focus.ua

Мир сошел с ума? Как пережить сложные времена и сохранить психическое здоровье. Интервью с психологом

Война, развязанная рядом с Молдовой, принесла в наши дома и души боль, тревогу и постоянное беспокойство. Мы беспокоимся о родных и друзьях в Украине, тревожимся о будущем, испытываем чувство вины, устаем спорить и доказывать. Как пережить сложные времена, как не рассориться с близкими, как сохранить психику здоровой? Об этом NM поговорил с психологом Еленой Бычевой.

Как пережить сложные времена?

Вопрос, скорее, не — как, а с кем. Ситуация сейчас осложнена тем, что она не завершилась. Мы ждем, что все это вот-вот закончится, а оно не заканчивается. Проживать и завершать эмоциональный процесс мы будем только тогда, когда ситуация завершится. Через некоторое время должно пройти ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), с ним уже работают психологи. Пока же мы имеем дело с кризисом.

И здесь нужна поддержка, нужны люди, с которыми можно говорить, делиться, которые разделяют наши взгляды. Это очень важно, потому что споры не лечат. Нужны люди, которые могут слышать, видеть, принимать, не осуждать. Сейчас в любом месте можно столкнуться с осуждением. Нужно говорить, дышать, заботиться о себе. Это и будет часть проживания.

Когда люди говорят, что сейчас немного спокойнее, это все равно не то спокойствие, которое было до войны. Мы в разном темпе проживаем все стадии горя, отрицания, злости. Кто-то уже прошел стадию отрицания, кто-то еще находится в ней. Многие говорят себе: надо уже что-то с этим делать и злятся на себя, видя, что сосед что-то делает, а они ничего не могут. Здесь важен индивидуальный ритм и темп.

А что делать с чувством вины?

Начну немного издалека. Сейчас у нас травма свидетеля. Она образуется, когда человек смотрит, как страдают другие люди, и не может помочь в той мере, в которой хотел бы. И это ранит, потому что наблюдать, как страдают другие, очень тяжело для нас. Мы переживаем, нам становиться от этого плохо.  Сейчас мы все подвержены травме свидетеля. И тут появляется и чувство вины, и чувство беспомощности и бессилия. С одной стороны, люди выдыхают с облегчением, что это происходит не с ними, а, с другой стороны, появляются вина и стыд. Получается такой личностный конфликт.

Что делать с чувством вины? Посмотреть, что мы на самом деле можем сделать. Некоторые говорят: «Я работаю волонтером, но это — капля в море». Пусть капля в море, но одному человеку, двум ты уже помогаешь. Другие говорят: «Я ничего не делаю, я только родственников своих встретил и на две недели приютил». И это тоже вклад. Вы помогли одному человеку, одной семье, несколько часов в неделю уделили. Не обесценивайте свой вклад.

Важно понимать: нужно делать то, что умеешь делать хорошо. Каждый делает свою работу. Если есть эмоциональные силы, люди могут помогать дополнительно, например, волонтерить. Нужно находить ту возможность, где человек может быть полезен и не обесценивать свой вклад.

Как пережить эту ситуацию более чувствительным и тревожным людям?

Заботиться о своем благополучии и не углубляться в страдания — защитный механизм нашей психики. Все, что происходит сейчас, можно назвать адаптивной реакцией психики на ненормальную ситуацию. Ситуация для нас действительно ненормальная. Мир немного сошел с ума. Мы к этому не готовились. Мы готовились жить в совершенно других условиях. То, что произошло сейчас, для большей части мира является шоком.

Отстранение, дистанцирование — тоже способ психики справиться с этим. Потому что вокруг столько негатива, болезненной информации, столько страдания, что люди могут сойти с ума. Наша психика в ответ решает что-то ограничивать: не буду смотреть новости, не буду про это говорить, не буду с этим встречаться. Или — буду злиться, буду по 12 часов волонтерить, оставляя свою работу. Это тоже защитный механизм, чтобы справиться с таким сложным процессом.

Что делать людям, которые переживают: «Ой, будет хуже». Здесь мы сталкиваемся со страхом будущего. Если посмотреть вокруг, у нас пока стабильно. Важно это понимать и не уходить в панику, останавливать тревогу и переводить ее в какие-то конструктивные действия.

Должен быть план А и план Б. Что будет если… И подготовиться: что-то закупить, документы близко держать, знать, куда ехать, составить маршрут. Все это немного сбивает тревогу.

С другой стороны, чувствительные люди очень переживают и могут закрыться. Здесь нужно, опять-таки, идти к людям и даже психотерапевтам. У некоторых подверженных тревожности людей обострилась необходимость в психотерапии. Возникают панические атаки. Это — о предусмотрительности. Если человек знает, что у него есть такие особенности, если он знает, что может впасть в депрессию, можно заранее сходить к своему психиатру, психоневрологу, посмотреть, нужны ли медикаменты. Как-то себя поддержать. Иногда в таких очень тревожных состояниях медикаментозное лечение показано.

Важно периодически сверяться с реальностью: где мы, что сейчас происходит, что запускает тревогу. Например, услышал какую-то историю, и она так сильно задела, что человек углубляется в тревогу. Важно помнить, что сейчас все нормально, близкие в безопасности, сам человек в безопасности, работу не потерял. Потому что в состоянии тревоги человек рисует кошмарную картину и уже находится там, а не здесь.

Как выходить из состояния, когда тебе плевать абсолютно на все: на работу, на свою жизнь, на ежедневные практики?
Как понять, что жизнь продолжается?

Я две недели наблюдала, как часть людей развернулись от себя к этому страданию. Подчеркну, что наша депрессия может быть способом справиться со страданием, скорбью, потому что мы сейчас понимаем: мир изменился, и мы потеряли этот мир.

Это горе по тому, что уже никогда не вернется. Мы еще долго будем чинить и восстанавливать все, в том числе отношения. Здесь важно дать этому горю выход. Плакать, переживать, и при этом делать ежедневные рутинные дела. Хочу — не хочу, вставать, делать гимнастику, ходить, пить воду по часам. Я своим клиентам говорю: вам может не хотеться пить, есть, двигаться, но, когда человек болен, ему прописывают лекарства и нужно их принимать. Минут 15 гимнастики в день — лекарство, которое вам нужно. Питаемся по часам, пьем воду по часам, вытаскиваем себя на прогулку, заботимся о теле, об эмоциональных процессах. Чтобы жить дальше, чтобы пополнять запасы энергии, нам нужны хорошие эмоции, хорошие впечатления. Смотреть, видеть, читать, слушать музыку — этого никто не отменял. К сожалению, если мы перестанем о себе заботиться, это не остановит войну, но нам будет хуже.

Еще важно общаться с людьми, которые разделяют ваши чувства, а не с теми, которые начинают спорить. Сейчас, к сожалению, когда люди спорят, они не очень готовы слышать друг друга. Они готовы перетянуть на свою сторону, но не готовы услышать. Стоит опасаться этого и останавливать токсичное общение. Можно прекратить общение, перевести тему, сказать — я сейчас не могу. Уходить от этого, потому что сейчас каждое слово может разжечь конфликт.

Еще очень напрягает ситуация неопределенности. Как с этим справляться?

Да, сегодняшняя ситуация обрушила нашу веру в безопасность и предсказуемость мира. Мы не знаем, что будет. Мир был понятным, а сейчас перестал быть понятным. В соседней стране стреляют, и мы видим беженцев. Это не паранойя.

Что касается предсказуемости, нам важно, чтобы мы просыпались и знали, что наши планы на день реализуются. Это тоже сейчас под угрозой. У людей в Украине полетело вообще все, а мы переживаем, ждем новостей о том, что будет с Молдовой и Приднестровьем. Поэтому важно продолжать планировать, составлять планы на день, на неделю, на две недели.

В контраварийном вождении есть такое правило: когда вы входите в крутой поворот, надо видеть из него выход. И сейчас нам тоже надо увидеть выход из этого поворота. Мы должны видеть, куда мы устремлены, потому что, если нет надежды, то очень грустно и сложно жить. Невозможно вынести этот эмоциональный груз без того, чтобы не видеть выход. Война, как огромная туча, закрыла все, но на самом деле есть много вещей, которые не исчезли: радость, любовь, объятия.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei / NewsMaker

Чебану закрыли путь на Запад. Он теперь главный лидер оппозиции PAS?

Мэру Кишинева, лидеру MAN Иону Чебану запретили въезд в Румынию. NM рассказывает, как это произошло, действует ли запрет на все страны ЕС, как это отразится на предстоящей предвыборной кампании, и почему Чебану это может быть только на руку.

Как Чебану запретили въезд в Румынию

Некоторыпе румынские и молдавские СМИ сообщили 9 июля со ссылкой на свои источники, что мэру Кишинева, лидеру партии «Национальное альтернативное движение» (MAN) и одному из лидеров блока «Альтернатива» запретили въезд в Румынию и страны Шенгенской зоны. Другие СМИ эту информацию опровергли. А затем появилось официальное подтверждение: министерство иностранных дел Румынии сообщило, что Иону Чебану и еще двум неназванным гражданам Молдовы запретили въезд.

В блоке «Альтернатива» назвали запрет на въезд «политическим заказом режима Санду». «Сегодня по заказу властей Республики Молдова примару столицы Республики Молдова запрещен въезд в страны Европейского союза. Мы знаем, что действующий в Кишиневе режим на ближайшие дни подготовил целую серию специальных карательных мероприятий против Иона Чебана, блока Альтернатива в целом. Мы польщены столь высокой оценкой режимом Санду вклада генерального примара Кишинева в преобразование нашей столицы из депрессивного и деградирующего поселения в современный и развитый город. Мы польщены, что наш коллега и соратник Ион Чебан воспринимается нынешней властью как единственная угроза своему бездарному правлению», — говорится в пресс-релизе блока.

Сам Ион Чебан записал видеообращение, в котором заявил, что предстоящая парламентская избирательная кампания «самая грязная», но властям «не удастся поставить его на колени». Чебан отметил, что власти таким образом «выпрашивают возврат долгов». (Дело в том, что на прошедших в Румынии президентских выборах президент Молдовы Майя Санду и правящая партия PAS открыто поддержали победившего в итоге кандидата Никушора Дана.

Почему ввели запрет?

В сообщении МИД Румынии говорится, что Иону Чебану запретили въезд по соображениям национальной безопасности. МИД не уточнил, на основании какого закона или нормативного акта принято это решение. Однако в Румынии действует постановление правительства о режиме пребывания иностранцев, один из пунктов которого как раз и позволяет запретить въезд в страну по причинам, связанным с безопасностью.

В частности, во въезде могут отказать, если международные организации (членом которых является Румыния) или специализированные учреждения по борьбе с терроризмом считают, что это лицо финансирует или поддерживает террористическую деятельность. Кроме того, в праве на въезд может быть отказано при наличии признаков связи с организованными преступными группами. Постановление также предусматривает запрет для лиц, которых обоснованно подозревают в совершении военных преступлений.

Запрет распространяется на все страны ЕС?

Решение властей Румынии не означает автоматического запрета на въезд в другие страны Шенгенской зоны, но может стать основанием для отказа. Это связано с тем, что страны Шенгена, полноправным членом которого Румыния стала 1 января 2025 года, обмениваются информацией.

Общий регламент Европейского союза о Шенгенской информационной системе (SIS) прямо указывает, что государства-члены обязаны оповещать об отказе во въезде и пребывании. Это касается случаев, когда государство приходит к выводу, что присутствие гражданина третьей страны на его территории представляет угрозу общественному порядку или национальной безопасности.

Таким образом, если МИД Румынии внес данные о Чебане в Шенгенскую информационную систему, другие страны-участницы тоже могут отказать ему во въезде. Однако регламент предусматривает возможность оспорить такое решение.

Чебан и политики Румынии

В отличии от Санду и PAS Чебан и его партия и блок открыто никого не поддержали в недавней президентской кампании в Румынии. Но перед первым туром Чебан опубликовал фотографию с одним из кандидатов — бывшим премьером Румынии Викором Понтой

Тогда победивший в итоге кандидат Никушор Дан раскритиковал Понту за фотографию с «агентом Кремля», после чего Понта обвинил Дан в незнании геополитических тонкостей.
В ноябре 2023 года, напомним, появилась информация о возможном объединении партии MAN и PSDE (бывшей Демпартии). Объединение якобы должна была курировать одна из системных партий Румынии — PSD. Тогда Чебан был достаточно рукопожатен в Румынии.

Майя Санду тогда даже призывала румынских мэров-партнеров Чебана «лучше изучить ситуацию в Кишиневе». Отметим, что Кишиневу выделял деньги уездный совет города Бузэу, который возглавляет член PSD. Петре Эманоил Нягу. А вот мэр румынского города Констанца Верджил Кицак отменил подписание договора о побратимстве с Кишиневом.

Но объединения партий тогда не произошло. Если вспомнить «послужной список» Чебана, он — выходец из пророссийской Партии социалистов (ПСРМ), а до того был членом Партии коммунистов. Будучи кандидатом от ПСРМ, он выиграл выборы мэра в 2019 году. За время своего членства в ПСРМ оЧебан неоднократно критиковал евроинтеграцию и подерживал евразийскую перспективу. Затем риторика Чебана изменилась. Он покинул ПСРМ, создал собственный политический проект, который объявил проевропейским. В частности, он заявлял, что представители MAN будут участвовать в собрании за евроинтеграцию, которое организовала президент Майя Санду весной 2023 года, фотографировался с флагом ЕС и предлагал всем проевропейским партиям подписать документ в поддержку евроинтеграции, аналогичный румынскому «пакту Снагова». В итоге подписание подобного пакта «За Европейский Союз» инициировал блок «Impreuna». Партия Чебана пакт подписала.

Блок «Альтернатива» тоже позиционирует себя как проевропейский. На одной из первых пресс-конференций лидеры блока отметили, что «они знают, что в Украине война, что язык в Молдове румынский, и что они выступают за Европейский союз».

Новый лидер оппозиции?

Эксперты считают, что запрет на въезд в Румынию сыграет на руку Чебану. Доктор политических наук Анджела Колацки предполагает, что блок «Альтерантива» постарается «выжать максимальную пользу» из запрета, и это уже видно из их первого заявления. «Они говорят, что выступают за некий „другой“ Европейский союз и некую „другую“ европейскую интеграцию. Не совсем понятно, какую. Но теперь они активнее будут давить именно на это», — сказала эксперт.

Политический аналитик Ян Лисневский тоже считает, что запрет на въезд сделает из Чебана политическую жертву, а это тактика всегда выигрышная: «В свое время это сработало и с Андреем Нэстатсе и с самой Майей Санду». Теперь, по словам эксперта, Чебан может претендовать на лидера оппозиции, создавая образ некого «мессии, который борется с властью».

При этом Лисневский отметил, что Чебан не потеряет проевропейский настрой, потому что его и так у него почти нет. «Избиратели Чебана — это в основном центристский, а не проевропейский электорат. Так что решение о запрете на въезд в Румынии только мобилизует его устойчивого избирателя», — полагает эксперт.

По его словам, чтобы избежать подобного эффекта, властям надо больше объяснять свои решения, особенно когда речь идет о каких-то запретительных мерах.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: