«Я не козел, чтобы таким заниматься». Как «киллеры Плахотнюка» повторно давали показания в суде
7 мин.

«Я не козел, чтобы таким заниматься». Как «киллеры Плахотнюка» повторно давали показания в суде

На очередном заседании по делу о покушении на Владимира Плахотнюка адвокаты подсудимых потребовали отменить приговор, вернуть дело на пересмотр в первую инстанцию, а подсудимых освободить. Это дело, по которому предполагаемые киллеры получили большие тюремные сроки, уже год повторно пересматривает Апелляционная палата Кишинева. О том, что рассказали подсудимые на заседании 21 октября, что на повышенных тонах обсуждали прокурор с адвокатом, и в чем разница между залом суда и передачей «Поле чудес» — в репортаже NM.

«Это не «Поле чудес»»

На заседание 21 октября, как и в прошлый раз, пришли сторонники подсудимого Валерия Заболотного, которые заполнили весь зал. Подсудимые давали показания по видеосвязи. Первым выступил зампред фонда помощи ветеранам спорта IFAVIS Валерий Заболотный (в 2018 году по этому делу его приговорили в 20 годам лишения свободы). Он начал с того, что поблагодарил всех пришедших на заседание.

Судья его прервала, отметив: «Вы не на передаче «Поле чудес». Говорите по сути». Заболотный ответил, что «соскучился по людям».

После этого он рассказал, что тогда искал финансовую помощь для своих спортсменов. По его словам, с ним познакомился некий Юрий Пархоменко и предложил такую помощь. Но Заболотный посчитал, что предложение Пархоменко слишком сложное, и он решил познакомить его с бизнесменами, которые должны были решить, стоит ли принимать помощь от Пархоменко.

Пархоменко, отметим, тоже проходил подсудимым по этому делу. Его судили отдельно и в 2018 году приговорили к пяти годам и четырем месяцам тюрьмы. На заседании АП 15 октября этого года Пархоменко заявил, что покушение было инсценировкой, а показания он давал под давлением прокуроров и тогдашнего директоры тюрьмы № 13 Игоря Пынти.

Заболотный рассказал, что, пообщавшись в Пархоменко, бизнесмены рекомендовали не принимать от него деньги и объяснили это тем, что речь идет о доходах от контрабанды алкоголя. По словам Заболотного, после того как он сообщил Пархоменко об отказе, тот решил, «как извинение», подарить его спортсменам мобильные телефоны.

Также Заболотный сообщил, что весной 2017 года Пархоменко стал настойчиво предлагать ему встретиться. По словам подсудимого, на встрече Пархоменко сообщил, что занимался инсценировкой покушения на Плахотнюка. «Он [Пархоменко] сказал: «Через тебя хотят подобраться к Карамалаку». Пархоменко предупредил, что нужно сваливать. [Сказал]: «И за тобой, и за мной идут по пятам», — рассказал Заболотный. По его словам, эта встреча произошла накануне его отъезда в командировку, и у него не было времени, чтобы обдумать слова Пархоменко или обратиться к правоохранителям.

Заболотный, кроме того, сообщил,  что в 2016 году вместе со своими спортсменами летал на летнюю олимпиаду в Бразилию, а затем собирался на мировой чемпионат. Он предложил предоставить судьям свое рабочее расписание и график командировок. В свою очередь судьи поинтересовались, зачем им эта информация. «Чтобы вы поняли, что я тогда был занят каждый чаc […] Чтобы не говорили, что я перевозил оружие или готовил покушение на какого-то Плахотнюка», — ответил Заболотный.

«Наступил мне ногой на голову, как фашист»

Заболотный отметил, что его задержали 6 апреля 2017 года. «При выходе из столовой меня задержали жестко, как последнего террориста в мире […] Офицер наступил мне ногой на голову, как фашист […] сказал, что у него вообще было задание меня ликвидировать [при задержании]», — сказал Заболотный. По его словам, в СИЗО ему предлагали «оговорить Карамалака». «Я им сказал: «Я не козел, чтобы таким заниматься“. Они ответили: «Тогда сгниешь в тюрьме», — рассказал Заболотный.

Прокурор Джульетта Девдер попросила его пояснить, кто именно на него давил.   Заболотный ответил: «Вся прокуратура, включая бывшего хозяина тюрьмы Пынтю. Это было эмоциональное давление. Мне постоянно втыкали: «Ты — болгар, все болгары преступники».

Также прокурор попросила его рассказать, какие отношения его связывают с братьями Шевченко. (Дмитрий Шевченко проходит подсудимым по этому делу. В 2018 году его приговорили к 11 годам тюрьмы). Заболотный рассказал, что в 1990-е годы братья Игорь и Дмитрий Шевченко остались без родителей, и семья Заболотного стала заботиться о них. Заболотный подчеркнул, что Дмитрий Шевченко ничего не рассказывал ему о квартире, которую снял для граждан Украины Ярослава Мищука и Павла Кортишко, которые весной 2016 года обратились к молдавским правоохранителям и сообщили, что участвуют в подготовке покушения на Плахотнюка.

«Сумки [c оружием] мне оставили на хранение, обещали денег»

Следующим давал показания Шевченко. Он тоже сказал, что не сообщал Заболотному о том, что снял квартиру для неких «Васи и Сережи». Шевченко отметил, что ему заплатили за то, что он выступил посредником при аренде квартиры. По его словам, с ним общался человек, представивший Сергеем, но на суде он понял, что это был Юрий Пархоменко. На просьбу прокурора объяснить, откуда взялась сумка с оружием, которую нашли во время обыска в подвале его дома, Шевченко сказал, что получил сумку от Васи и Сережи. «Сумки мне оставили на хранение, обещали денег», — уточнил он.

Другой подсудимый Игорь Мельник, получивший шесть лет в суде первой инстанции, рассказал, что помог Кортишко и Мищуку пересечь границу с Молдовой. Он пояснил, что взял в долг у Ивана Кожокаря (тоже получил пять лет по этому делу) $1 тыс. По словам Мельника, он должен был вернуть Кожокарю около $300‐400, но вместо этого Кожокарь предложил ему помочь пересечь границу Кортишко и Мищуку (в счет долга). Мельник согласился. Также Мельник рассказал, что попросил Василия Драгулю помочь ему с транспортом. «Он просто как таксист перевез», — добавил Мельник.

Драгуля, напомним, тоже проходит подсудимым по этому делу. Суд первой инстанции приговорил его к трем годам лишения свободы.

Остальные трое подсудимых: Иван Кожокарь, Степан Киров и Василий Драгуля — были немногословны и отметили, что поддерживают показания, которые дали в суде первой инстанции.

На этом допрос подсудимых подошел к концу. При этом прокурор Джульета Девдер отметила, что прокуратура проводит проверку показаний Пархоменко, по результатам которой у нее могут возникнуть вопросы к каждому подсудимому. Прокурор подчеркнула, что такие проверки проводят в приоритетном порядке, и они длятся от 14 до 30 дней. «Это не каприз прокурора», — уточнила Девдер.

В свою очередь адвокат Заболотного Владимир Курмель потребовал признать приговор подсудимых незаконным и вернуть дело на пересмотр в суд первой инстанции. «Пусть отменяют приговор, тогда они [подсудимые] будут на свободе. После этого пусть прокуроры проверяют, сколько хотят», — сказал Курмель. Зал встретил его слова  аплодисментами. «Правильно, это же люди», — выкрикивали с задних рядов.

Другие адвокаты тоже потребовали освободить подсудимых. Они привели разные аргументы, в том числе потребовали, чтобы прокуроры проверили факт незаконного пересечения границы гражданами Украины Кортишко и Мищуком (отметим, следствие не знает, где находятся эти свидетели).

После этого дискуссия адвокатов с прокурором перешла на повышенные тона. «Я не понимаю, чего хотят адвокаты», — сказала прокурор. Она заявила, что адвокаты вновь демонстрируют, что не готовы к заседаниям. С подобными ходатайствами, продолжила прокурор, надо было выступать раньше, а не после того, как судебное следствие подошло к концу. Судьи согласились с доводами прокурора и назначили следующее заседание на 29 октября.

***
О покушении на Владимира Плахотнюка в апреле 2017 года, напомним, сообщило МВД Украины. По информации правоохранителей, организаторов заказного убийства задержали в Киеве, а потенциальных исполнителей — в Кишиневе.

Осенью того же года прокуратура закончила расследование этого дела и передала его в суд. Прокуроры утверждали, что им удалось собрать достаточно доказательств вины обвиняемых и установить, что заказчиком покушения был председатель фонда помощи ветеранам спорта IFAVIS Григорий Карамалак (Болгар). Мотивом заказного убийства прокуроры назвали уголовные дела, открытые в Молдове против Карамалака.

В апреле 2018 суд вынес приговор шестерым обвиняемым в покушении на Плахотнюка. Максимальный срок получил зампред фонда помощи ветеранам спорта IFAVIS Валерий Заболотный, которого приговорили к 20 годам тюрьмы закрытого типа. Остальные пятеро обвиняемых получили тюремные сроки от 3 до 11 лет.

Троих обвиняемых: Василия Драгулю, Ивана Кожокаря и Игоря Мельника — оправдали по статье за подготовку покушения, их приговорили по другим статьям. Степана Кирова оправдали по статье за хранение и покупку оружия, но оставили в силе статью за подготовку покушения. Все шестеро подсудимых не признали вину, некоторые в своих показаниях говорили о том, что покушение было инсценировано. Апелляционная палата частично ужесточила эти наказания, но в 2020 году Высшая судебная палата отменила этот приговор и вернула дело в АП.

 

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: