Invalda INVL управляет активами прямых инвестиций в странах Балтии и Центральной и Восточной Европы со своего баланса с 1991 года. Mы являемся первой фирмой прямых инвестиций в странах Балтии, вносящей важный вклад в развитие регионального рынка капитала и прямых инвестиций. С 1991 года команда Invalda INVL накопила уникальный опыт в приобретении, реорганизации и развитии предприятий, превращая их в лучших в своем классе региональных лидеров. Компании группы управляют или находятся под контролем более чем 1,6 млрд евро активов различных классов. Мы поговорили с Витаутасом Плункснисом, Head of Private Equity, Member of the INVL Asset Management и председателем совета maib, о последней крупной сделке и как частные инвестиции меняют рынок.
Как вы определяете основную ценность, которую частные инвестиции (Private Equity) могут принести компании?
Одно из ключевых преимуществ — это опыт. Фонды частного капитала, как правило, обладают значительным опытом работы с различными компаниями, что позволяет им передавать лучшие практики и помогать новым предприятиям избегать распространённых ошибок. Второй важный аспект — это капитал для роста. Если компания стремится выйти на новый уровень — например, от небольшой фирмы вырасти до регионального лидера — это практически невозможно без дополнительного финансирования.
Привлечённый капитал позволяет предприятиям развиваться быстрее, чем они могли бы только за счёт реинвестирования собственной прибыли. Эти средства открывают возможности для расширения: строительство новых производственных мощностей, покупка конкурентов или выход на международные рынки. Также фонды частного капитала обладают экспертизой в проведении сделок и международной экспансии, что особенно полезно для компаний, которые сталкиваются с вызовами при выходе за пределы своей страны, где отличаются менталитет и подходы к ведению бизнеса.
Какие ключевые факторы делают компанию привлекательной для частного капитала?
На мой взгляд, есть несколько основных факторов. Во-первых, это сектор, в котором работает компания. Если отрасль демонстрирует устойчивый рост и перспективы, то она становится более привлекательной для инвесторов.
Во-вторых, важнейшим элементом является качество менеджмента. Компания без эффективной управленческой команды — это всего лишь здания и оборудование. Также сложно или даже невозможно инвестировать в бизнес с плохим корпоративным управлением, непрозрачной структурой или отчетностью, которая не отражает реальной деятельности компании. В таких случаях стоит сначала навести порядок внутри компании, а потом привлекать инвесторов.
Третий фактор — это видение. Если акционеры и менеджмент четко понимают, каким они видят будущее компании и имеют стратегический план, это значительно увеличивает привлекательность бизнеса для частного капитала.
Какие ключевые шаги и подходы обеспечили успех сделки с Mehiläinen?
Если взглянуть на всю историю, то в 2019 году, когда мы запустили фонд приватного капитала, управляющий 165 миллионами евро, мы инвестировали в довольно небольшую компанию — сеть клиник InMedica. Тогда ее годовой оборот составлял 10 миллионов евро, а в сети было всего 18 клиник. За более чем 5 лет управления мы смогли увеличить компанию в более чем 15 раз. В прошлом году оборот превысил 150 миллионов евро, а сеть расширилась до 89 клиник. Когда мы начинали, компания была третьей-четвертой по величине на рынке, а сегодня она — явный лидер, и ближайший конкурент значительно меньше, примерно в три раза.
Этот рост и лидерские позиции на рынке привели к сделке с финской компанией Mehiläinen, которая является крупным игроком в Финляндии, с более чем 37 тысячами сотрудников. Их главный акционер — фонд приватного капитала CDC Capital Partners, один из крупнейших в мире. Для InMedica это шанс перейти на новый этап развития, переняв лучшие практики из Скандинавии. Для Mehiläinen это важная инвестиция в Балтике, где они уже начали расширяться, инвестировав в Эстонию несколько лет назад.
Однако InMedica — это только маленькая часть всего здравоохранительного рынка Литвы. С повышением доходов населения, частные медицинские услуги становятся все более востребованными, но государственный сектор все еще доминирует. В Литве около 3 миллиона жителей, и из них InMedica обслуживает более чем 310 тысяч клиентов — примерно 10% населения. Но этот сектор продолжит расти, и у компании есть все предпосылки для дальнейшего развития: растущий рынок, хороший менеджмент и новый инвестор, который поможет сделать следующий шаг. Мы, в свою очередь, обеспечим нашим инвесторам хороший доход на их инвестиции и будем искать новые компании для инвестиций с потенциалом такой же успешной истории.
Какие уроки вы извлекли из этой сделки, которые можно применить в других инвестиционных проектах?
Очень важным аспектом является партнерство с менеджментом. Когда мы начали инвестировать, сделка была такая, что у нас было 70%, а у CEO компании и ее учредителей — 30%. Я считаю, что многое в успехе компании — заслуга его, потому что мы предоставили капитал и доступ к рынкам капитала, ведь InMedica дважды выпустила облигации, которые были успешно размещены. Это не столько урок, сколько ключевая мысль: не бойтесь ставить амбициозные цели. Если вы сегодня на третьем или четвертом месте, это вполне нормально, но стремиться стать номером один — абсолютно правильная цель. Кроме того, за всю историю InMedica приобрела более 20 конкурентов, что означает почти каждую квартальную сделку. Это тоже необходимый шаг, если вы хотите достичь лидерства.
Какие изменения или улучшения были внедрены в InMedica благодаря участию частного капитала?
Думаю, что этот рост с одной стороны — это хорошо, с другой — опасно, потому что если приобретать много разных клиник, каждая из которых имеет свои системы и стандарты, то это может привести к сложности в интеграции. Однако если посмотреть на среднюю клинику, можно увидеть общие черты — единый стандарт обслуживания, общая система бронирования и схожее качество услуг. За пять лет мы добились значительного прогресса в диджитализации. Конечно, в медицине это важно, но, если проблема серьезная, люди всё равно должны прийти лично. Ковид показал, что простые медицинские услуги можно получать дистанционно.
Что делает эту сделку уникальной?
Мы не раскрываем сумму сделки, но она станет крупнейшей инвестиционной сделкой в сфере здравоохранения в Прибалтике. С одной стороны, покупку совершает стратегический инвестор, с другой — акционер этого инвестора также является фондом. В текущей геополитической ситуации каждая крупная инвестиция придает уверенности другим бизнесменам, поскольку существует мнение, что инвестировать в Европу сейчас опасно из-за неопределенности. Однако такие примеры, как наша сделка, показывают, что крупные деньги не боятся этих рисков, и это оказывает положительное влияние на рынок. Если год начинается с объявления о крупной сделке, это может свидетельствовать о том, что год будет активным и принесет ещё больше подобных инвестиций.
Какие сделки ожидаются в ближайшее время?
Одной из ключевых предстоящих сделок является приобретение компании Pehart в Румынии. Это лидер по производству туалетной бумаги с годовым оборотом более 160 миллионов евро. Сделка проводится через выкуп у другого фонда частного капитала — Abris Capital.
Закрытие сделки планируется в первом квартале текущего года. По сумме инвестиций эта сделка также станет одной из крупнейших, что дополнительно укрепит позиции компании на рынке и подтвердит ее стратегический фокус на лидирующих предприятиях.
Почему Румыния становится привлекательной для инвестиций?
Румыния представляет собой быстроразвивающуюся страну с большим потенциалом. Иностранные инвесторы часто оценивают ее возможности выше, чем сами местные жители. Подобное можно сказать и о Молдове, где внешний взгляд тоже нередко выявляет больше возможностей для роста.
Для успешного развития важно изменить восприятие внутри страны, чтобы местные жители и предприниматели активнее участвовали в привлечении инвестиций. Это ключевой шаг к созданию позитивного инвестиционного климата и развитию экономики.
Фонд, который успешно завершил сделку с InMedica, был создан в 2019 году и сейчас завершает инвестиционный период. На 2025 год планируется запуск нового фонда с целью привлечь 250 миллионов евро. Основной фокус останется на Балтийских странах и Польше, но также рассматриваются и другие страны Восточной Европы.
А какова роль частного капитала в стимулировании инноваций и диверсификации бизнеса?
Я считаю, что частный капитал приносит не только финансовые ресурсы, но и знания, лучшие практики, а также способствует созданию рабочих мест. Это движет компанию вперёд. Маленькая компания может вырасти, а большая — стать более значимой в регионе. В итоге, все эти изменения приносят выгоду и положительный эффект для экономики в целом.
А есть ли примеры, когда частные инвестиции помогли компаниям адаптироваться к изменению рынка?
Одним из ярких примеров является инвестиция в maib в 2018 году, сделанная совместно с Horizon Capital и EBRD. На момент инвестирования уровень использования интернет-банкинга и мобильных приложений среди клиентов составлял лишь около 5%. Благодаря стратегии акцента на цифровизацию и лучшим практикам, этот показатель вырос до 55–60%.
Частные инвестиции стали катализатором преобразований, учитывая, что уже тогда было очевидно: будущее банковской отрасли – это цифровые услуги. Сегодня сложно представить успешный банк без качественного приложения и развитых цифровых каналов обслуживания.
А когда вы только инвестировали в maib, вы же делали какие-то определенные прогнозы, касающиеся диджитализации, вы уже на старте проекта инвестиций понимали, что будет такой резкий рост? 55-60% это много.
На этапе инвестирования команда осознавала, что развитие ритейла и малого и среднего бизнеса станет основой для устойчивого роста. Хотя maib в то время фокусировался на корпоративном секторе, стратегия предусматривала диверсификацию и усиление позиций в розничном сегменте и среди клиентов из малого и среднего бизнеса.
Результаты превзошли ожидания. maib не только смог адаптироваться к цифровым изменениям, но и значительно укрепил свои рыночные позиции, продемонстрировав успешный пример, как частный капитал способствует внедрению инноваций и укреплению конкурентоспособности компании.
Какие вызовы наиболее часто встречаются при участии в частных инвестициях?
Как и в любом бизнесе, в современном мире все меняется очень быстро. В любом секторе трудно найти хороших специалистов, будь то IT-сектор или производство — квалифицированные кадры востребованы везде. И это относится ко всем сферам бизнеса. Конечно, если стратегия компании направлена на рост, то с этим ростом приходится меняться, адаптировать стиль менеджмента. Например, в компании с 50 сотрудниками ты можешь знать каждого по имени, быть в курсе личных дел, таких как количество детей или болезни. Однако, когда компания растет до тысячи человек, невозможно лично знать всех. В таком случае необходимо внедрять систему, а также четкие принципы корпоративного управления, чтобы каждому было ясно, кто за что отвечает.
Что бы вы посоветовали компаниям, которые ищут инвестиции? Не бояться спрашивать и искать.
Важно иметь четкое видение того, чего ты хочешь достичь как компания. Необходимо улучшать корпоративное управление, потому что инвесторы не будут вкладываться в непонятную структуру или неясный бизнес. Это означает, что все должно быть прозрачно, понятно, проверено, и должно быть ясное понимание того, что ты хочешь сделать с инвестициями и что хочешь получить. Также нужно осознавать, что инвестиции в акционерный капитал не являются самыми дешевыми. Некоторые думают, что если они берут кредит, то обязаны платить проценты, а если получают инвестиции в капитал, то нет обязательства платить дивиденды каждый год. Однако этот капитал остается самым дорогим, и важно найти баланс между долгом и собственным капиталом.
Какие тенденции в области частных инвестиций вы видите в ближайшие годы?
В Восточной Европе инвестиции в частный капитал все еще ниже, чем в западных странах или Америке. Это предполагает, что объем таких инвестиций будет расти, поскольку это хороший способ для развития. Однако в Восточной Европе, в том числе в Литве, частный капитал все еще менее популярен. Например, в опросах, проводимых Ассоциацией Private Equity and Venture Capital, бизнесмены чаще знают, как взять кредит в банке, чем как привлечь инвестиции. Только каждый шестой предприниматель знаком с возможностями привлечения капитала. Это требует усилий для повышения осведомленности. Я уверен, что в ближайшие годы мы увидим значительный рост таких инвестиций, поскольку каждая история успеха привлекает новые компании и заставляет задуматься, что и они могут развиваться этим путем.
А если немного перенести разговор в контекст Молдовы, то, возможно, слишком рано делать прогнозы на 2025 год?
В Молдове не так много фондов, которые занимаются инвестициями, но я считаю, что Horizon Capital активно работает в этом направлении. Молдову инвесторы рассматривают вместе с Украиной. В стране нет пенсионных фондов, которые могли бы инвестировать в частные фонды, поэтому привлечение капитала требует усилий. Это долгосрочная задача, которая не решается за один год.