ЧП чтобы остаться. Как депутаты отсрочили роспуск парламента, и кто от этого выиграет
8 мин.

ЧП чтобы остаться. Как депутаты отсрочили роспуск парламента, и кто от этого выиграет

Противостояние между президентом и парламентом продолжает набирать обороты. В ответ на решение Майи Санду распустить парламент парламентское большинство ввело в стране чрезвычайное положение, во время которого парламент распустить нельзя. NM вместе с экспертами разбирался, кто выигрывает и проигрывает от такого сценария, как обе противоборствующие силы пытаются поднять свои рейтинги за счет пандемии, и чего ждать стране от очередного витка политического противостояния.

Спорный вопрос

Парламентское большинство (Партия социалистов, «Шор» и Pentru Moldova) 31 марта поддержало инициативу временного правительства ввести в Молдове чрезвычайное положение. Режим ЧП ввели на два месяца, но решение об ограничительных мерах не приняли, предоставив это Национальной чрезвычайной комиссии. Вечером 1 апреля глава комиссии, врио премьера Аурелиу Чокой огласил список этих мер. Они вызвали много вопросов. Впрочем, одно из ограничений, действующих в период ЧП, предусмотрено в законе — запрет на роспуск парламента и проведение выборов.

Примечательно, что две недели назад лидер ПСРМ Игорь Додон заявил в телеэфире, что временное правительство не вправе выступать с инициативой введения ЧП. Додон отметил, что, согласно закону, это могут сделать только полномочное правительство или президент. Додон заявил это в ответ на слова президента Майи Санду о необходимости ЧП в Молдове в связи с критической эпидситуацией. Лидер ПСРМ тогда возмутился, что Санду вместо того, чтобы прийти в парламент и потребовать ввести ЧП, перекладывает ответственность на временное правительство, хотя знает, что у него недостаточно полномочий, и оно вправе заниматься только текущими административными вопросами.

А в день голосования в парламенте за введение ЧП Додон заявил, что ЧП дает возможность временному правительству принимать решения, направленные на борьбу с эпидемией, которые законодательство не позволяет ему принимать в обычных условиях. Например, по словам Додона, закупка вакцин в обычных условиях может затянуться на полтора месяца, а в условиях ЧП это можно сделать оперативно, в том числе, перераспределить на это деньги в бюджете.

Комментируя решение правительства Чокоя все-таки инициировать введение ЧП, Додон сослался на недавнее постановление КС, согласно которому временное правительство вправе выступать с такими инициативами, если речь идет о решении текущих вопросов, связанных с безопасностью граждан. В этом постановлении Конституционный суд, в том числе, сослался на одно из своих постановлений прошлых лет, в котором говорилось, что временное правительство «должно разрешать неотложные дела во избежание тяжких последствий для государства и граждан, для социальной и экономической жизни».

Битва сценариев

За день до введения ЧП президент Майя Санду обратилась в Конституционный суд (КС) по поводу роспуска парламента, считая основанием для этого две неудачные попытки назначить новое правительство: «Если КС согласится, что есть условия для роспуска, то я распущу парламент, и мы предстанем перед судом граждан [проведем досрочные выборы]».

Конституционный суд должен в ближайшее время рассмотреть ходатайство Санду о роспуске парламента. Однако в условиях ЧП распустить парламент нельзя. Но Санду может оспорить в КС введение ЧП. Будет ли Санду обращаться по этому поводу в КС, неизвестно. Отвечая на этот вопрос в телеэфире, она не дала ясного ответа, назвав при этом голосование в парламенте за ЧП «политическим спектаклем».

В пропрезидентской партии «Действие и солидарность» (PAS) тоже не знают, будут ли оспаривать процедуру введения ЧП. «Мы пока анализируем решение парламента. Больше ничего сейчас сказать не могу», — отметил в беседе с NM депутат от PAS Сергей Литвиненко.

Додон и социалисты тем временем заявили, что пора прекратить разговоры о немедленных досрочных выборах и заняться закупкой вакцин. «Выборов по сценарию и по хотелкам Майи Санду не будет. Они хотели выборы в мае, июне или июле. Но в лучшем случае, если мы справимся с пандемией, они будут в сентябре-октябре», — заявил Додон.

Майя Санду, объясняя предложенное ею время досрочных выборов, сказала, что, по прогнозам ВОЗ, в июле и августе будет самый низкий уровень заболеваемости ковидом, а осенью он вновь начнет расти.

Эксперт в области Конституционного права Александр Арсение считает, что у президента есть все основания для того, чтобы оспорить в КС введение ЧП, так как была нарушена законная процедура. «С предложением о введении ЧП может выступать только полномочное правительство. В крайнем случае, это может сделать президент», — сказал Арсение. Он также считает, что решение парламента противоречит 54 статье Конституции, которая четко предусматривает, в каких случаях можно ограничивать права граждан.

В то же время экс-судья Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) Станислав Павловский считает, что оснований для обращения в КС в связи с введением ЧП нет. «Чрезвычайная ситуация требует чрезвычайных мер. Насколько они пропорциональны, может высказаться КС, если кто-то эти меры оспорит. Были дискуссии о том, может ли временное правительство инициировать введение ЧП. Но в законодательстве нет такого рода ограничений. И, если вы обратили внимание, в парламенте никто не высказывался о том, что кабмин не вправе предлагать ЧП», — сказал Павловский.

По мнению эксперта, главный вопрос: подпадают ли предложенные чрезвычайные меры борьбы с эпидемией под полномочия временного правительства, ограниченные администрированием текущих дел. «Ситуация сейчас серьезная, и мы не можем говорить, что правительство не имеет права заниматься борьбой с эпидемией. Если бы все было спокойно, правительство не могло бы принимать такие меры, но сейчас эти действия оправданы. Кроме того, и депутаты не возражали, и президент уже заявила о привлечении армии», — отметил эксперт.

Игра на выбывание

Политолог Стелла Жантуан считает, что после провала голосования за правительство Натальи Гаврилицы и последующих заявлений политиков введение ЧП не было сюрпризом, так как у Игоря Додона два сильных инструмента — парламентское большинство и временное правительство.

Ни одна партия, кроме PAS, не готова к досрочным выборам, отметила Жантуан. При этом, по ее мнению, тот факт, что PAS практически одна выступает за досрочные выборы, может привести к возможному падению популярности партии и президента, так как «аргументация и общий хор других партий могут существенно повлиять на общественное мнение».

Эксперт считает, что введение ЧП — формальная возможность «продлить агонию этого парламента», и социалисты сделали шаг на опережение, проголосовав за ЧП до решения КС о роспуске парламента. «Если КС примет такое решение, из-за ЧП будет невозможно распустить парламент, значит, решение о досрочных выборах отсрочат. При этом решение о роспуске и выборах по закону должны принять сами депутаты. Дату роспуска будут сдвигать, и это время партии парламентского большинства потратят на то, чтобы подкачать свои политические мышцы», — считает Жантуан.

По ее мнению, летом не удастся организовать досрочные парламентские выборы, так как большинство политических игроков говорят, что в первую очередь необходимо закупить вакцины и начать вакцинацию населения. На это, по словам Жантуан, может уйти гораздо больше полугода. «Тему досрочных выборов, когда она уйдет на второй план, сложно будет заново вернуть в общественном поле, на это и расчет парламентского большинства. Сейчас они работают не ради борьбы с пандемией, а ради уменьшения рейтинга президента и PAS», — полагает эксперт.

По мнению Стеллы Жантуан, если антиолигархические силы в молдавском парламенте и за его пределами не объединятся, то выборы пройдут тогда, когда они нужны будут парламентскому большинству и на их условиях.

Директор аналитического центра Balkan-Center Сергей Манастырлы, в свою очередь, отметил, что ПСРМ и Игорь Додон действуют в рамках своего сценария — отсрочить парламентские выборы, так как они не уверены в своих силах, опасаются, что окажутся в оппозиции и правительство сформируют без них. Это показывают и соцопросы.

«Cоциалисты говорят о перспективе роста числа заражений, но у нас число заражений снижается, мы прошли пик. В Сербии, Северной Македонии, Чероногории и Болгарии проводили выборы в условиях пандемии, и ни одна из этих избирательных кампаний при соблюдении всех эпидемиологических норм не привела к взрывному росту заболеваемости. Поэтому доводы об угрозе здоровью не считаю состоятельными», — отметил Манастырлы.

При этом, по его мнению, позиция Майи Санду показывает, что она не столько заинтересована в реальной борьбе с пандемией, сколько в оценке влияния пандемии на политическую ситуацию в стране, а также на свой рейтинг и рейтинг конкурентов. «Вероятно, она рассчитывает, что ошибки при введении ЧП и ограничительных мер повлияют на рейтинг оппонентов. Если их рейтинг будет падать, она не будет оспаривать [в КС] введение ЧП, а если будет расти, то оспорит», — считает эксперт.

Он также добавил, что, если и та, и другая стороны так пекутся о здоровье граждан, то пусть тогда доверят решение о проведении досрочных выборов эпидемиологам.

 

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: