Адвокат из Кишинева пожаловался, что его разговор с клиентом прослушивали. Как это объяснили в прокуратуре
5 мин.

Адвокат из Кишинева пожаловался, что его разговор с клиентом прослушивали. Как это объяснили в прокуратуре

В юридическом сообществе назрел очередной скандал. Адвокат Денис Терешкин рассказал, что его разговор с клиентом незаконно прослушали и прикрепили к материалам дела, как аргумент для ареста.  В прокуратуре утверждают, что не нарушали закон и сделали запись до того, как стороны подписали контракт. NM рассказывает, почему адвокаты критикуют не только прокурора, который ведет дело, но и судью, принимавшего решения, а также, что известно о прокуроре, который ведет дело.

Что говорит адвокат

Денис Терешкин рассказал на своей странице в Facebook, что 21 июня прокуроры подали ходатайство об аресте одного из его клиентов. Как доказательство к делу прикрепили стенограмму телефонного разговора адвоката Терешкина и его подзащитного. Адвокат утверждает, что действия прокуроров противоречат национальным и международным законам. Он отметил, что переговоры адвокатов с клиентами являются конфиденциальными.

Адвокат рассказал, что решил обнародовать историю потому, что до 7 июля стенограмму не исключили из доказательств. Он отметил, что прокуроры до сих пор не представили ему разрешение на прослушку, одобренное судьей  уголовного преследования.

В беседе с NM Денис Терешкин рассказал, что его подзащитный сейчас находится под арестом. Он отметил, что и суд Чекан, и Апелляционная палата проигнорировали его аргументы о том, что его подзащитного незаконно прослушивали, а, следовательно, стенограмму нельзя было использовать как основание для ареста. Также он рассказал, что обратился в Прокуратуру по борьбе с оргпреступностью и потребовал исключить стенограмму из материалов. Кроме того, он отметил, что прокурор не предоставил ему заключение судьи о легализации «прослушки». «В начале судья выносит определение об авторизации „прослушки“. После того как человека прослушали, судья должен легализовать эту прослушку. Так вот, если бы судья соблюдал закон, он отказал бы прокурору в легализации особых следственных действий», — отметил адвокат.

Что говорят в прокуратуре

В Генпрокуратуре не стали комментировать случившееся. Отказ объяснили тем, что что дело ведет Прокуратура по борьбе с оргпреступностью и особым делам (PCCOCS).

В свою очередь в PCCOCS утверждают, что «прослушивание связано» с делом о контрабанде 750 тыс. сигарет. Там уточнили, что 27 апреля 2022 сигареты беспрепятственно перевезли через Леушенскую таможню. Контрабанду обнаружили румынские пограничники. В PCCOCS утверждают, что сигареты из Молдовы вывезли благодаря сотруднику таможенной службы, который «действовал совместно с членами организованной преступной группы». Также в PCCOCS рассказали, что получили разрешение на прослушивание одного из инспекторов до того, как он заключил контракт с адвокатом. «Прокурор, который ведет дело, не знал и не мог узнать личность того, с кем говорил [подозреваемый]», — отметили в пресс-сообщении. Также прокуроры утверждают, что из содержания разговора нельзя было понять, что подозреваемый говорит с адвокатом. Кроме того, в PCCOCS подчеркнули, что судья по уголовному преследованию подтвердил, что стенограмму можно использовать как доказательство.

Что известно о прокуроре, который ведет дело.

Как сообщили два источника NM, уголовное дело ведет Сергей Петрушка. В 2019 году он получил известность благодаря другому скандалу о «прослушках». Тогда журналисты Rise Moldova выяснили, что в 2016-2019 полиция в рамках уголовных дел прослушивала и следила за несколькими десятками человек, среди которых оппозиционные политики, общественники и журналисты. Петрушка был одним из прокуроров, который подавал ходатайства о «прослушках». Он подал не менее 20 таких ходатайств. Среди них были ходатайства на прослушку лидера партии «Платформа Достоинство и правда» (DA) Андрея Нэстасе, его однопартийцев Кирилла Моцпана, Александра Слусаря и Дину Плынгэу

После того как история получила огласку, в прокуратуре завели уголовное дело о «незаконных прослушках». В ноябре 2021 года прокуратура сообщила, что передала в суд дело против пятерых полицейских, которые писали рапорты, на основании которых прокуроры впоследствии требовали начать прослушивание. Однако в этом деле не фигурируют ни прокуроры которые подавали ходатайства, ни судьи, которые их одобряли.

Как отреагировало юридическое сообщество

Как рассказал NM один из членов Совета Союза адвокатов Юрий Мэрджиняну, Союз «обязательно отреагирует на случившееся» с Терешкиным. Он отметил, что такие действия незаконны, а ЕСПЧ уже вынес несколько решений, в которых осудил подобную практику. «Полбеды, что так поступил прокурор, но куда смотрел судья уголовного преследования? Его нужно моментально выгнать с работы. Потому, что все проблемы у нас в республике из-за судебной системы. Если бы они правильно реагировали и давали законную оценку [действиям прокуроров], не было бы этих проблем. Они не защищают права человека, а защищают органы прокуратуры», — сказал он.

Представители юридического сообщества активно обсуждают в социальных сетях инцидент. «Это недопустимо. Нужно срочно принять меры. Мы, вроде, собирались в ЕС», — написала на своей странице в Facebook адвокат Николета Хрипливый.

Адвокат Октавиан Казак отметил, что права ни одного человека невозможно будет защитить, пока «переговоры адвокаты и клиента не защищены на 100». «Пусть нас не удивляет, что люди бегут из страны и жалуются на системные злоупотребления, когда перестают быть частью судебной системы/уголовного дела. Это происходит потому, что они сами совершали эти злоупотребления», — отметила адвокат.

Адвокат Николай Кирияк тоже напомнил, что беседы адвоката и клиента — конфиденциальны. «Любое отклонение от этого правила недопустимо. Если не соблюдают этот постулат, значит мы не можем говорить о праве на защиту или справедливом судебном процессе», — подчеркнул он.
***
Эта статья написана в рамках проекта «Укрепление правового государства и обеспечение прозрачности судебной системы». Его реализует ОО «Юристы за права человека» при поддержке Национального фонда за демократию, которые никоим образом не влияют на предмет и содержание опубликованных журналистских материалов.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: