«Когда на троих школьников мамин смартфон». Как учитель истории учит по Вайберу и разрешает иногда списывать

Марина Салтановская — преподаватель истории и завуч по воспитательной работе кишиневского лицея им. Н.В. Гоголя. NM поговорил с ней о том, какую роль играет смартфон в дистанционном обучении, зачем спрашивать учеников, «как у них дела», и почему скоро придется менять школьную программу.

О важности хорошей техники

Наверное, только ленивый не пожаловался на то, что у многих учителей нет смартфонов и ноутбуков, чтобы нормально вести онлайн-уроки. Если бы не моя дочь, которая в декабре заказала в подарок на Aliexpress одну из моделей Xiaomi, я бы не смогла проводить никакие онлайн-уроки. И, конечно, ныла бы. Потому что иначе мой старый телефон, который «тормозил», «глючил» и выключался в самый неподходящий момент, довел бы меня до истерики.

Именно из-за отсутствия нормальной техники мало кто из учителей проводил онлайн-уроки в первые недели карантина. В основном передавали через коллег домашние задания для учащихся.

И я очень благодарна своей 24-летней дочери, молодой учительнице русского языка и литературы. С ее помощью я осваиваю новые дистанционные программы, а она тестирует на мне разные подходы к обучению.

Об онлайн-уроках

Поскольку у меня были телефонные номера большинства ребят из  трех классов, в которых я веду историю,  практически сразу с начала карантина я создала в Viber три группы, с помощью которых сейчас провожу онлайн-уроки. Считаю эту платформу самой удобной. Во-первых, не надо нигде регистрироваться, создавать почту, аккаунт в соцсетях, запоминать пароль и т.д.

Во-вторых, некоторые родители, например, против создания аккаунтов их детей в соцсетях, речь о защите персональных данных. Многие, кстати, не отдают себе в этом отчет.

Вы знали, что в Италии дети до 16 лет не имеют права регистрироваться в соцсетях? Там все онлайн-уроки проводят с помощью школьной платформы или сайта учебного заведения. У нас пока нет такой единой платформы, поэтому приходится выкручиваться.

Я договорилась с ребятами о времени наших онлайн-встреч. По вторникам и четвергам провожу уроки. Но не в 8.30, как в школе, а в 9.00, потому что понятно, что режим дня у большинства изменился. В том числе у родителей, которые еще должны разбудить детей на урок.

Я не провожу видеоуроки, хотя в Viber такая возможность есть. У нас голосовой чат. Сначала перекличка, спрашиваю у ребят, как настроение, что интересного делали, видели, что узнали. Им очень нужно общение, поэтому мы всегда сначала просто беседуем. Детьми надо интересоваться, а не просто требовать прислать по почте домашнюю работу. Отдача тогда будет совершенно другая.

Затем объясняю тему урока. Специально выбрала облегченные темы, более интересные, а сложные отложила на сентябрь, чтобы не отбить у учеников желание учить историю. Ну, например, изучаем историю стран Африки и Азии. По этим темам есть интересные видеолекции, презентации. А вот тему «Объединение Румынии» отложу на сентябрь. Ее надо изучать с использованием многих источников, проводить по ним дискуссии, а у меня под рукой нет всех источников.

Об оценках

Я ставлю оценки, учитывая работу на уроке, поэтому для ребят это хороший мотиватор активно включаться в дистанционные уроки, отвечать на вопросы, самим спрашивать. На онлайн-уроках мы стараемся плотно поработать все 45 минут, а то и больше, чтобы меньше было самостоятельной работы, которой у ребят и так много.

При оценивании учитываю и темп работы. Некоторые работают медленнее, другие — быстрее. Кто-то выполнил задание, сфотографировал и сразу выслал в группу, другие начинают списывать. Поэтому договорились о том, чтобы высылали работы в «личку». Но вообще всегда видно, когда ученик списал.

С другой стороны, я считаю, что это тоже полезно. Например, для слабого ученика. Он все-таки потрудился — нашел информацию, списал. Что-то, да запомнит.

О трудностях «дистанционки»

У многих детей, причем даже в Кишиневе, нет персональных компьютеров, а есть один мамин телефон на трех школьников. Да-да, в классе у моей дочери есть несколько таких ребят. Некоторые дети  больше месяца не участвовали в дистанционном обучении, их в прямом смысле приходилось отыскивать.

Например, есть семья, в которой три школьника и три малыша, мама работает, смартфон только у нее. Вечером она давала его старшим лицеистам, потому что им нужнее, а до пятиклассника задания даже не доходили. Конечно, мы решили проблему, попросили маму хотя бы несколько дней в неделю давать ребенку телефон, чтобы он мог выполнять хоть какие-то задания.

Понятно, что в этом случае дистанционное образование у этого ученика проходит асинхронно, но, главное, что проходит.

Кстати, карантин стал поводом для многих родителей купить ребенку смартфон. И тут сложно сказать, хорошо ли это. Есть и минусы, и плюсы.

Тем более невозможно все время быть онлайн, на связи. Приходится набираться терпения, чтобы достучаться до тех, «кто ушел в подполье». Мало ли какие вопросы возникают на карантине. Когда дети взрослые, например, класс 8-12-й, тут спрос повыше, но в 5-7-м классе часто нужна и помощь родителей. При этом, порой, у самих родителей слишком высокие ожидания от дистанционного обучения.

О глазах

Если бы вы видели мои глаза, вы бы расплакались от жалости: красные, опухшие, гноятся. Все из-за бесконечного нахождения перед компьютером и телефоном. Проверки, проверки, подготовка урока, поиск информации… Приходится по 6-8 часов беспрерывно проводить за компьютером и телефоном. К тому же часть моих дидактических пособий осталась в школе.

Об опыте

Вынужденное дистанционное обучение стало большим опытом для всех. Теперь приходится переосмысливать всю систему образования, чтобы понять, что лучше для учеников, как проводить уроки и т.д. Думаю, и программу нужно будет менять.

Большим подспорьем, надеюсь, станет местная платформа для дистанционного обучения, о запуске которой объявила мэрия Кишинева.

**

Этот монолог учителя — пятый из серии публикаций NM об опыте онлайн-обучения в Молдове. Ранее мы опубликовали истории преподавателя биологии из Дрокии Натальи Хомицкой «Это — как в ядерном реакторе», учительницы математики из Кишинева Натальи Бакутиной «Ребята отсиживаются “в пещерах”», учителя кишиневской музыкальной школы имении Биешу Дмитрия Бурдиенко «Теперь я должен вести себя как телевизор» и преподавателя факультета международных отношений Госуниверситета Анжелы Колацки «Хорошая, живая лекция — это мини-спектакль».

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Одноразовые электронные сигареты вреднее обычных, долгий декрет провоцирует курение, а татуировки ни о чем не говорят. Наука от NM по воскресеньям

Ученые выяснили, что популярные одноразовые электронные сигареты могут быть опаснее обычных из-за высокого содержания токсичных металлов, обнаружили, что слишком долгий декретный отпуск парадоксальным образом повышает риск курения у матерей, а суждения о характере человека по его татуировкам почти всегда неверны. Об этих и других новостях науки и техники — в еженедельном обзоре NM.

Одноразовые электронные сигареты вреднее обычных

Исследование ученых из Калифорнийского университета в Дэвисе выявило высокий уровень токсичных металлов в популярных одноразовых электронных сигаретах. Уровень некоторых вредных веществ, таких как свинец, оказались в разы выше, чем в традиционных сигаретах.

В ходе исследования ученые под руководством Марка Р. Салазара и Бретта А. Поулина изучили три популярные в США марки одноразовых электронных сигарет: ELF Bar, Flum Pebble и Esco Bar. Они проанализировали состав самих устройств, жидкостей для парения (как до, так и после использования) и аэрозоля (пара, который вдыхают пользователи) на наличие разных металлов. Анализ показал, что по мере использования устройства концентрация в паре таких металлов, как хром и никель, значительно возрастает — иногда до 1000 раз. Это, вероятно, связано с деградацией нагревательной спирали.

Особую озабоченность вызвали устройства марки Esco Bar. В их жидкости и паре были обнаружены чрезвычайно высокие концентрации свинца, никеля, меди и цинка. Источником свинца оказались внутренние компоненты устройства, изготовленные из свинцовистой бронзы — сплава, содержащего до 40% свинца, который контактирует с жидкостью для парения. Кроме того, в электронных сигаретах Flum Pebble и Esco Bar обнаружили высокий уровень сурьмы, часть которой находилась в наиболее токсичной форме. Оценка риска для здоровья показала, что вдыхание никеля и сурьмы повышает риск развития рака, а свинец и никель создают значительные неканцерогенные риски для здоровья, особенно для нервной системы.

Длительный декретный отпуск повышает риск курения у матерей

Исследование Венского университета показало, что слишком продолжительный отпуск по уходу за ребенком связан с долгосрочным риском развития вредных привычек у матерей, в частности, курения. Ученые ожидали обратного эффекта, но результаты показали, что чем дольше женщина находится в отпуске по уходу за ребенком, тем выше вероятность, что она будет курить в более позднем возрасте. При этом более короткие периоды декрета, наоборот, могут оказывать защитный эффект.

Исследовательская группа под руководством Сони Шпитцер из Венского университета проанализировала данные более чем 8,5 тыс. матерей из 14 европейских стран. Ученые сопоставили информацию из опросов с историческими данными о законах, регулирующих родительский отпуск в этих странах в период с 1960 по 2010 год. Используя специальный эконометрический метод (статистический подход для установления причинно-следственных связей), они выяснили, что каждый дополнительный месяц отпуска увеличивает вероятность курения в будущем на 1,2 п.п.

Авторы исследования предполагают, что причиной такой тенденции может быть стресс. Если отпуск по уходу за ребенком слишком затягивается, это может привести к финансовым трудностям, социальной изоляции и профессиональным проблемам, а курение становится способом справиться с напряжением. Особенно сильно это затрагивает матерей, которые не имели финансовой поддержки со стороны партнера. Исследователи подчеркивают, что при разработке семейной политики необходимо тщательно продумывать оптимальную продолжительность отпуска, чтобы он приносил пользу, не создавая при этом непреднамеренных рисков для здоровья.

Суждения о личности по тату в основном ошибочны

Новое исследование показало, что, хотя люди склонны делать схожие выводы о характере человека по его татуировке, эти суждения почти всегда неверны. Ученые обнаружили лишь одно исключение: посторонние наблюдатели могли с небольшой точностью угадать такую черту личности, как «открытость новому опыту». Это было напрямую связано с тем, насколько «эксцентричной» или необычной выглядела сама татуировка. Таким образом, популярные стереотипы о людях с татуировками, как правило, не соответствуют их реальным личностным качествам.

В ходе исследования ученые сфотографировали 375 татуировок у 274 взрослых участников. Владельцы тату также заполнили подробные опросники для оценки своей личности. Затем эти фотографии показали другим людям («судьям»), которые, не видя самих владельцев, должны были оценить их характер исключительно по изображению на коже. Сравнив эти внешние оценки с результатами личных тестов, исследователи пришли к выводу: несмотря на то, что «судьи» часто сходились во мнениях, их догадки о характере владельца татуировки почти никогда не совпадали с действительностью.

Ученые предложили строить лунные базы из «космического Лего»

Исследователи из Университета Арканзаса и их коллеги предложили новый подход к строительству на Луне: вместо возведения крупных монолитных конструкций они создают небольшие соединяемые блоки из местного грунта, похожие на детали конструктора Лего. Использование местных ресурсов, таких как лунный реголит (сыпучий грунт с поверхности Луны), имеет решающее значение для будущих миссий, поскольку доставка стройматериалов с Земли чрезвычайно дорога. Идея состоит в том, чтобы с помощью лазера или концентрированного солнечного света спекать лунный грунт (соединять частицы порошка в твердый объект с помощью нагрева) в небольшие модульные кирпичи, которые затем можно будет легко соединять для постройки крупных и сложных сооружений, например, жилых модулей.

В рамках исследования команда под руководством Вана Шоу провела эксперименты с имитатором лунного реголита, используя 80-ваттный лазер для его послойного спекания. Ученые успешно изготовили кубические образцы и детали двух типов: в форме букв «H» и «+», которые могут соединяться друг с другом по принципу «паз-шип». Тесты показали, что прочность таких блоков на сжатие составляет около 1,5 МПа. Хотя этого пока недостаточно для практического применения, и существуют проблемы с шероховатостью поверхности и расслоением материала, исследование доказывает саму возможность создания пересобираемых конструкций из лунного грунта. Этот подход открывает путь к более дешевому и устойчивому освоению космоса.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: