Предложение президента Игоря Додона изменить процедуру выборов председателя Высшего совета магистратуры (ВСМ) вызвало споры в парламенте. Оппозиция заподозрила в предложенных поправках «политические цели». В итоге парламент не смог ни утвердить поправки, ни избрать новых членов ВСМ, работа которого остается заблокированной из-за отсутствия кворума.
Что предлагает президент
На заседании 6 марта в парламенте рассмотрели поправки к закону о ВСМ. В парламенте их представила замглавы администрации президента Кристина Ботнарюк. Она рассказала, что проект предполагает, что главу ВСМ нужно выбирать из членов совета, включая входящих в него «преподавателей права», а не только из числа судей, как это предусматривает действующий закон.
При этом Ботнарюк подчеркнула, что в Конституции не оговаривается, сколько членов должно быть в ВСМ, и как именно выбирают председателя.
Что возмутило депутатов
Депутат от группы Pro Moldova Cергей Сырбу отметил, что это изменение пытаются принять именно в тот момент, когда парламент должен выбрать четырех новых членов ВСМ из числа преподавателей права.
Сырбу предложил, чтобы поправки вступили в действие, только когда мандаты действующих членов ВСМ закончатся. Кроме того, депутат возмутился, что в составе комиссии, которая должна выбрать членов ВСМ, в последний момент произошли изменения. «Не должно быть ни одного подозрения, что эти поправки принимают для нового председателя ВСМ»,- подчеркнул он.
Депутат от партии «Платформа Достоинство и правда» (DA) Дину Плынгэу отметил, что в проекте емть много нормативных нарушений. «Спешка в этом случае говорит о том, что цель не столько юридическая, сколько политическая», — отметил Плынгэу.
В свою очередь депутат от партии «Действие и солидарность» (PAS) Cерджиу Литвиненко заявил, что предлагал принять другие поправки к закону о ВСМ. Литвиненко рассказал, что правительство отказало ему в этом, отметив, что изменение закона раньше чем через шесть месяцев после того, как в него внесли поправки, противоречит закону «О нормативных актах», рекомендациям Венецианской комиссии и опыте Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). «Я очень надеюсь, что министр юстиции, который говорит, что он — аполитичный технократ, был последовательным», — отметил Литвиненко.
Председатель юридической комиссии парламента и депутат от ПСРМ Василий Боля спросил, поможет ли «разблокировать ситуацию» в ВСМ новая процедура избрания главы совета, учитывая, сколько времени ВСМ управлял и.о. главы. Также он отметил, что поправки в закон предполагают, что из закона уберут одно слово — судья. Он считает, что поправки позволят избавить ВСМ от «корпоративных тенденций».
Другой депутат от PAS Дан Перчун возмутился, что поправки представили без одобрения минюста и правительства.
«Давайте не будем лицемерить. Если в начале заседания спикер предложил не принимать поправки, которые не получили одобрение правительства, давайте держать слово», — отметил Перчун.
В итоге поправки не приняли. Когда парламент начал обсуждать вопрос, в зале был 51 депутат, когда слушания подходили к концу, их осталось только 46. Для голосования не было кворума.
Что не так с конкурсом?
После заседания депутат-социалист Василий Боля устроил брифинг, на котором сообщил, что заседание юридической комиссии, на которой должны были обсудить кандидатуры в ВСМ из числа преподавателей права, не состоялось из-за отсутствия кворума. Он считает, что некоторые его коллеги «намеренно блокируют работу ВСМ». Также Боля отметил, что вторую попытку выбрать членов ВСМ проведут на следующей неделе.
Отметим, ранее депутаты Плынгэу и Литвиненко заявили, что ДПМ и ПСРМ хотят организовать фиктивный конкурс в ВСМ, чтобы отправить туда своих кандидатов.
***
ВСМ — это орган самоуправления судей. Согласно поправкам, которые парламент принял в декабре 2019 года, число членов ВСМ увеличили с 12 до 15 человек. Сейчас в ВСМ входят шесть представителей судейского корпуса, министр юстиции, генпрокурор и два преподавателя права. Также в совет входит председатель Высшей судебной палаты (ВСП). На данный момент, у ВСП временный председатель, который по закону не может участвовать в заседаниях ВСМ.
Еще четверых членов совета должен назначить парламент. 20 февраля 2020 года заявки на участие подали 18 человек.
Сейчас из-за отсутствия кворума работа ВСМ заблокирована.