«Приношу извинения сотням граждан». Стояногло подвел итоги проверки в прокуратуре
5 мин.

«Приношу извинения сотням граждан». Стояногло подвел итоги проверки в прокуратуре

Антикоррупционная прокуратура не выделила достаточно прокуроров для расследования кражи миллиарда, Прокуратура по борьбе с оргпреступностью и особым делам регулярно участвовала в нападках на бизнес, а прослушку часто вели незаконно. Все это выявила проверка работы специализированных прокуратур, которую проводили по приказу генпрокурора Александра Стояногло. NM рассказывает главное, что удалось выяснить в ходе проверки, и за что Стояногло пришлось извиняться перед гражданами и, в частности, перед бизнесменами.

Работали так, чтобы «невозможно было выявить нарушения»

На пресс-конференции по итогам проверки 20 января Стояногло рассказал, что оказалось «физически невозможно» полностью проверить работу специализированных прокуратур. Он подчеркнул, что проверяющие сфокусировались на том, как эти прокуратуры соблюдали права человека последние четыре года.

Но это проверить тоже оказалось сложно: по его словам, в прокуратурах даже не вели учет тех, кого задержали и кого освободили. Генпрокурор заявил, что во время проверки было невозможно понять, «какие меры расследования предпринимали»

Стояногло подчеркнул, что в прокуратурах вели дела так, чтобы при возможной проверке «невозможно было выявить нарушения».

Антикоррупционная прокуратура пожалела прокуроров для дела о краже миллиарда

Стояногло рассказал, что Антикоррупционная прокуратура за прошедшие четыре года передала в суд более тысячи дел. Около 45% из них суд рассмотрел за одно-два заседания. При этом генпрокурор отметил, что каждое третье преступление, которое вела эта прокуратура, квалифицировали как более серьезное, чем оно было на самом деле.

Примерно 33 % дел, которые расследовала Антикоррупционная прокуратура, касались случаев мелкой коррупции: суммы не превышали 5 тыс. леев. Стояногло подчеркнул, что пока прокуроры занимались расследованием мелких дел, расследование более крупных стояло на месте. К тому же, по словам генпрокурора, в Антикоррупционной прокуратуре в числе прочего занимались делами, которые не относились к ее сфере компетенций.

Стояногло также рассказал, что в этой прокуратуре неэффективно распределяли персонал. Так, дело о краже миллиарда вели шесть прокуроров, а по более незначительным делам могли задействовать до 45. Он также заявил, что считает направление расследования кражи миллиарда необъективным. Стояногло заявил, что некоторых фигурантов дела правоохранители защищали от уголовного преследования.


Прокуратура по борьбе с оргпреступностью и особым делам участвовала в нападках на бизнес

Генпрокурор рассказал, что многие дела, которые расследовала Прокуратура по борьбе с оргпреступностью и особым делам (ПБОПОД), сначала заводили против организованных группировок. Но после обысков и арестов людей выводили из уголовного дела или привлекали к ответственности за более мелкое нарушение. По словам Стояногло, только в 10% дел, которые вела эта прокуратура, речь шла о реальных организованных группировках.

Генпрокурор привел в пример дело, которое завели против двух физических лиц и предприятия за неуплату 6 млн леев налогов. Впоследствии физических лиц вывели из уголовного дела, и в нем осталась только обанкротившаяся фирма, которая не могла возместить ущерб.

Также среди проблем, которые выявила проверка, — необоснованное заведение уголовных дел, недостаточная проверка фактов, незаконная прослушка и незаконные аресты. Во время проверки также выяснилось, что ПБОПОД заводила дела без заключения налоговой инспекции, которое в таких случаях необходимо. «За многими из таких дел стояли нападки на бизнес и нелояльная конкуренция», — заявил Стояногло.

Он также рассказал, что ПБОПОД регулярно затягивает дела. Так, ПБОПОД не провела ни одного следственного действия по делу о торговле людьми, которое завели в 2017 году. Другое дело, о котором рассказал Стояногло, завели в 2011 году, забросили, а возобновили в 2018 году.

Также Стояногло рассказал, что ПБОПОД не включали в обвинение обязательные элементы, предусмотренные законом, из-за чего судьи отказывали в аресте. Он подчеркнул, что «неясное обвинение» — это нарушение ст. 6 Европейской конвенции по правам человека.

Незаконно прослушивали и отвлекали внимание от важных дел

Стояногло рассказал, что специализированные прокуратуры часто вели прослушку дольше шести месяцев, предусмотренных законов. По его словам, прокуроры часто без оснований вели прослушку по 8-12 месяцев. Так долго прослушивали руководителя одного из отделов Наццентра борьбы с коррупцией (НЦБК) под предлогом того, «что не знают, кто пользуется его телефоном».

Стояногло отметил, что «громкие дела» чаще всего освещали так, чтобы ввести общество в заблуждение и отвлечь от более важных дел. Он привел в пример дело врачей, которые требовали взяток у пациентов. Поначалу его очень подробно освящали в СМИ. По этому делу задержали более десять врачей, проводили обыски, прослушивали, записывали видео скрытыми камерами. У подозреваемых конфисковали 6 млн леев. В итоге только одному из них предъявили обвинения, и при этом даже не попросили реальный срок. Найденные во время обысков 6 млн леев под разными предлогами вернули врачам.

Также генпрокурор рассказал о деле, заведенном против трех лиц, которые нанесли государству более 290 млн леев ущерба. Они вернули в бюджет всего 36 млн леев, рассказал Стояногло.

Дело о финансировании ПСРМ вели непоследовательно

Как рассказал Стояногло, дело о незаконном финансировании Партии социалистов начали еще в 2016 году и вели непоследовательно. В 2018 и 2019 годах им вообще не занимались. Только в ноябре 2019 года делом занялся прокурор Виорел Морарь и привлек к нему 28 прокуроров и 38 следователей. Один из эпизодов дела, отметил Стояногло, закрыли и возобновили лишь под давлением политиков. Он заверил, что Генпрокуратура не вмешивалась в расследование. И подчеркнул, что его продолжает вести Антикоррупционная прокуратура.

Что будет дальше и кого накажут

«Приношу публичные извинения сотням граждан, против которых незаконно завели уголовные дела», — заявил Стояногло, подытоживая свой отчет. Он обратился к бизнесменам и отметил, что они больше всего пострадали от незаконных действий специализированных прокуратур. Также он поблагодарил за поддержку внешних партнеров Молдовы и пообещал добиваться соблюдения закона, бороться с коррупцией в стране и прокуратуре.

Стояногло заявил, что по результатам проверки видно, что руководство специализированных прокуратур и Генпрокуратуры не вмешивалось, чтобы устранить нарушения своих подчиненных. Он рассказал, что уже началась дисциплинарная проверка некоторых прокуроров, а против других могут завести и уголовные дела.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: