В Кишиневе разгорелся конфликт между театрами и арендующими у них помещения ресторанами. Театры резко подняли арендную плату, рестораторы возмутились, что сделано это во время эпидемии и ограничений на работу общепита. Конфликт между Театром имени Матеевича и Budweiser Grill & Pub и вовсе дошел до требования освободить помещения. NM разбирался, зачем театру в нынешние непростые времена лишать себя доходов от аренды, в чем истоки «арендного конфликта», и почему минкультуры отстранилось от ситуации.
Budweiser vs театр Матеевича
Конфликт между Budweiser Grill & Pub и Театром имени Алексея Матеевича стал публичным после протеста 9 марта, который провели в центре Кишинева представители HoReCa (отели, рестораны, кафе). Они протестовали против резкого повышения платы за аренду помещений в учреждениях, которые находятся в ведомстве минкультуры. В протесте участвовали и представители Budweiser Grill & Pub, который арендует площади у Театра имени Матеевича (Щусева, 93). В этот же день на странице паба Budweiser в Facebook сообщили, что получили от администрации театра уведомление о выселении.
Из поста в Facebook можно понять, что написал его один из нынешних владельцев паба. По его словам, после смены директора театра в 2019 году администрация стала выражать недовольство низкой арендной платой и шумом из паба: «Поэтический театр превратился в перформативный, а его численность увеличилась с 18 до 60 всяких разных людей (богатое государство, если может себе такое позволить в пандемию). И начались разговоры о повышении стоимости аренды. В июле прошлого года, после локдауна, мы подписали контракт об аренде на четыре месяца, подразумевая, что с января его продлим».
Автор поста утверждает, что, после того как в декабре власти ввели ограничения на работу ресторанов и баров, Budweiser «получил заверения о нулевой аренде», но театр потребовал «закрыть долги». Budweiser, по словам его совладельца, долги оплатил, но после этого администрация театра заявила о повышении стоимости аренды на 50%.
NM связался с автором поста, он подтвердил, что является одним из владельцев Budweiser Grill & Pub, сказал, что его зовут Игорь, но фамилию попросил не называть. Он сообщил, что после повышения арендной платы на 50% расходы паба, включая коммунальные услуги и содержание заведения, составили бы около €4 тыс., и это делает паб нерентабельным.
Выяснить в Театре имени Алексея Матеевича, почему они решили во время эпидемии поднять аренду, а затем, не договорившись с арендатором, вовсе лишить себя доходов от нее, NM не удалось. В театре отказались от комментариев, сказав, что все разъяснения будут в пресс-релизе. В распространенном позже пресс-релизе театр сообщил, что у Budweiser к 1 марта накопилось 165,2 тыс. леев долга, из которого 75 тыс. леев — за аренду, а остальное — за коммунальные услуги. В театре отметили, что предлагали арендатору сократить размеры занимаемой площади, что, соответственно, сократило бы расходы на содержание заведения, но это предложение Budweiser отклонил.
В связи с этим администрация театра после истечения договора об аренде с Budweiser потребовала освободить арендуемые площади. В пресс-сообщении театра также отметили, что предложили новую стоимость аренды, «исходя из реальных целей использования помещений», как того требует закон, но арендатор отказался продлить договор на таких условиях.
Совладелец Budweiser Grill & Pub Игорь, отвечая на эти обвинения, сказал NM, что в зимний период у баров всегда образуются долги. Но, по его словам, сейчас у Budweiser долг «около 59 тыс. леев»: «В прошлом году долг был больше. Зимние долги мы начинаем отдавать весной, когда открываются террасы, увеличивается число посетителей и доходы».
Совладелец Budweiser также возмутился тем, что театр решил поднять аренду в то время, когда из-за эпидемии власти отменили новогодние корпоративы и ограничили работу баров и ресторанов (можно работать только до десяти вечера). Совладелец паба также сообщил, что Budweiser отправил письмо в минкультуры с требованием разрешить эту ситуацию и ждет от министерства ответа.
Бизнес и государство
Арендную плату для баров и ресторанов подняли и другие учреждения, подведомственные министерству культуры. Как рассказал NM совладелец ресторана Mojito Кэлин Виеру, арендующий помещения у Национального театра оперы и балета, театр в два раза поднял стоимость аренды участка земли, на котором расположена терраса Mojito. «Эту аренду уравняли с арендой помещений в театре, где есть отопление, коммуникации и другие удобства», — рассказал ресторатор.
Он отметил, что с повышением арендной платы «можно согласиться, если этому есть логическое объяснение». «Но подняли просто потому, что захотелось, потому что им тяжело [финансово], и они думают, что нам не тяжело. Мы в той же лодке, тем более в пандемию. Государство не сочло нужным найти средства, чтобы как-то помочь малому и среднему бизнесу. Мы не просим денег, мы понимаем, что их нет, но есть же другие инструменты: налоги, ставки», — отметил Виеру.
В министерстве просвещения, культуры и исследований на запрос NM о повышении стоимости арендной платы ответили, что ведомство лишь утверждает контракты аренды. «Решения о сдаче в аренду неиспользуемых помещений публичных учреждений принимают сами учреждения. Они же обладают правом устанавливать стоимость аренды», — сообщили в министерстве. И подчеркнули, что министерство лишь изучает и утверждает договоры аренды и дает по ним рекомендации.
Совладелец сетей Star Kebab, Trattoria della nonna, MuzCafe, Don Taco, Pensiunea della nonna Думитру Чеботареску считает неправильным, что государство увеличивает сборы с бизнеса в условиях, когда действуют ограничения на его работу. «Получается, одной рукой оно ограничивает бизнес, а другой требует больше денег. И такая ситуация не только с театрами, а со всеми госучреждениями, сдающими площади в аренду». — сказал ресторатор.
По его словам, если Budweiser Grill & Pub закроется, то будет очень сложно найти арендатора на его место. «Паб находится в подвале, нет лифта, нет большого трафика людей. Это место не сдадут. Там рядом были два заведения — Propaganda и Hostaria Amarcord. Владельцы этих помещений уже год не могут сдать их в аренду», — рассказал Думитру Чеботареску.
Он добавил, что барам и ресторанам тоже проблематично переехать в другое помещение: «Есть инвестиции, которые ты не можешь забрать с собой: ремонт помещения, кабели, вентиляция, туалеты, камеры видеонаблюдения, вложения в меры противопожарной безопасности».
По мнению экономического эксперта IDIS Viitorul Вячеслава Ионицэ, истоки «арендной проблемы» в том, что госучреждения в Молдове часто сдавали в аренду помещения по заниженной цене. Он рассказал, что проводил исследование о сдаче в аренду помещений в зданиях, находящихся в муниципальной собственности. И выяснилось, что часть помещений сдают в аренду разным ассоциациям вообще бесплатно, а еще часть — по ценам значительно ниже рыночных. «Не хочу говорить о конкретном секторе общепита, но в Кишиневе в целом были смешные цены [на аренду площадей в госучреждениях], далекие от рыночных. Думаю, представителям HoReCa нравилось арендовать помещения у госучреждений. Проблема в другом — в том, что им поднимают цены, когда они не могут работать», — считает эксперт.