В Кишиневе с 1 июля проезд в троллейбусе подорожает в три раза, в автобусе — в два раза. Решение повысить плату за проезд до 6 леев принял мэр Ион Чебан, которому мунсовет делегировал право корректировать тариф на основе новой методологии его расчета. NM разбирался, насколько оправданно такое повышение, почему мунсоветники от PAS и «Шор» выступили против, и почему эксперты говорят, что без повышения платы за проезд было не обойтись, но есть нюансы.
Как мэр повысил тариф
Мэр Ион Чебан сообщил 14 июня о повышении тарифа на проезд в троллейбусе и автобусе до 6 леев. Таким образом, проезд в троллейбусе подорожает в три раза (с 2 до 6 леев), в автобусе — в два раза (с 3 до 6 леев). Тариф будет одинаковым для столицы и пригородов и вступит в силу с 1 июля. При этом мэрия решила сделать проезд бесплатным для пенсионеров, детей и школьников до 5 класса и еще для 18 категорий граждан. Тем, кто часто пользуется общественным транспортом, мэрия рекомендовала покупать абонементы: проездной на месяц будет стоить 234 лея, на три месяца — 594 лея, на полгода — 972 лея.
Стоимость проезда в общественном транспорте повысили на основании предложенной мэрией новой методологии расчета и корректировки тарифа, которую в тот же день утвердил мунсовет. При этом, согласно принятому мунсоветом решению, полномочия утверждать и корректировать тарифы делегировали мэру Кишинева.
Проект методологии приняли голосами мунсоветников от Партии социалистов, Демпартии и партии DA. Против голосовали советники от партий PAS, «Шор» и Партии коммунистов. В PAS считают плату за проезд 6 леев «неоправданной и высокой». По мнению PAS, прежде чем повышать тариф, надо провести финансовый аудит в столичных автобусном и троллейбусном парках. В PAS считают, что на этих муниципальных предприятиях раздуты штаты и неоправданно высокие зарплаты.
Советники от партии «Шор» отметили, что выступают в принципе против любого повышения тарифов «за счет граждан», тем более в условиях кризиса и роста цен. В «Шор» также считают, что мунсовет не вправе был передавать мэру свои полномочия утверждать тарифо, поэтому «Шор» обжалует это решение в Госканцелярии.
Мэр Чебан утверждает, что, если не повысить плату за проезд, столичный бюджет не сможет компенсировать муниципальным транспортным предприятиям огромные потери, и троллейбусный и автобусный парки могут обанкротиться. В мэрии также пояснили, что такое повышение обусловлено ростом цен на топливо и электроэнергию, и напомнили, что тариф на проезд не повышали с 2009 года.
Что говорят эксперты
По мнению доктора экономических наук Татьяны Гутюм, повышение платы за проезд в столичном общественном транспорте, «безусловно, оправданно»: «Анализ, который провели еще до пандемии, показал, что себестоимость проезда на троллейбусе — около 9 леев, на автобусе — 10 леев. Мы же платим 2 и 3 лея соответственно. Нельзя забывать и о повышении в этом году цен на топливо и электроэнергию, которое существенно увеличило эту статью расходов троллейбусного и автобусного парков».
При этом, по словам эксперта, повышение тарифа до 6 леев не решит полностью проблему общественного транспорта в столице. «Конечно, увеличение тарифа поможет столичным предприятиям, но неизвестно, насколько, . Если бы эти предприятия не были дотационными, они бы давно обанкротились, и мы ходили бы пешком», — отметила эксперт.
Бывший замдиректора троллейбусного парка Михаил Пойсик тоже считает «логичным» повышение тарифа. По его словам, у предприятия давно были финансовые проблемы: «Бывали месяцы, когда сотрудников отправляли в отпуск за свой счет, так как не было возможности платить зарплату». Пойсик отметил, что повышение тарифа сразу в три раза «может шокировать», но «растут цены на энергоресурсы, подняли зарплату водителям троллейбусов, транспорт в столице обновляется»: «Нельзя сравнивать троллейбусы, которые ездят по Кишиневу сейчас, и те, которые ездили пять лет назад».
По мнению Пойсика, увеличение тарифа принесет доходы троллейбусному и автобусному паркам, даже несмотря на то, что некоторые социальные группы будут ездить бесплатно: «У большинства пенсионеров и так был бесплатный проезд. Абонемент стоил 70 леев для тех пенсионеров, пенсия которых была выше 2 тыс. леев. Были также дотации на проезд пенсионеров. Так что с введением бесплатного проезда ситуация не особенно изменится».
Доктор экономики Анатолий Рожко тоже считает, что рост тарифа оправдан. При этом, по его мнению, тариф должны были повышать постепенно, а не сразу в три раза. Он также считает неправильным уравнивание тарифа на проезд в троллейбусе и автобусе. «Поездка на автобусе стоит дороже, так как дизельное топливо дороже, чем электроэнергия. На автобусе, кроме того, меньше пассажиров, чем на троллейбусе. Таким образом, себестоимость поездки одного пассажира на троллейбусе меньше, чем одного пассажира на автобусе», — объяснил Рожко. Неправильным, по его мнению, было и решение уравнять стоимость поездки по городу и в пригороды: «Безусловно, надо заботиться о пригородах. Но себестоимость поездки на три остановки и на несколько километров разные».
Кроме того, эксперт считает неудобной для оплаты сумму 6 леев. «Надо обращать внимание и на такие мелочи. Пассажиру придется искать 5 леев и еще 1 лей. А кондуктору придется часто давать сдачу с 10 леев. Это детали, но их стоит учитывать, чтобы было удобно и пассажиру, и кондуктору», — пояснил эксперт. Также, по его мнению, было бы логично ввести абонементы и на более короткий срок: «Полгода, тем более год — сегодня слишком большой срок, так как не знаешь, что произойдет завтра или через неделю. Да, есть абонементы на месяц, но стоило бы ввести и более короткого действия — например, на 10 дней».
При этом Рожко не исключает, что до 1 июля мэрия еще может изменить новый тариф на проезд в общественном транспорте.