«Когда на троих школьников мамин смартфон». Как учитель истории учит по Вайберу и разрешает иногда списывать

Марина Салтановская — преподаватель истории и завуч по воспитательной работе кишиневского лицея им. Н.В. Гоголя. NM поговорил с ней о том, какую роль играет смартфон в дистанционном обучении, зачем спрашивать учеников, «как у них дела», и почему скоро придется менять школьную программу.

О важности хорошей техники

Наверное, только ленивый не пожаловался на то, что у многих учителей нет смартфонов и ноутбуков, чтобы нормально вести онлайн-уроки. Если бы не моя дочь, которая в декабре заказала в подарок на Aliexpress одну из моделей Xiaomi, я бы не смогла проводить никакие онлайн-уроки. И, конечно, ныла бы. Потому что иначе мой старый телефон, который «тормозил», «глючил» и выключался в самый неподходящий момент, довел бы меня до истерики.

Именно из-за отсутствия нормальной техники мало кто из учителей проводил онлайн-уроки в первые недели карантина. В основном передавали через коллег домашние задания для учащихся.

И я очень благодарна своей 24-летней дочери, молодой учительнице русского языка и литературы. С ее помощью я осваиваю новые дистанционные программы, а она тестирует на мне разные подходы к обучению.

Об онлайн-уроках

Поскольку у меня были телефонные номера большинства ребят из  трех классов, в которых я веду историю,  практически сразу с начала карантина я создала в Viber три группы, с помощью которых сейчас провожу онлайн-уроки. Считаю эту платформу самой удобной. Во-первых, не надо нигде регистрироваться, создавать почту, аккаунт в соцсетях, запоминать пароль и т.д.

Во-вторых, некоторые родители, например, против создания аккаунтов их детей в соцсетях, речь о защите персональных данных. Многие, кстати, не отдают себе в этом отчет.

Вы знали, что в Италии дети до 16 лет не имеют права регистрироваться в соцсетях? Там все онлайн-уроки проводят с помощью школьной платформы или сайта учебного заведения. У нас пока нет такой единой платформы, поэтому приходится выкручиваться.

Я договорилась с ребятами о времени наших онлайн-встреч. По вторникам и четвергам провожу уроки. Но не в 8.30, как в школе, а в 9.00, потому что понятно, что режим дня у большинства изменился. В том числе у родителей, которые еще должны разбудить детей на урок.

Я не провожу видеоуроки, хотя в Viber такая возможность есть. У нас голосовой чат. Сначала перекличка, спрашиваю у ребят, как настроение, что интересного делали, видели, что узнали. Им очень нужно общение, поэтому мы всегда сначала просто беседуем. Детьми надо интересоваться, а не просто требовать прислать по почте домашнюю работу. Отдача тогда будет совершенно другая.

Затем объясняю тему урока. Специально выбрала облегченные темы, более интересные, а сложные отложила на сентябрь, чтобы не отбить у учеников желание учить историю. Ну, например, изучаем историю стран Африки и Азии. По этим темам есть интересные видеолекции, презентации. А вот тему «Объединение Румынии» отложу на сентябрь. Ее надо изучать с использованием многих источников, проводить по ним дискуссии, а у меня под рукой нет всех источников.

Об оценках

Я ставлю оценки, учитывая работу на уроке, поэтому для ребят это хороший мотиватор активно включаться в дистанционные уроки, отвечать на вопросы, самим спрашивать. На онлайн-уроках мы стараемся плотно поработать все 45 минут, а то и больше, чтобы меньше было самостоятельной работы, которой у ребят и так много.

При оценивании учитываю и темп работы. Некоторые работают медленнее, другие — быстрее. Кто-то выполнил задание, сфотографировал и сразу выслал в группу, другие начинают списывать. Поэтому договорились о том, чтобы высылали работы в «личку». Но вообще всегда видно, когда ученик списал.

С другой стороны, я считаю, что это тоже полезно. Например, для слабого ученика. Он все-таки потрудился — нашел информацию, списал. Что-то, да запомнит.

О трудностях «дистанционки»

У многих детей, причем даже в Кишиневе, нет персональных компьютеров, а есть один мамин телефон на трех школьников. Да-да, в классе у моей дочери есть несколько таких ребят. Некоторые дети  больше месяца не участвовали в дистанционном обучении, их в прямом смысле приходилось отыскивать.

Например, есть семья, в которой три школьника и три малыша, мама работает, смартфон только у нее. Вечером она давала его старшим лицеистам, потому что им нужнее, а до пятиклассника задания даже не доходили. Конечно, мы решили проблему, попросили маму хотя бы несколько дней в неделю давать ребенку телефон, чтобы он мог выполнять хоть какие-то задания.

Понятно, что в этом случае дистанционное образование у этого ученика проходит асинхронно, но, главное, что проходит.

Кстати, карантин стал поводом для многих родителей купить ребенку смартфон. И тут сложно сказать, хорошо ли это. Есть и минусы, и плюсы.

Тем более невозможно все время быть онлайн, на связи. Приходится набираться терпения, чтобы достучаться до тех, «кто ушел в подполье». Мало ли какие вопросы возникают на карантине. Когда дети взрослые, например, класс 8-12-й, тут спрос повыше, но в 5-7-м классе часто нужна и помощь родителей. При этом, порой, у самих родителей слишком высокие ожидания от дистанционного обучения.

О глазах

Если бы вы видели мои глаза, вы бы расплакались от жалости: красные, опухшие, гноятся. Все из-за бесконечного нахождения перед компьютером и телефоном. Проверки, проверки, подготовка урока, поиск информации… Приходится по 6-8 часов беспрерывно проводить за компьютером и телефоном. К тому же часть моих дидактических пособий осталась в школе.

Об опыте

Вынужденное дистанционное обучение стало большим опытом для всех. Теперь приходится переосмысливать всю систему образования, чтобы понять, что лучше для учеников, как проводить уроки и т.д. Думаю, и программу нужно будет менять.

Большим подспорьем, надеюсь, станет местная платформа для дистанционного обучения, о запуске которой объявила мэрия Кишинева.

**

Этот монолог учителя — пятый из серии публикаций NM об опыте онлайн-обучения в Молдове. Ранее мы опубликовали истории преподавателя биологии из Дрокии Натальи Хомицкой «Это — как в ядерном реакторе», учительницы математики из Кишинева Натальи Бакутиной «Ребята отсиживаются “в пещерах”», учителя кишиневской музыкальной школы имении Биешу Дмитрия Бурдиенко «Теперь я должен вести себя как телевизор» и преподавателя факультета международных отношений Госуниверситета Анжелы Колацки «Хорошая, живая лекция — это мини-спектакль».

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

portul Giurgiulești
Игорь Чекан, NewsMaker

Правительство Молдовы предварительно одобрило продажу Джурджулештского порта румынской компании

Совета по рассмотрению значимых для госбезопасности инвестиций при правительстве Молдовы одобрил предварительный запрос румынской госкомпании «Администрация морских портов» Констанцы на покупку Danube Logistics — оператора и арендатора Международного порта Джурджулешты. Сейчас эта компания полностью принадлежит Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР).

Как сообщили 11 июля в пресс-релизе правительства, Администрация морских портов Констанцы планирует инвестировать более €24 млн в развитие инфраструктуры Международного порта Джурджулешты. В частности, речь идет о строительстве терминала с рампами, создании контейнерного терминала, модернизации железнодорожной инфраструктуры, расширении складских помещений, цифровизации операций и внедрении энергоэффективных решений.

Напомним, 14 апреля ЕБРР объявил тендер для поиска нового инвестора для Международного порта Джурджулешты. В банке подчеркнули, что тендер проходит в полной координации с правительством Молдовы, включая вопросы будущей правовой и коммерческой структуры порта.

Позже СМИ сообщили, что покупкой Джурджулештского порта заинтересовалась Администрация морских портов Констанцы, которая управляет всеми румынскими портами в Черном море.

***

Джурджулештский портовый комплекс — единственный порт в Молдове, имеющий прямой выход к международным водным путям и Черному морю. В состав комплекса входят Джурджулештский свободный международный порт, управляемый компанией Danube Logistics, собственником которой является Европейский банк реконструкции и развития, и Джурджулештский грузопассажирский порт, управляемый государственным предприятием Portul Fluvial Ungheni.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: