Владимир Филат официально вернулся в молдавскую политику, вновь возглавив Либерально-демократическую партию (ЛДПМ). Еще полгода назад, выйдя из тюрьмы, он утверждал, что его не интересует политическая деятельность. Но эксперты говорят, что его возвращение в политику было предсказуемым. NM разбирался, есть ли у ЛДПМ и Филата шансы вновь занять место в «большой политике», и начнет ли он этот путь с участия в президентских выборах.
Снова председатель
Конгресс ЛДПМ 16 августа вновь избрал Владимира Филата председателем партии.
Пять лет назад, в 2015 году, Филат сложил с себя полномочия председателя ЛДПМ, когда против него завели уголовное дело и лишили депутатской неприкосновенности. В 2016 году Филата осудили на девять лет заключения за извлечение выгоды из влияния и пассивную коррупцию. После условно-досрочного освобождения из тюрьмы в декабре 2019 года Филат заявлял, что его не интересует политическая деятельность.
Спустя полгода ситуация изменилась. После избрания главой ЛДПМ Филат попросил однопартийцев простить его за то, что «во время предыдущего срока полномочий не сделал все, чтобы защитить партию и ее членов», и сказал, что «усвоил урок». «Я возвращаюсь не на должность, а к огромной ответственности», — заявил Филат
Уже 19 августа привыкшая к альянсам ЛДПМ предложила партиям «Действие и солидарность» (PAS) и «Платформа Достоинство и правда» (DA) создать единый блок для участия в выборах президента 1 ноября и в досрочных парламентских выборах, если они состоятся. В PAS ответили, что у них уже есть свой кандидат, а в DA сказали, что предложение запоздало, но обещали обсудить это на заседании бюро.
Потенциальный кандидат?
В феврале 2020 года Владимир Филат категорически отверг вероятность своего участия в президентских выборах, заявив, что исключает такую возможность «на 100%». Но отметил, что это не значит, что он будет «пассивным в этом отношении».
Но уже 17 августа в комментарии телеканалу Pro TV Владимир Филат не был столь категоричен, уклонившись от прямого ответа на вопрос о своем участии в выборах. При этом Филат отметил, что закон ему это не запрещает.
Еще раз спросить об этом Филата не удалось: на звонки и сообщения корреспондента NM он не ответил.
Координатор программ Центра юридических ресурсов Ион Гузун считает, что для участия Филата в выборах президента все же есть законные препятствия. При этом эксперт сослался на требования к потенциальным кандидатам на участие в президентских выборах, согласно которым кандидаты с непогашенными судимостями по преступлениям, совершенным со злым умыслом, не могут участвовать в выборах.
«Об этом идет речь в статье 111 Уголовного кодекса, согласно которой судимость за совершение тяжкого преступления считается погашенной через шесть лет после отбытия наказания», — объяснил Ион Гузун.
«Вопрос — насколько Филат сможет удивить избирателя»
По мнению политолога Стеллы Жантуан, возвращение Филата в политику было ожидаемым, несмотря на то, что он заявлял, что не намерен этого делать. «У нас как-то уже принято у политиков: сначала все говорят, что не собираются в чем-то участвовать, а потом участвуют», — отметила Жантуан.
Она напомнила, что Филат пытался стать символом евроинтеграции, и благодаря ему и его усилиям Молдову в те годы посетили высокопоставленные представители западных стран — Ангела Меркель, Джо Байден и другие. «Для таких людей политика, как наркотик. Они не могут из нее выйти, им надо почувствовать те же ощущения или достичь большего, как им кажется. То, что он возглавил ЛДПМ, тоже ожидаемо: эта партия была без явного лидера, ее возглавляли временщики. Понятно, что он вернулся к своему детищу», — считает Жантуан.
По ее словам, то, что у ЛДПМ есть, хоть и маленькие, но перспективы, показали еще местные выборы. Партия показала хороший результат и стала четвертой на этих выборах, и это при отсутствии явного лидера.
«Структуры в территориях у ЛДПМ сохранились, несмотря на то, что люди на местах уходили в PAS или в DA. Чтобы начать партийную работу, стартовый капитал есть. О перспективах Филата в молдавской политике могу сказать, что они, как и вся молдавская политика, непредсказуемы. Он мог бы неплохо начать свое возвращение в политику, потому что правый сегмент не очень освоен и консолидирован», — сказала эксперт.
Она напомнила, что в Альянсах за евроинтеграцию у двух правых партий — либерал-демократов и либералов — было 48 депутатских мандатов, из которых 32 — у ЛДПМ (входящие в эти альянсы демократы позиционируют партию как центристскую). А PAS и DA, отметила эксперт, смогли взять только 26 мандатов.
«Это говорит о том, что поле для расширения электоральной базы у ЛДПМ есть. Вопрос — насколько Филат сможет удивить избирателя. Скандалы, связанные с его именем, запомнились и могут создать долю недоверия к нему как к лидеру», — пояснила Стелла Жантуан.
Она считает, что призыв Филата к PAS и DA об объединении усилий на президентских выборах, с одной стороны, свидетельствует о том, что он как опытный политик понимает, что надо сесть за стол переговоров и действовать сообща. С другой стороны, он прекрасно понимает, что в нынешней ситуации это невозможно, отметила Жантуан. Поэтому, по ее мнению, этот политический шаг сделан с целью громко сообщить о возвращении в политику и использовать свой политический опыт для создания инфоповодов, связанных с единым кандидатом.
«Филат хорошо подумает, участвовать ли в выборах, потому что стартовать и набрать 3% —это не очень хорошее возвращение в политику. Но все зависит от их стратегии и от того, как их воспримут избиратели. Он попытается вернуть своего избирателя и не исключено, что ему в какой-то мере это удастся», — считает эксперт.
«Золотая медаль» для ЛДПМ
Политический аналитик Корнелиу Чуря, в свою очередь, предположил, что у Филата есть определенные шансы, принимая во внимание «некоторое сочувствие, которое есть к нему в обществе». «Есть сложившееся, на мой взгляд, мнение, что — да, он не безгрешен, но пострадал за всех, его сильно наказали. Он сидел, но не сказал свое последнее слово в политике. Его почти гениальная речь в парламенте [после снятия неприкосновенности] открывала ему возможность снова войти в политику. Его выступление было очень хорошим. Человек, который так выступил, должен был вернуться в политику, чтобы доказать что-то и проявить себя», — считает Чуря. В то же время, по его мнению, шансы Филата на политический успех весьма относительны, и надо принимать во внимание ситуацию на правом политическом фланге.
«А участие Филата в выборах президента — это, скорее, вопрос политического нахальства. Ему выгоднее не выставлять свою кандидатуру и не определять свое политическое будущее этими выборами, где самый сильный кандидат — Санду. С другой стороны, он знает этот путь, так как участвовал в выборах мэра и смог получить какой-то результат (в 2007 году баллотировался в мэры Кишинева от Демпартии, набрав 8,3% голосов. — NM). Он может вступить в гонку, не победить, но получить результат, который для ЛДПМ станет сродни золотой медали и определит возвращение партии в политику», — подытожил Чуря.