Парламент одобрил 26 ноября стратегию «Обеспечения независимости и неподкупности в системе юстиции», разработанную минюстом. Обсуждение продлилось больше трех часов. Депутаты успели поговорить не только о самой стратегии, но и о коррумпированных судьях, кумэтризме в правоохранительных органах и решении суда Кишинева по Moldasig. В свою очередь Нагачевский объяснил депутатам, почему вместо реальной реформы минюст целый год разрабатывал ее стратегию, и почему у него нет «волшебной палочки».
«Мы практически укрепим эту коррумпированную систему»
Стратегию представил министр юстиции Фадей Нагачевский. Он рассказал о трех основных направлениях стратегии: обеспечение независимости и неподкупности системы юстиции, обеспечение доступа к системе юстиции и обеспечение эффективного управления системой. Стратегия предусмотрена на 2021-2024 год.
Депутат от партии DA Дину Плынгэу отметил, что считает проект хорошим, но в нем есть проблемы. Плынгэу считает, что проект «сделает коррумпированных судей неприкасаемыми». «Мы практически укрепим эту коррумпированную систему, если создадим впечатление, что им все можно», — подчеркнул Плынгэу.
В свою очередь Нагачевский отметил, что речь идет об исключении из Уголовного кодекса 307 статьи, которая предусматривает наказание судей за вынесение незаконных решений. «Мы все знаем, что в Молдове основная проблема судебной системы не в том, что судьи выносят незаконные решения из-за недостатка профессионализма, а из-за проблем с неподкупностью», — отметил Нагачевский. Он подчеркнул, что в Молдове есть достаточно учреждений, которые могут проверять судей на неподкупность. Он отметил, что с 2003 года статью 307 УК ни разу не удалось применить на практике. Нагачевский подчеркнул, что нет возможности на практике доказать, что судья намеренно вынес незаконное решение. «Некоторых судей [которые фигурировали в расследовании „Ландромат“] на четыре года отстранили от работы, а сейчас Молдова должна выплатить им около 5 млн леев компенсации», — сказал Нагачевский.
Плынгэу продолжил настаивать на том, что это решение таит много опасностей. К тому же, возмутился он, минюст не разработал механизм, который позволит проводить внешнюю аттестацию судей, чтобы исключить из системы коррумпированных и скомпрометированных людей. «Некоторые из них до пандемии летали в Италию за вещами. У других машины дороже, чем все здание суда, где они работают», — сказал Плынгэу.
Нагачевский напомнил, что в 2019 году Венецианская комиссия раскритиковала предложение предыдущего министра юстиции Олеси Стамате провести экстренную аттестацию судей. Также Нагачевский отметил, что с подобной инициативой накануне выступила избранный президент Майя Санду. Он сообщил, что у Санду есть полномочия выступать с законодательными инициативами.
«Я — не Фадей, а вы не Слусарь»
Другой депутат от DA Александр Слусарь напомнил, что год назад, во время смены правительства, новый премьер-министр Ион Кику говорил, «что юстиция в опасности», и ее необходимо реформировать в течение месяца. Слусарь уточнил, почему стратегию представляет действующее правительство, а не следующее. В свою очередь Нагачевский отметил, что стратегию уже согласовали с внешними партнерами, и ее необходимо начать выполнять с 1 января 2021 года.
«Внешние партнеры не смотрят: это мое правительство или твое. Речь идет о правительстве Молдовы. Я —не Фадей, а вы не Слусарь. Вы — депутат, а я министр юстиции», — подчеркнул Нагачевский.
Он уточнил, что внешние партнеры рекомендовали разработать стратегию реформы юстиции, но не предпринимать никаких действий. «Из простого соображения, что это предвыборный год, и дебаты в парламенте могли перейти в предвыборное русло. Хорошие проекты могли просто убить на заседании парламента», — отметил Нагачевский.
«У нас нет волшебной палочки, чтобы изменить все за один день»
Депутат от PAS Лилан Карп спросил, почему, несмотря на множество реформ, положение дел в системе юстиции не изменилось. «У нас нет волшебной палочки, чтобы изменить все за один день», — ответил Нагачевский. В этот момент спикер Зинаида Гречаная отключила его микрофон и призвала к порядку.
Также Карп спросил, как минюст намерен оценивать имущество судей, учитывая, что некоторые из них получают в подарок на свадьбах около 3 млн. евро. Нагачевский ответил, что этим вопросом может заняться и Нацорган по неподкупности или специально созданная комиссия.
В свою очередь депутат от платформы PentruMoldova Сергей Сырбу отметил, что для изменения дел в системе необходимы решительные действия: создание антикоррупционных судов и судов присяжных. Затем слово дали депутату от PAS Сергею Литвиненко. Он отметил, что проект внешней аттестации судей готов на 85% с учетом пожеланий ВК. Ливтиненко уверен, что вскоре его одобрит парламент. Литвиненко напомнил, что предыдущие стратегии реформы юстиции не дали результатов. Он спросил министра юстиции, почему тот уверен, что на этот раз все получится.
Нагачевский подчеркнул, что проект согласовали с внешними партнерами, чтобы исключить влияние политиков на судей и прокуроров.
Также Литвиненко напомнил, что за год систему юстиции не очистили от коррумпированных судей, а по резонансным делам не произошли никакие изменения. «В судебной системе действительно много токсичных и коррумпированных людей. Попытка из-за нескольких человек бросить тень на всю систему подрывает доверие к юстиции», — сказал Нагачевский. Он отметил, что, кроме громких заявлений, необходимо создать механизм, который позволит избавить систему от скомпрометированных судей.
«Проблема не в законах, а в качестве людей»
Депутат от PAS Дан Перчун осудил попытку Нагачевского «обелить» систему юстиции. Он попросил министра объяснить, как власти поступят с судьей, если тот живет в дорогом доме, оформленном на брата, и пользуется дорогим автомобилем, который по документам ему не принадлежит. Нагачевский отметил, что, если судью проверит Нацорган по неподкупности или спецкомиссия по оценке судей, то они смогут передать документы в Наццентр борьбы с коррупцией или в прокуратуру. Также Нагачевский сказал, что сейчас есть много проблем с сотрудничеством между разными структурами правоохранительных органов. На это Перчун отметил, что на самом деле речь идет о кумэтризме. «Проблема не в законах, а в качестве людей. Они все родственники и кумэтры. Один судья, второй прокурор, третий работает в службе борьбы с отмыванием денег», — сказал Перчун. На это Нагачевский возразил, что людей нельзя сажать в тюрьму просто «по понятиям» и нарушать их права.
В свою очередь депутат от PAS Думитру Алайба спросил, готов ли Нагачевский начать дисциплинарную проверку против судьи Олеси Цуркану, которая позволила ввести управление двух консалтинговых компаний в страховой компании Moldasig. Алайба считает это решение незаконным. Нагачевский отметил, что не стоит «персонализировать всю систему юстиции», но можно подать прошение о привлечении судьи к ответственности, если Алайба представит доказательства того, что она нарушила закон.
«Вы избегаете ответа, мы это поняли»
Депутат от Демпартии Николай Чубук поинтересовался у министра юстиции, как будет работать функциональный иммунитет судей. Нагачевский пояснил, что нововведения позволят задерживать судей без санкции Высшего совета магистратуры, за преступления, не связанные с их работой. Например, если они сели пьяными за руль, или взяли взятку.
Депутат от PAS Игорь Гросу напомнил, что Апелляционную палату возглавил судья Владислав Клима, который в 2018 году отменил результаты выборов мэра Кишинева. «Хочу спросить вас: как вы как министр отреагировали на это или поговорили с президентом?» — спросил Гросу. Нагачевский ответил, что, согласно новой стратегии, будут более тщательно выбирать судей.
«Вы избегаете ответа, мы это поняли», — сказал Гросу. Нагачевский отметил, что с такими проблемами нельзя бороться «на уровне политических деклараций».
Депутат от ПСРМ Василе Боля предложил вернуться к обсуждению стратегии и перестать предлагать министру поступить тем или иным способом. Депутат от DA Инга Григориу попросила министра прокомментировать возвращение на работу судей, которые фигурировали в расследовании Ландромат. Нагачевский уклонился от прямого ответа, но отметил, что готов сотрудничать с парламентской комиссией, которая займется Ландроматом.
«Каста неприкасаемых судей и прокуроров»
Затем депутаты заслушали отчет юридической комиссии по этой стратегии. В целом председатель юркомисии Василий Боля повторил слова Нагачевского. Он отметил, что стратегию сопровождает «план действий» ее внедрения. Боля подчеркнул, что стратегия вступит в действие после первого чтения в парламенте. Также Боля рассказал, что депутаты Сергей Литвиненко (PAS) и Раду Мудряк (ПСРМ) зарегистрировали 26 ноября поправки, которые не обсудили на вчерашнем заседании юркомиссии.
Мудряк отметил, что выступает против исключения из Уголовного кодекса 307 статьи. Большинство депутатов поддержали эту поправку.
В свою очередь Литвиненко предложил включить в стратегию внешнюю аттестацию судей и прокуроров. Большинство депутатов не поддержали его поправки.
Взяв слово, Литвиненко отметил, что разочарован происходящим. «Отклонение механизма означает, что положение дел в системе продолжит деградировать», — сказал Литвиненко. Он заявил, что фракция PAS не поддержит эту стратегию. В свою очередь депутат Дину Плынгэу отметил, что во времена экс-лидера Демпартии Владимира Плахотнюка появилась «каста неприкасаемых судей и прокуроров», которые продолжают работать в системе. Он отметил, что также настаивает на внешней аттестации судей.
Затем слово дали Василию Боле. Он считает, что Литвиненко «за день изменил свою позицию». «Я думал, что министру зададут вопросы о стратегии. На самом деле говорили, о чем только можно. Хотим говорить о домах [cудей], Porsche за 12 тыс. леев? Я тоже хочу об этом говорить. Но мы не должны говорить об этом здесь, а просить специализированные учреждения проверять [cудей]», — сказал Боля. Он также напомнил депутатам, что они и сами допускают оплошности в своих декларациях о доходах.
После небольшого спора большинство депутатов проголосовали за принятие стратегии. Часть депутатов встретили это решение аплодисментами.