NewsMaker

Ну вэ жукаць ку мафия. Алексей Тулбуре о выборе Додона и праве народа на восстание

19 февраля, за неделю до парламентских выборов, NewsMaker  опубликовал статью «Как вывести из игры Плахотнюка». Суть колонки была предельно проста — блок ACUM и ПСРМ должны сформировать коалицию и сместить ДПМ во главе с Плахотнюком. Еще до дня голосования было понятно, что по результатам выборов блок ACUM и ПСРМ смогут сформировать стабильное большинство. Выборы подтвердили прогнозы, а через три месяца была создана коалиция ACUM-ПСРМ: именно в том формате, в котором в статье рекомендовалось ее создать, и режим Плахотнюка пал.

Депутаты выполнили волю избирателей, которая очень ясно была выражена 24 февраля — ДПМ необходимо сместить, режим мафии должен прекратить существование. Народ сначала путем голосования, а потом через действия своих представителей в парламенте осуществил свой суверенитет, прописанный в ст.2 Конституции Республики Молдова.

Смещение режима Плахотнюка стало, кроме всего, и возвращением «политики» в «молдавскую политику», т.е. возвращением в политический процесс законности и общих правил игры, главной целью которых является общественное благо.

12 ноября 2019 года, по прошествии пяти месяцев работы правительства ACUM — ПСРМ, последняя, науськиваемая президентом Игорем Додоном, отправляет правительство в отставку. Социалисты голосуют вместе с теми, против которых 24 февраля проголосовали ее собственные избиратели, против которых проголосовало большинство населения Молдовы. Снятие этого правительства таким способом есть очевидное действие, направленное против воли народа Молдовы, против его суверенитета. Это также стало актом выпадения из политики, потому что никаких политических аргументов в пользу отставки правительства ни ПСРМ, ни ее союзники из ДПМ не привели. Отставка выглядела, как и была по сути, мафиозной расправой, осуществленной не в интересах общества, а отдельных людей, для которых дальнейшая деятельность этого правительства несла реальную угрозу.

В контексте всего этого разговоры о создании некоего «правительства меньшинства» бессмысленны с точки зрения политики, демократии и суверенитета народа. Это правительство будет создано вопреки воле народа и будет полностью лишено какой-либо демократической легитимности. Каприз Додона и его партии, удовлетворенный с помощью недобитой мафии, — вот как это будет выглядеть и называться. Если создадут такое правительство, то в Молдове появятся предпосылки для того, что мы называем «право народа на восстание».

Какие сценарии развития событий приемлемы в этой ситуации? Их, с моей точки зрения, два. Первый — это создание новой коалиции ACUM — ПСРМ. Если это возможно, то это соответствовало бы воле народа, выраженной голосованием 24 февраля. Однако, похоже, ACUM по вполне понятным причинам не желает идти на вторую коалицию.

В этой ситуации единственным приемлемым исходом становятся досрочные парламентские выборы. Во-первых, эти выборы, которые пройдут при новой Центральной избирательной комиссии, все расставят по своим местам. И ПСРМ, и ACUM (если DA и PAS опять пойдут вместе), и ДПМ, и все другие политические формирования будут участвовать в более или менее честном политическом соревновании, а результаты выборов станут показателем реальной поддержки, которую они получат от избирателей.

30 мандатов ДПМ в парламенте — это не народная поддержка, а результат неограниченного использования  в свою пользу захваченного государства. В том числе, введения смешанной системы выборов, безнаказанного использования неограниченных административного, финансового и медийного ресурсов и т.д. Фракция из 30 мандатов — это результат не политической борьбы, а бандитских, мафиозных действий.

У этой фракции нет легитимности, как все эти годы не было легитимности и у ДПМ. Группировка называла себя «ведущей политической силой страны», при этом по уровню популярности барахталась в пределах 5-6 % электоральной поддержки.

Именно поэтому с полным основанием мы можем говорить о том, что Игорь Додон и подконтрольная ему партия сняли правительство Санду при помощи мафии. Фракция ДПМ из тридцати мандатов — это заслуга мафии, а не избирателей, а сама фракция ДПМ в парламенте — это ошметки «недобитой мафии».

ДПМ может парировать тем, что у нее хороший результат на местных выборах. Замечательно! Подтвердите свою популярность на выборах парламентских, потому что последние — это «другая статья». Без своего ЦИК и прокуратуры, без черного нала, без запугивания оппонентов, без монополии на пропаганду. Подтвердите, и сами собой отпадут множество вопросов, а партия и ее фракция в парламенте (если ДПМ попадет туда) получит необходимую демократическую легитимность.

Сегодня же любое сотрудничество с ДПМ — это сотрудничество с мафией. Снятие правительства Санду — мафиозное действие. Назначение правительства меньшинства — тоже мафиозное действие.

Единственный выход — досрочные выборы, на которых партии должны получить ясный мандат от избирателей на дальнейшие действия.
В статье от 19 февраля, в общем-то это и предлагалось: создание временной коалиции между ПСРМ и ACUM, деолигархизация государства (насколько это возможно) и досрочные выборы в новых условиях.

N.B. Оставляю открытым вопрос, по какой системе, смешанной или пропорциональной, должны пройти досрочные парламентские выборы. Это может стать темой отдельного анализа. Тем не менее считаю, что отмена смешанной системы — есть отмена смешанной системы, и новые выборы, досрочные или обычные, должны пройти по системе пропорциональной.

Автор — бывший постпред Молдовы в ООН и в Совете Европы.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

PAS и DA снова вместе, но есть нюанс. Почему идея объединения проевропейского фланга в Молдове не удалась

Предвыборная кампания в Молдове, едва начавшись, уже подарила избирателям два любопытных политических события. Правящая партия PAS включила в свой избирательный список двух представителей партии «Платформа DA», которую тут же исключил из своих рядов блок Împreună. А основатель DA Андрей Нэстасе и бывший член PAS Олеся Стамате объявили о своем участии в выборах как независимые кандидаты. NM разбирался, что получают от такого расклада PAS и DA, что будет с проевропейской оппозицией, и смогут ли независимые кандидаты помешать планам PAS.

Как PAS исключила DA из выборов

В конце прошлой недели лидер правящей партии PAS Игорь Гросу рассказал, что партия вела переговоры с блоком «Вместе» (Împreună) о создании коалиции в будущем парламенте. По словам одного из лидеров блока, председателя Партии перемен Штефана Глигора, PAS предлагала представителям блока три места в своем избирательном списке.

Но из партий, входящих в блок, лишь «Платформа Достоинство и правда» (DA) выразила готовность участвовать в выборах по спискам PAS. Это подтвердил лидер DA Дину Плынгэу, отметив, что переговоры идут уже не один месяц, а их цель — «не допустить прихода к власти пророссийских сил». Позже в DA сообщили, что партия не будет самостоятельно участвовать в выборах: двое ее представителей — Дину Плынгэу и Стелла Макарь будут баллотироваться по спискам PAS.

После этого блок «Вместе» исключил партию DA из своих рядов, обвинив PAS в «разрушении проевропейского политического фланга. Таким образом, в блоке «Вместе» остались лишь Партия перемен и Зеленая экологическая партия.

Свои действия в PAS объяснили желанием консолидировать проевропейский электорат, чтобы не допустить прихода к власти партий, ориентированных на сотрудничество с Россией. При этом речь идет не о создании электорального блока. Плынгэу и Макарь, которых включили в список кандидатов PAS, покинут «Платформу DA».

Политолог Ион Тэбырцэ отметил, что выгода от такого шага для самой «Платформы DA» неочевидна, поскольку прохождение ее представителей в парламент не гарантировано, а партия при этом полностью отказывается от участия в выборах. По его словам, чтобы Плынгэу и Макарь, находящиеся на 42-м и 47-м местах в списке, попали в парламент, PAS необходимо набрать почти большинство голосов.

«Большинство политических обозревателей считают такой исход маловероятным. Очевидно, что PAS таким образом пытается устранить конкурентов с правого политического фланга. Они стремятся поставить проевропейский электорат перед безальтернативным выбором: есть только PAS и все», — считает он.

Какую проблему пытается решить PAS

Следует отметить, что правящая партия доминирует на проевропейском фланге. Другие партии, выступающие за европейскую интеграцию, не пользуются большой популярностью у избирателей и, согласно опросам, практически не имеют шансов пройти в следующий состав парламента. Именно это и является ключевой проблемой для PAS. Если бы у блока «Вместе» были шансы преодолеть избирательный барьер 7%, то в соглашении не было бы особого смысла, поскольку с блоком можно было бы создать коалицию.

Согласно недавнему опросу социологической компании Ateș Research, за PAS готовы голосовать 27,4% респондентов, за Партию социалистов (ПСРМ) — 10,4%, за блок «Альтернатива» — 6,6%, блок «Победа» — 6,2% и за «Нашу партию» — 5,4%. Остальные партии не набирают и 3%, в том числе и блок «Вместе», который готовы поддержать 2,2% участников опроса.

Если учитывать только определившихся респондентов, то PAS набирает 39,31% голосов. Этого может не хватить для получения большинства мест в будущем парламенте и формирования правительства. Здесь нужно сделать две оговорки: опросы не учитывают голоса диаспоры и жителей приднестровского региона, а социологи отмечают, что неопределившиеся избиратели более склонны голосовать за оппозиционные партии.

Молдавская избирательная система устроена так, что голоса, отданные за партии, не преодолевшие избирательный порог, пропорционально распределяют между прошедшими в парламент. Другими словами, если бы блок «Вместе» получил на выборах, предположим, 4% голосов, то они бы распределились между PAS, ПСРМ, блоком «Альтернатива», «Нашей партией» и блоком «Победа» (если последнему удастся оспорить или обойти отказ Центризбиркома в регистрации для участия в выборах). В таком случае голоса проевропейских избирателей достанутся, в том числе, сторонникам России и политикам, более скептически относящимся к евроинтеграции Молдовы.

Однако Тэбырцэ сомневается, что весь электорат «Платформы DA» (2–3%) проголосует за PAS. «Скорее всего, этот электорат распределится и, возможно, проголосует за блок «Вместе» или за другую партию. Какая-то его часть может поддержать Андрея Нэстасе, который уже объявил, что будет участвовать в выборах как независимый кандидат», — сказал он.

Что будет с проевропейской оппозицией

Лидеры блока «Вместе» 21 июля объявили, что, несмотря на решение бывших коллег, намерены участвовать в парламентских выборах 28 сентября. Однако после исключения «Платформы DA» из блока его шансы пройти в парламент стали еще ниже.

«К сожалению, ни лидеры PAS, ни Дину Плынгэу, ни другие представители „Платформы DA“ не проявили необходимой зрелости, чтобы понять, что узкие партийные интересы — такие как идти в этой избирательной кампании под желтым цветом и с теми, кто износился в процессе управления последние четыре года, — не должны превалировать», — заявил Глигор.

Тем временем бывший председатель «Платформы DA» Андрей Нэстасе объявил о намерении баллотироваться в парламент как независимый кандидат, рассчитывая на голоса разочарованных в существующих партиях. Кроме него, о планах участвовать в выборах как независимый кандидат заявила и бывший член PAS, депутат Олеся Стамате.

Тэбырцэ считает, что Нэстасе вряд ли сможет оттянуть голоса у PAS, поскольку он практически потерял тот электорат, который был у «Платформы DA». А вот появление Стамате, по словам аналитика, — более интересное явление, так как изначально ожидалось, что она пойдет на выборы по спискам какой-либо партии. «Возможно, не было предложений или они ее не устроили. Скорее всего, госпожа Стамате думает о своем политическом будущем, и эта кампания может стать для нее трамплином. Она попытается создать себе независимый политический имидж», — полагает эксперт.

В то же время он предполагает, что в первую очередь Стамате попытается избавиться от ярлыка, который на нее повесили бывшие коллеги по партии после скандала с амнистией. Кроме того, по мнению Тэбырцэ, Стамате сможет накопить определенный политический и электоральный капитал, чтобы в будущем попытаться создать свою партию или возглавить одну из существующих.

Директор социологической компании iData Михай Бологан в своем телеграм-канале написал, что Нэстасе и Стамате будут делать то же, что делал бы блок «Вместе» или «Платформа DA», участвуй они в выборах: бороться с PAS за голоса на правом фланге. «Лично я не верю, что какой-либо независимый кандидат когда-либо пройдет в парламент при 2-процентном барьере, который недостижим для подавляющего большинства партий», — подчеркнул он.

В истории Молдовы еще не было случая, чтобы независимый кандидат прошел в парламент в условиях пропорциональной избирательной системы. Ближе всех к этому был Олег Брега, набравший в 2014 году 0,88%, или 14 тыс. голосов. Судя по результатам прошлых парламентских выборов, для прохождения в законодательный орган независимому кандидату необходимо получить около 30 тыс. голосов.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: