Минобороны потребовало, чтобы бывший солдат Марин Павлеску, совершивший в ноябре прошлого года каминг-аут, представил доказательства того, что он гей. Например, медсправку или фото. С таким предложением представитель минобороны выступил на слушаниях в Совете по равенству, где рассматривали жалобу Павлеску на дискриминацию. NM рассказывает, как министерство защищается от обвинений, и что выявил Офис народного адвоката.
Эта история началась в ноябре 2021 года, когда солдат-срочник Марин Павлеску совершил каминг-аут, сообщив публично, что он гей. Он также заявил, что не вернется из отпуска в армию, так как в армии над ним издевались из-за его сексуальной ориентации.
Павлеску написал жалобу в минобороны, но в министерстве сообщили, что проверка жалобы не выявила никаких издевательств над Павлеску из-за его ориентации. После этого Павлеску пожаловался на дискриминацию в Совет по предупреждению дискриминации и обеспечению равенства.
Как прошли слушания в Совете
Совет рассмотрел жалобу на прошлой неделе. Павлеску 2 февраля опубликовал в Facebook видеофрагмент слушаний в Совете.
На видео видно, как представитель минобороны Петру Корчун требует подтверждения того, что Марин Павлеску гей. «Прежде всего он должен был подтвердить, что действительно является гомосексуалом. Простого заявления недостаточно, чтобы подтвердить, что у него гомосексуальная ориентация», — заявил Корчун, по мнению которого, это можно подтвердить медицинской справкой.
Член Совета по равенству Евгений Александрович Голощапов попытался уточнить у Петру Корчуна, каких именно доказательств он требует. «Врач это не устанавливает», — пояснил Голощапов.
Корчун отметил, что Павлеску мог бы прикрепить к своей жалобе в Совет фотографии. «В обществе кто-то ежедневно что-то заявляет: один — что он принц, другой — что король. Но, чтобы таковыми быть, нужны доказательства […] Да, он заявил, [что он гей]. Но пока нет доказательств, не могу сделать вывод, что его заявление достоверное», — сказал Корчун.
Голощапов спросил у представителя минобороны: «Вам нужны фотографии, на которых видно, как люди занимаются сексом? Выходит, что только тогда вы готовы принять, что человек гетеро- или гомосексуальной ориентации?»
Корчун в ответ сказал, что для начала надо выяснить, гей ли Павлеску, и когда именно сослуживцы узнали о его ориентации. «Поймите меня, мне фотографии не нужны, но, принимая решение, Совет должен принять это к сведению», — сказал Крачун.
Адвокат Марина Павлеску Дойна Иоана Страистяну сообщила ранее в своем Facebook, что слушания в Совете длились два дня. «[Минобороны] сделало все возможное, чтобы защитить учреждение и ответственных офицеров. Свидетели врут, даже когда видят доказательства, которые указывают на то, что они были сообщниками преследования Марина Павлеску на основании его сексуальной ориентации, или были снисходительны к этому преследованию», — сообщила Страистяну.
Как Павлеску пожаловался в минобороны, а оно — в прокуратуру
Марин Павлекску после каминг-аута написал жалобу в минобороны. В конце ноября 2021 года минобороны сообщило, что проверка не подтвердила обвинения Павлеску. и что он не подвергался давлению или физическому насилию из-за сексуальной ориентации. «Не были выявлены случаи, когда солдата Марина Павлеску из-за его сексуальной ориентации выгоняли из мест собрания других солдатов, мест для курения, столовой […]», — сообщило минобороны.
В то же время минобороны уведомило, что направило жалобу в прокуратуру в связи с тем, что у Павлеску были отношения с 17-летним парнем (несовершеннолетним).
25 января представитель Генпрокуратуры Марьяна Керпек сообщила NM, что «по этому факту в прокуратуре не зарегистрировано ни одно обращение».
Что выяснил Офис народного адвоката
На историю Павлеску дважды реагировали в Офисе народного адвоката. Так, управление по предупреждению пыток при Офисе народного адвоката сообщило, что «дело Марина Павлеску выявило системные проблемы, связанные с обеспечением соблюдения прав лиц, проходящих срочную военную службу, особенно мер для предотвращения пыток и других форм бесчеловечного или унижающего достоинство обращения».
В управлении рассказали, что дважды проводили проверки в гарнизоне, из которого сбежал Павлеску, и выяснили, что чаще всего солдат наказывают за произвольный уход из части, который квалифицируют как дезертирство. В управлении подчеркнули, что руководство армии проверяет такие случаи формально и не предпринимает действий, чтобы их предотвратить.
«Показания молодого человека [Марина Павлеску] указывают на то, что он подвергся словесным оскорблениям и преследованию со стороны рядовых солдат, подвергся физическому насилию с видимыми телесными повреждениями, но никто из вышестоящих военнослужащих не обращал на это внимание. Более того, телесные повреждения не были задокументированы и зарегистрированы надлежащим образом», — отметили в управлении по предотвращению пыток. И добавили, что Павлеску не получил необходимую профессиональную помощь, а военный психолог раскрыла «вышестоящему руководству личную информацию, полученную во время консультаций [с Павлеску]».
1 февраля в часть приехали с проверкой сотрудники управления по предотвращению пыток Офиса народного адвоката. По итогам проверки Офис народного адвоката сообщил, что сотрудники офиса обсудили с руководством части, как «де юре» и «де факто» там борются с дискриминацией. Офис народного адвоката обещал позже представить подробности проверки.