Во время пересмотра дела Вячеслава Платона решили повторно вызвать в суд девять свидетелей. К такой мере пришлось прибегнуть из-за того, что одну из судей из судейской коллегии заменили, и новая судья хотела подробнее ознакомиться с материалами дела. При этом только двум из девяти свидетелей задали уточняющие вопросы. Остальных просто попросили повторно принести клятвы и молча подписать протоколы с показаниями.
О чем (не) спросили свидетелей?
На заседание суда 25 марта пришли девять свидетелей: Адриан Цуркан, Андрей Нирауца, Татьяна Долгина, Николай Куртогло, Ион Дорогой, Руслан Добош, Александр Балика, Тудор Врабие и Лилия Негина.
Судьи попросили каждого свидетеля повторно принести клятву, а затем спросили, подтверждают ли они показания, которые дали на предыдущих заседаниях. Свидетели отвечали односложно: «Поддерживаю». При этом показания даже не зачитывали, а просто давали свидетелям подписать протоколы с их показаниями.
Несколько уточняющих вопросов судьи и прокурор задали только Негиной и Врабие. Так, судья Лилия Лупашко уточнила у Негиной, подтверждает ли она те показания, которые давала в 2017 году, или те, которые давала в 2021. Негина ответила, что последние. Затем судья уточнила, знакома ли свидетель с Платоном.
«Первый раз увидела его на прошлом заседании, а до этого только по телевизору», — сказала Негина.
Также прокурор Елена Черуца уточнила, знакомы ли они с бухгалтером Лучией Лупушор. Именно Лупушор вела бухгалтерию фирм которые были оформлены на Негину и Врабие. Негина рассказала, что познакомилась с Лупушор, только когда продавала свою компанию Neghina Com.
Что уже известно об их причастности к делу?
Цуркан и Добош были адвокатами Платона, а на Нирауцу и Долгину были оформлены две компании бизнесмена Илана Шора, через которые, по версии следствия, вывели деньги из BEM (Сaritas Group и Dracard SRL ).
Отметим, в 2020 году против Нирауцэ и Долгиной завели еще одно уголовное дело по делу о краже миллиарда, которое сейчас рассматривает суд. Когда дело Платона рассматривали в 2017 году, ни Нирауцу, ни Долгину не допрашивали.
Куртогло, напомним, входил в административный совет компании Alfa Engineering, которая приватизировала гостиницу «Националь». В 2011 году экс-лидер Демпартии Владимир Плахотнюк продал эту компанию Платону, а в 2014 году они совершили обратную сделку.
Тудор Врабие и Лилия Негина основали компании, на которые в 2011 году Платон оформил несколько кредитов.
Зачем повторные вызовы свидетелей?
8 февраля этого года в судейской коллегии произошла замена. Судья Татьяна Бивол взяла самоотвод, потому что ее мать, адвокат Нина Лозан, представляла интересы свидетелей по этому делу.
9 февраля Бивол заменили судьей Лилией Лупашко. Затем судьи решили повторно вызвать в суд свидетелей, которые уже давали показания, чтобы у Лупашко была возможность подробнее ознакомиться с материалами дела.
Платон и его адвокат Ион Крецу считают, что дело намеренно затягивают. На заседании 11 февраля Платон отметил, что «затягивание судебного процесса — это постановка, срежиссированная Плахотнюком и Шором». Он считает, что к судебному процессу намеренно привлекли мать одной из судей, чтобы затянуть судебный процесс.
«Ваша честь, уверяю вас, что, если возобновить судебное следствие, через полгода в суд приведут кого-то из ваших родственников, и все начнется сначала. Нельзя идти на поводу у этих товарищей [Шора и Плахотнюка]», — заявил тогда Платон.
Ранее Платон говорил, что завершение пересмотра его дела позволит привлечь к уголовной ответственности Плахотнюка и Шора.
***
По уголовному делу, которое сейчас пересматривает суд Буюкан, Вячеслава Платона обвиняют в мошенничестве в особо крупных размерах и отмывании денег (ст. 190 и 243 Уголовного кодекса РМ). Согласно первоначальной версии следствия, компании, которые Платон контролировал через своих людей, получали необеспеченные залогом кредиты, которые позже погашали за счет средств Banca de Economii. Речь шла о сумме примерно 800 млн леев. 20 апреля 2017 года Платона приговорили по этому делу к 18 годам лишения свободы. 18 декабря 2017 Апелляционная палата оставила приговор в силе. Высшая судебная палата дважды оставлял его в силе. Последний раз ВСП приняла такое решение в начале мае 2020 года.
А 20 мая 2020 года генпрокурор Александр Стояногло сообщил, что по делу Платона проведут ревизионную проверку. Генпрокурор пояснил, что прокуратура «изучила факты, которые раньше намеренно игнорировали», и пришла к выводу, что обвинение против Платона строилось на «ложных показаниях» Илана Шора.
Подробнее о пересмотре дела Платона читайте в материале: «Плахотнюк, Шор, поддельные документы и ложный след»