В Приднестровье может появиться новая статья в местном Уголовном кодексе. Генеральный прокурор непризнанной республики предложил наказывать за призывы «к иностранным государствам» привлечь к ответственности чиновников и граждан непризнанной ПМР. К «иностранным государствам» в проекте относится, в том числе, и Молдова. За обращение в молдавскую прокуратуру или суд, а также за подобные призывы в социальных сетях жителям Приднестровья может грозить до 7 лет тюрьмы.
Что предложил генпрокурор Приднестровья?
В Верховном совете Приднестровья 15 февраля зарегистрировали новый проект поправок в местный Уголовный кодекс. Генеральный прокурор региона Анатолий Гурецкий предложил ввести уголовное наказание за призывы «к иностранному государству о привлечении к ответственности должностных лиц» и «граждан ПМР».
Под новую статью попадают, в том числе, и призывы «с использованием средств массовой информации или глобальной сети Интернет», то есть написанные в социальных сетях. За подобные обращения к иностранным государствам «из корыстной или иной личной заинтересованности» виновным грозят до 4 лет тюрьмы, или от 3 до 7 лет тюрьмы, если «деяние» совершено группой лиц.
Отметим, за подобные призывы грозит наказание, только если после них наступили «тяжкие последствия». «Тяжкими последствиями» в статье называется применение любых мер пресечения и любых «процессуальных действий» против должностных лиц или граждан непризнанной ПМР. То есть за призывом должна последовать реакция молдавской прокуратуры или судов.
А как же Молдова?
Как указано в пояснительной записке к проекту, Молдова тоже понимается как «иностранное государство». Поправка, указано в документе, вызвана случаями уголовного преследования с 2010 по 2021 годы «правоохранительными органами иностранных государств, и в первую очередь — Республики Молдова, должностных лиц органов государственной власти и управления, местного самоуправления ПМР, а также иных граждан ПМР».
В пояснительной записке напоминают о делах, которые инициировали в Молдове против приднестровских силовиков и других должностных лиц. Например, по статье «Похищение» или «Незаконное лишение свободы». Гурецкий называет эти дела «политически мотивированными» и считает попыткой «делегитимизировать институты власти и правосудия» Приднестровья.
В пояснительной записке также говорится, что вдохновением для поправок послужила Беларусь. В белорусском УК есть уголовная статья, в которой идет речь о наказании за призывы к санкциям против физических и юридических лиц, зарегистрированных в Беларуси.
Кого это может коснуться?
Генеральная прокуратура Молдовы не раз заводила уголовные дела против приднестровских силовиков и чиновников. Напрямую в молдавскую прокуратуру обращались и жители Приднестровья, которых преследуют в регионе.
Например, оппозиционный политик из Тирасполя, член местной Компартии Александр Самоний обратился в Генпрокуратуру Молдовы за защитой своих прав. Приднестровские власти обвиняют его в написании анонимных постов в Facebook, где якобы содержатся призывы к «социальной вражде и нетерпимости» и оскорбления лидера региона Вадима Красносельского. За это политику может грозить до пяти лет тюрьмы. Самоний отрицает свою причастность к написанию этих постов. По его жалобе в Кишиневе завели уголовное дело.
В Генпрокуратуру Молдовы обращался и другой оппозиционной активист из Приднестровья Геннадий Чорба. Он год провел в тюрьме по обвинению в призывах к «экстремизму» и «оскорблениях» местного лидера Вадима Красносельского, после чего ему заменили реальный срок на условный. Единственный документ, который ему выдали — справка об освобождении. Власти объясняли все «секретностью». Чорба уже обратился в Генпрокуратуру Молдовы, где дело передали в Прокуратуру по особым делам.