрессии». При этом в стратегии говорится, что Молдова уважает свой статус нейтралитета, что не противоречит сотрудничеству с военными партнерами.
Также предполагается активизировать участие Молдовы в миротворческих и гражданских миссиях ЕС. А к 2034 году Молдова должна на 100% быть интегрирована в военные структуры ЕС (подробнее об этом мы писали в материале «Россия – угроза №1 для Молдовы? Что нового в Национальной стратегии обороны страны, и при чем тут НАТО и нейтралитет»).
Дискуссии: нейтралитет, Россия, НАТО
Депутат от правящей партии PAS, глава парламентской комиссии по нацбезопасности, обороне и общественному порядку Лилиан Карп, взяв слово, отметил, что договор о мирном урегулировании конфликта на Днестре подписали Молдова и Россия, и это ясно указывает на то, что Россия была напрямую вовлечена в эту войну. В этом контексте, после вторжения России в Украину, Молдова оказалась в сложной геополитической ситуации.
Он также полагает, что Россию можно будет исключить из списка угроз, если после окончания войны будут даны гарантии безопасности, а сама Россия прекратит попытки дестабилизации Молдовы и будет считаться с мнением и интересами республики.
Карп также заявил, что нейтралитет, на котором так яро настаивает оппозиция, сам по себе не способен обеспечить безопасность. «Пример: в 1939 году Польша, будучи нейтральным государством, подверглась нападению. Как это помогло? Или, к примеру, Нидерланды и Бельгия — нейтральные государства, которые стали первыми жертвами Гитлера. Или вспомним Норвегию в 1940 году. Нейтралитет помог? Нет. Или Финляндия. Было ли полезно ее нейтральное положение? Или прибалтийские государства в 1940 году? Нейтралитет помог? Нет. Или Республика Молдова в 1992 году. Помог ли нам нейтралитет? В Грузии нейтралитет тоже не помог», — перечислил Карп.
По его словам, нейтралитет работает только тогда, когда он международно признан: «Республике Молдова нужно активно работать над тем, чтобы этот нейтралитет был признан. Но чтобы сохранить мир, нужно быть союзником сильных, тех, кто может гарантировать нейтралитет и мир в твоей стране».
Также Карп раскритиковал оппозицию, упрекнув ее в том, что она хочет оставить молдавских солдат голодными, спящими на проволочных кроватях, в нечеловеческих условиях: «Довели до того, что армия превратилась в тюрьму, где солдат держат, как скот. Все это на фоне разрушений, войн, сотен тысяч погибших и миллионов беженцев. Если, не дай Бог, Украина падет, что будет с нами? Но вместо того, чтобы выделить деньги на армию, вы поддерживаете политику деструкции. Стратегия же должна заключаться в том, чтобы у нас была сильная армия: подготовленная, накормленная, обеспеченная, чтобы она могла поддерживать мир и участвовать в миротворческих миссиях».
Депутат от Блока коммунистов и социалистов Влад Батрынча в ответ зачитал из словаря определение понятия нейтралитет. Согласно этому определению, нейтралитет — это политический и юридический статус государства, которое не вмешивается в конфликты между другими государствами, не оказывает поддержку воюющим странам, а в мирное время не участвует в заключении союзов и военных пактов.
«Авторы Конституции хорошо понимали региональный контекст и ход истории Республики Молдова и, голосуя за Конституцию, основной закон страны, предусмотрели постоянный нейтралитет. Законы не обсуждаются, они исполняются, особенно если речь идет о Конституции страны», — сказал Батрынча.
И добавил, что «США, Австрия, Швейцария имеют самые сильные вооруженные силы на европейском континенте, при этом они обеспечивают безопасность своего народа и никогда не подчиняют свои вооруженные силы кому-либо». «Да, мы — государственные люди и хотим, чтобы у нас была сильная армия, как символ государства, суверенитета и гарантия того, что Республика Молдова будет существовать как государство. Но в чем ваша проблема с тем, чтобы построить в Молдове такую армию, чтобы у военных был престиж и достойные условия для выполнения их миссии? Какая проблема с оснащением нашей армии материально и технически?», — спросил Батрынча.
По его мнению, Молдова должна поступать разумно, чтобы не создавать новых проблем помимо тех, которые уже есть. Батрынча настаивает, что все изменения в армии страны, в том числе оснащение и поддержка солдат, можно осуществить без того, чтобы принимать подобную стратегию.
Депутат от PAS Михаил Друца тоже решил погрузиться в историю. Он напомнил, что в ноябре 1990 года в Париже была подписана Парижская хартия, а в том же месяце заключили Договор об обычных вооруженных силах в Европе, который заложил основу европейской безопасности на десятилетия вперед.
«С тех пор прошло 34 года. Этот период можно разделить на две части. С 1990 по 2007 год у нас был действительно мирный период, характеризовавшийся стабильностью и доверием. Затем последовали 17 лет, которые, с нынешней точки зрения, стали временем беспокойства, прямых угроз и войн. Что произошло в 2007 году, что стало поворотным
моментом? Перелом произошел после мюнхенской речи президента Путина и выхода России из Договора об обычных вооруженных силах в Европе. После этого были война в Грузии в 2008 году, вооруженный конфликт в Украине в 2014 году, и теперь мы имеем полномасштабную войну в Украине», — сказал Друца.
По его словам, именно таков общий контекст, в котором министр обороны представляет депутатам национальную стратегию обороны.
Депутат-социалист Богдан Цырдя обратил внимание на то, что в пояснительной записке к проекту стратегии указано, что документ написан с помощью экспертов-консультантов из США и Румынии. «Если документ написан экспертами, о какой безопасности идет речь? Вы шутите? Кто за это заплатил и сколько? О какой безопасности может идти речь в таком случае? Ясно, что, раз документ составлен американскими экспертами, в нем Россия представлена как источник угрозы. Если бы его написали израильские эксперты, возможно, упоминался бы ХАМАС, если турецкие — то курды, если азербайджанские — то Армения и наоборот. Между прочим, Россия с 2001 года является стратегическим партнером Молдовы», — сказал Цырдя.
Он отметил, что укрепление сотрудничества с НАТО в документе представлено как важный этап обеспечения безопасности и устойчивости, а в одном из разделов говорится, что на втором этапе будет возобновлена интеграция в систему обороны в рамках европейской архитектуры безопасности. «Уважаемые господа, никакой европейской архитектуры безопасности не существует. Есть архитектура обороны НАТО и точка. Значит ли это, что вы открыто заявляете, господин министр, что цель стратегии — это вступление в НАТО?», — возмутился Цырдя.
Также он высмеял включенную в документ стратегическую цель — поднять Молдову в глобальном рейтинге безопасности Global Firepower за 10 лет на 10 позиций, тогда как сейчас страна занимает 144 из 145 мест. «У нас есть военные державы, находящиеся третьем и четвертом местах. Объясните, пожалуйста, в чем смысл такого впечатляющего прогресса? Напомним, что, согласно этому рейтингу, США находятся на втором месте, Россия — на четвертом, Индия — на пятом, Украина— на 18-ом. Что нам дает этот рейтинг? Сколько минут войны с Украиной, Россией или другими странами мы выдержим?», — задался вопросом Цырдя.
После завершения дебатов проект стратегии поставили на голосование, его приняли голосами депутатов от партии PAS.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!