«Я не могу сдвинуться с места с такими тарифами». Как и почему бастовали водители междугородних маршруток. Репортаж NM
6 мин.

«Я не могу сдвинуться с места с такими тарифами». Как и почему бастовали водители междугородних маршруток. Репортаж NM

Водители междугородних маршруток провели в Кишиневе вторую за месяц акцию протеста. По информации организаторов, в нем участвовали около 270 водителей. Они требуют поднять тарифы на проезд почти в два раза. При этом транспортники готовы снизить свой запрос на тариф, если власти удовлетворят другие их требования, например, разрешат перевозить «стоячих» пассажиров. О том, как прошел протест, чего требуют водители, и что на это отвечают власти — в репортаже корреспондента NM Николая Пахольницкого.

К полудню на площади Великого национального собрания припарковались более сотни маршрутных такси и несколько автобусов. На протест приехали водители из многих регионов страны. На микроавтобусах были таблички с указанием маршрутов: Дондюшаны, Атаки, Страшены, Калараш, Вулканешты, Комрат и др.

По информации главы Ассоциации работодателей автомобильных перевозчиков (APOTA) Олега Алексы, в протесте приняли участие около 270 маршрутных такси, и еще около 200 микроавтобусов в знак протеста не вышли на маршруты. Всего, по данным APOTA, междугородние перевозчики выполняют около 5-6 тыс. рейсов в день.

Собравшиеся на протест требовали повысить тарифы почти в два раза — с 48 банов до 92 банов за км пути, объясняя это тем, что тарифы не повышались последние шесть лет, при это цены на бензин и солярку значительно увеличились.

«Правительство считает, что нам хватит 110 леев в день»

В полдень водители стали дружно сигналить, а Олег Алекса зачитал заявление перевозчиков, отметив, что власти игнорируют их требование: «16 сентября нам сказали, что проблема сложная и нас пока не готовы слушать. Мы сказали — хорошо, у нас есть расчеты, давайте свои расчеты, будем обсуждать». По словам Алексы, у министерства экономики есть неофициальные расчеты, согласно которым проезд должен стоить 70 банов за км, но и это министерство не готово обсуждать.

При этом, как утверждает Алекса, согласно тем же расчетам министерства, с нынешними тарифами заработок водителей составляет 2600 леев за 24 рабочих дня. «Мне стыдно сравнивать, но за день прополки на полях платят 250-300 леев. А если ты водитель, правительство считает, что тебе хватит и 110 леев в день, чтобы быть счастливым, платить по счетам, оставаться дома и строить долгосрочные планы», — возмутился Алекса.

По его словам, сейчас в сфере пассажироперевозок 3 тыс. вакантных мест, большинство из которых водительские. Только за последние четыре месяца, добавил Алекса, из транспортной сферы ушли 400 человек. «Средний возраст эксплуатируемых машин 23 года. Микроавтобусам в среднем по 18 лет, а автобусам по 25 лет. И Нацагенство автомобильного транспорта, и минэкономики знают об этом. Как можно с таким транспортом говорить, что мы идем в Европу? В год в Молдову завозят 150-250 микроавтобусов, то есть, чтобы обновить их парк, надо 25 лет», — заявил Алекса.

Водители молча слушали главу APOTA. «Они пытаются создать впечатление, что дешевые тарифы на проезд — это забота о населении. Они не могут обеспечить население достойными доходами, поэтому отказываются поднимать тарифы», — продолжил Алекса.

На вопрос журналистов, почему перевозчики не протестовали раньше, Алекса ответил, что водители опасались, что во времена прошлой власти их арестуют.

Примечательно, что транспортники готовы и на меньшее повышение тарифа, если правительство выполнит другие их требования. Всего их 18, в том числе, разрешение перевозить «стоячих» пассажиров на расстояние до 50 км, импортировать более старые автобусы, наказание незаконных перевозчиков и т. д. Все эти требования перевозчики отправили минэкономики.

«Только после выполнения условий»

Еще до начала протеста правительство раскритиковало требования перевозчиков. В минэкономики отметили, что транспортники сначала должны обеспечить цивилизованные условия пассажироперевозок, которые необходимо осуществлять только на пассажирских микроавтобусах и автобусах. «Только после выполнения этих условий мы сможем говорить о запросе транспортников поднять тарифы», — отмечалось в сообщении минэкономики.

Раскритиковала перевозчиков и премьер Майя Санду. Она тоже подчеркнула, что власти ждут от транспортников улучшения условий перевозок, в том числе за счет обновления парка микроавтобусов, и удивилась, почему они не протестовали раньше, «когда олигархический режим запрещал им работать» в дни массовых протестов оппозиции.

Примечательно, что несколько месяцев назад позиция главы минэкономики Вадима Брынзана на этот счет была иной. «Эти тарифы искусственно сдерживали с 2013 года. В результате автопарк значительно устарел, это опасно для граждан. Мы хотим ездить на современных автобусах с кондиционерами, но обновление автопарка невозможно из-за низких тарифов», — говорил в июне Брынзан.

Транспортники, комментируя условия властей, заверяли, что готовы и обновлять автомобили, и оснастить их кондиционерами, но все эти расходы нужно заложить в тариф.

«Я проезжаю 500 км в день, каждые две недели приходится менять масло, это уже пару тысяч леев»

Водители, с которыми поговорил корреспондент NM, высказывали разное мнение о повышении тарифов. Кто-то поддерживал требование двукратно увеличить цены, а кто-то говорил, что понимает, что люди живут бедно и не могут платить больше.

Так, водитель рейса Кишинев — Пражила (Флорештский район) Анатолий рассказал, что часто бывает, когда в будни на рейсе всего несколько человек. «И это до Флорешт, а потом обратно еду пустой. А стоячие пассажиры бывают раз в неделю», — отметил Анатолий, добавив, что из-за низких доходов водители просто «не могут их не брать». По его словам, на рейс уходит солярки примерно на 500-600 леев, а с четырех пассажиров водитель получает всего 240 (билет стоит около 60 леев). Анатолий добавил, что понимает, что резкое повышение тарифов будет неподъемным для населения, но тогда власти должны хотя бы обеспечить снижение стоимости топлива.

Водитель компании Iurtol-Trans Аурел Мургулец, работающий на рейсе Кишинев — Атаки, тоже посетовал, что пассажиров мало, и отметил, что зарплата наемного водителя — примерно 160-180 леев в день. По его словам, ситуация могла бы улучшиться, если бы цена билета на его рейс повысилась хотя бы со 122 леев до 140 леев. Он рассказал, что затраты на обслуживание машины, не считая топлива, составляют примерно 10-15 тыс. леев в месяц. «Я проезжаю 500 км в день, каждые две недели приходится менять масло, это уже пару тысяч леев», — посетовал собеседник.

А водитель маршрутки Вулканешты — Кишинев Андрей Кирчиогло рассказал, что хотел бы купить новый микроавтобус, но не может этого сделать: «Я хочу купить новую машину, поставить кондиционер, чтобы были мягкие откидные сиденья. Но такая машина стоит как минимум €20 тыс, я не могу сдвинуться с места [с такими тарифами]».

На замечание корреспондента NM о том, что и власти, и пассажиры недовольны состоянием маршрутных микроавтобусов, почти все водители отвечали, что следят за своими маршрутками, а, кроме того, власти регулярно проверяют, соответствуют ли они нормам.

Спустя 40 минут после начала протеста водители еще раз синхронно просигналили и стали покидать площадь.

***

Первый протест, напомним, водители провели в середине сентября. Тогда на центральной площади Кишинева собралось около ста маршруток и их водителей. Участники акции потребовали, чтобы власти разрешили им повысить стоимость проезда в городских и междугородных маршрутках. Министерство экономики и инфраструктуры ответило протестующим, что для повышения тарифов микроавтобусы должны соответствовать требованиям безопасности, водители — соблюдать правила дорожного движения, а владельцы микроавтобусов — налоговое законодательство.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: