В Молдове на некоторых АЗС возник дефицит топлива: где-то утверждают, что нет бензина премиум-класса, где-то — что нет дизтоплива, а где-то стали ограничивать продажи 10-ю литрами на автомобиль. В Нацагентсве регулирования в энергетике между тем утверждают, что дефицита топлива не должно быть. А эксперты говорят о «социальной раскачке» ситуации топливными компаниями.
АЗС и топливо
После введения в июле новой методологии расчета цен на топливо на некоторых АЗС стали ограничивать продажу топлива, утверждая, что его не хватает. Кроме того, топливные компании отменили скидки для постоянных клиентов.
Так, в сети АЗС компании Rompetrol на прошлой неделе перестали продавать бензин Аи-98 Efix и премиальный дизель Efix-s 55, утверждая, что этого топлива у них нет. Тогда в компании NM сказали, что «там, где нет топлива, его нет». В компании затруднились ответить на вопрос, появятся ли эти виды топлива в продаже, и отказались от других комментариев.
В среду, 14 июля, NM попросил Rompetrol прокомментировать ситуацию с импортом топлива и поставкой нефтерпродуктов, но в компании отказались говорить по телефону и попросили направить письменный запрос. К моменту публикации материала ответ на него не пришел.
Компания Lukoil-Moldova на своем сайте сообщила, что с 1 июля отменила все скидки для розничной и оптовой продажи топлива. Также компания сообщила, что на АЗС временно приостановили продажу бензина и дизельного топлива марки «Экто» (премиальный бензин).
Примечательно, что, как только СМИ опубликовали информацию о дефиците дорогого топлива, появились пресс-релизы на правах рекламы, из которых следовало, что премиум-бензин всегда можно найти в Petrom-Moldova.
В среду, 14 июля, стало известно об ограничениях продаж в сети АЗС Bemol. Так, на некоторых заправках сети корреспонденту NM, представившемуся водителем, сообщили, что топливо продают только по 10 литров на человека. А на других АЗС сказали, что легковые автомобили заправляют не более чем на 200 леев, а микроавтобусы не более чем на 400 леев. При этом запрещено покупать бензин канистрами.
«Сегодня есть недостаток топлива, импортеры ссылаются на новую методологию, говоря, что оптовая продажа стала убыточной. Сейчас работаем над альтернативным источником поставки. Долго ли это будет продолжаться, не знаем. Мы повсюду ищем топливо. Надеемся, что эта ситуация скоро исправится», — сообщила NM директор по внешним связям Bemol Ариана Дерменжи (компания Bemol не импортирует топливо сама).
В СМИ и соцсетях появилась также информация об отсутствии дизтоплива в сетях Vento и Tirex-Petrol. В Tirex-Petrol эту информацию подтвердили корреспонденту NM, представившемуся водителем. В Vento попросили направить письменный запрос, ответ на который к моменту публикации материала NM не получил.
В Petrom-Moldova на просьбу прокомментировать ситуацию с поставками топлива тоже попросили направить письменный запрос, ответ на который NM не получил.
На прошлой неделе глава минсельхоза Ион Пержу возмутился тем, что топливные компании отказываются продавать фермерам топливо по оптовым ценам. По подсчетам Пержу, для уборки зерновых фермерам необходимо 30 млн литров дизтоплива.
Отметим, по данным собеседников NM, разница между розничной и оптовой ценой на солярку для фермеров может достигать 2 леев за литр.
По данным НАРЭ, 75% импорта солярки приходится на Lukoil-Moldova и на Rompetrol, а 97,2% импорта бензина — на те же две компании плюс Petrom-Moldova.
Новая методология и НАРЭ
С 1 июля в Молдове ввели новую методологию расчета цен на топливо, которая предусматривает ограничение наценки топливных компаний, которую установило Нацагентство регулирования в энергетике (НАРЭ). Также эта методология предусматривает, что компании будут рассчитывать цены, исходя из мировых котировок на топливо, акциза и НДС.
Максимальную наценку на литр бензина и дизтоплива в розничной продаже НАРЭ установило на уровне 2,33 леев, на литр сжиженного газа — 1,98 леев. При оптовой продаже максимальная наценка на тонну бензина и дизтоплива — 1142,18 леев, на тонну сжиженного газа — 451,58 леев. Оптовая наценка включает расходы на доставку и хранение топлива, розничная — еще и затраты на содержание АЗС.
Предусматривающий это законопроект в мае промульгировала президент Майя Санду. При этом она заявила, что законопроект «слабый» и «противоречивый», и следующий парламент должен внести в него необходимые поправки. Санду также сказала, что промульгировала этот закон, чтобы дать понять нефтяным компаниям, что государство не будет закрывать глаза на неоправданный рост цен на топливо. «Мы наведем порядок в госструктурах и обеспечим всеобщее соблюдение закона», — заверила президент.
Автором законопроекта выступил независимый депутат Александр Олейник (входил в большинство социалистов и Pentru Moldova). За проект во втором чтении проголосовали 62 депутата правившего большинства и оппозиции.
В НАРЭ 14 июля, после появления в СМИ информации о дефиците топлива, заявили, что парламент принял этот закон без учета предложений НАРЭ, а ведомство было вынуждено в кратчайшие сроки исполнять требования этого закона, «которые содержали серьезные юридические, технические и концептуальные ошибки».
«Получилось, что на фоне роста цен на международных биржах и роста курса доллара США, в Молдове цены на топливо с 14 июня не менялись, а с 1 июля и вовсе немного снизились. И это произошло против глобального тренда», — отметили в НАРЭ. Там добавили, что предложили внести поправки в закон «О рынке нефтепродуктов», которые новый парламент должен принять как можно скорее.
В то же время в пресс-службе НАРЭ NM сообщили, что импортеры топлива не останавливали его импорт, и дефицита топлива быть не должно.
Что дальше
По словам экс-главы НАРЭ Виктора Парликова, создавшаяся ситуация — результат работы всех вовлеченных сторон. «Олейника, депутатов, проголосовавших за его законопроект, администрации президента, опасавшейся политических рисков больше, чем рыночных, и НАРЭ, которое рассчитало наценку еще ниже, чем несколько лет назад», — отметил эксперт. Он пояснил, что регулятор просто взял среднюю наценку на топливо, не учитывая систему контрактных поставок и скидок, которые есть у компаний с клиентами.
Парликов рассказал, что некоторые компании научились обходить наценку, установленную НАРЭ. Например, они привозят топливо с согласованной наценкой по оптовой цене, но требуют от клиента оплатить его разгрузку за дополнительные деньги. По мнению Парликова, некорректно себя ведут и импортеры, ограничивая объемы продаж. «Если они даже не укладываются в установленную наценку, то могут ее обойти креативными способами, у них есть возможность не импортировать и приостановить продажи. А вот когда на АЗС запрещают заливать больше 10 литров в бак — это социальная раскачка, так как никаких экономических предпосылок ограничить продажи нет», — пояснил Парликов.
По его мнению, так поставщики топлива добиваются, чтобы с ними встретились власти и обсудили ситуацию. И в этом случае, отметил Парликов, у команды Санду и партии «Действие и солидарность» (PAS) есть два пути: или позвать их на встречу и договариваться о решении вопроса, или отменить принятый закон в парламенте. «Это лишний раз доказывает, что регулирование цен на конкурентном рынке — это нонсенс, и никакой подход тут не работает в принципе», — подытожил Парликов.
УТОЧНЕНИЕ: В изначальной версии текста было указано, что в сети АЗС Rompetrol перестали продавать бензин Аи-98 Efix и премиальный дизель Efix-s 55. Но речь шла о прошлой неделе.
После публикации текста, 15 июля, с корреспондентом NM связались представители сети сети АЗС Rompetrol. Они утверждают, что бензина Аи-98 Efix и премиального дизеля Efix-s 55 не было только на прошлой неделе на нескольких АЗС. При этом на самих АЗС корреспонденту NM говорили, что его нет по всем станциям. Сейчас в компании Rompetrol говорят, что бензин и дизтопливо есть в наличии.