Молдавским властям следует сосредоточиться на проведении реформ и внедрении Соглашения об ассоциации с ЕС и лишь потом думать о подаче заявки на вступление в ЕС. Об этом заявил на пресс-конференции по итогам прошедшей в Кишиневе неформальной встречи глав МИД стран «Восточного партнерства» (ВП) еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан, комментируя заявление молдавского спикера Андриана Канду о готовности Молдовы подать заявку на вступление в 2018 году. Хан сказал, что до следующих парламентских выборов Кишиневу следует сконцентрироваться на реформах, «а там видно будет».
Основной темой прошедшего в понедельник, 10 июля, в Кишиневе девятого заседания неформального диалога глав МИД стран «Восточного партнерства» стала подготовка саммита ВП в Брюсселе в ноябре 2017 года. Как заявил на итоговой пресс-конференции глава МИДЕИ Андрей Галбур, для Кишинева и других столиц стран «Восточного партнерства» важно, чтобы в итоговой декларации брюссельского саммита прозвучала идея о дифференциальном подходе к странам программы в зависимости от их европейских амбиций.
Схожий тезис высказала и замглавы МИД Украины Елена Зеркаль. По ее словам, гражданам стран «Восточного партнерства», стремящимся к интеграции в ЕС и сталкивающимся в этой связи с серьезными стратегическими угрозами и риском, важно получить четкий сигнал о европейской перспективе.
Глава МИД Грузии Михаил Джанелидзе напомнил о территориальных конфликтах в странах «Восточного партнерства». По его словам, важно, чтобы эта тема тоже прозвучала в итоговой декларации брюссельского саммита, особенно на фоне «продолжающихся провокаций со стороны России».
Тему территориальных конфликтов снова затронули спустя несколько минут, но уже в другом контексте. Представители Азербайджана и Армении прямо на пресс-конференции вступили в спор вокруг Нагорного Карабаха. Они обвинили друг друга в военных провокациях, убийствах мирного населения и нарушении международного права. Другие участники конференции в азербайджано-армянскую дискуссию не вмешивались, но были явно довольны, когда обмен репликами наконец закончился.
Представлявший на встрече ЕС еврокомиссар Йоханнес Хан сказал, что ноябрьский саммит «Восточного партнерства» в Брюсселе позволит оценить путь, проделанный странами-партнерами и наметить перспективу развития программы «до 2020 года и даже на более длительную перспективу». Цель, по его словам, состоит в том, чтобы сделать работу ВП и процесс интеграции более понятным, осязаемым и полезным для граждан стран, входящих в программу.
Для этого, сказал еврокомиссар, надо сконцентрироваться на реформах и продвижении прав человека. Среди других приоритетов — энергетика, реализация проекта бесплатного мобильного роуминга для стран «Восточного партнерства» на территории ЕС, развитие транспортной инфраструктуры, призванной связать страны-партнеры с европейской сетью.
Хан также сообщил, что в сентябре в Киеве пройдет очередной медиа-форум стран «Восточного партнерства». Елена Зеркаль уточнила, что главной темой на нем станет противодействие российской пропаганде.
После выступлений участников журналистам задать два вопроса. Оба задали молдавские журналисты и адресовали их еврокомиссару Хану. Корреспондент Publika TV спросила, входит ли Молдова по-прежнему в «Восточное партнерство», учитывая, что на прошлой неделе молдавский спикер Канду вместе с украинским и грузинскими коллегами выступили с совместным обращением к Европарламенту с призывом ускорить процесс евроинтеграции трех стран.
Еврокомиссару вопрос показался странным. Он даже попросил еще раз сформулировать его. После того как журналистка повторила его дословно, повисла пауза. К Хану подошел кто-то из помощников — судя по всему переводчик, попытавшийся дополнительно разъяснить суть вопроса. Уточнив детали, Хан ответил коротко: в том, что Молдова остается частью программы «Восточного партнерства» нет сомнений, а саммит в Брюсселе станет возможностью обсудить достижения и наметить планы на будущее.
Корреспондент TVR задала вопрос, насколько реалистично высказанное тем же спикером Канду намерение подать заявку на вступление Молдовы в ЕС в 2018 году. Хан ответил, что решение о том, когда подавать заявку, принимают власти страны. «Но мое понимание, основанное, в том числе на дискуссиях с европейскими коллегами, состоит в том, что на нынешнем этапе важно сосредоточиться на ключевых реформах и внедрении Соглашения об ассоциации», — сказал он.
В нынешних условиях, добавил еврокомиссар, важен прогресс в этих вопросах и только потом стоит думать о следующем шаге. «Думаю, до следующих парламентских выборов (намечены на 2018 год. — NM) следует сконцентрироваться на этом, а там видно будет», — подвел итог Хан.
По мнению бывшего постпреда Молдовы в Совете Европы Алексея Тулбуре, говоря о будущих парламентских выборах, еврокомиссар имел в виду простую вещь: ЕС будет строить свои отношение с Молдовой, исходя из результатов этих самых выборов: «Если к власти приходят социалисты и самостоятельно формируют правительство, или формируется коалиционное правительство ПСРМ-ДПМ (скорее всего, будет так) — Евросоюзу будет не с кем говорить о евроинтеграции».
Молдавские власти, по словам Тулбуре, делают в этом направлении то, что умеют. «А умеют они делать громкие, трескучие декларации, раздавать пустые обещания и т.д. Необходимо не это, а реформы и претворение в жизнь Соглашения об ассоциации. На реформы власти не способны и не хотят их проводить, потому что эти реформы могут привести к ситуации, когда нынешние руководители страны предстанут перед судом за коррупцию, воровство публичных денег и другие преступления. Думаю, что в ситуации, в которой находится Молдова, говорить о вступлении в ЕС означает совершенно не понимать, что такое европейская интеграция», — сказал NM эксперт.
«Восточное партнерство» — проект Европейского союза, основная цель которого — развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. Проект предполагает политическую ассоциацию и создание зон свободной торговли ЕС с этими странами, экономическую интеграцию, облегчение визового режима с ЕС для граждан этих стран, реализацию мер энергобезопасности и увеличение финансовой помощи.