Повышение два раза подряд цен на бензин и солярку в начале года возмутило граждан, оппозицию, а затем и власть. Оппозиция заявила о картельном сговоре, премьер Ион Кику распорядился это проверить. О результатах проверки власти не сообщили, но объявили, что намерены вернуться к прежней методологии формирования розничных цен на топливо, когда этим занималось Нацагентство регулирования в энергетике (НАРЭ). С марта прошлого года цены устанавливают игроки рынка. NM вместе с экспертами и импортерами топлива разбирался, какая из методологий более «справедливая».
О том, что правительство хочет вернуться к прежней методологии формирования цен на топливо, 3 февраля сообщил премьер-министр Кику. Он сказал, что в ближайшее время правительство разработает необходимые поправки в законодательство.
Такая методология действовала в Молдове с весны 2016 до марта 2019 года. Она предусматривала, что каждые две недели НАРЭ устанавливает максимальные розничные цены на бензин и дизтопливо, исходя из цен на мировом рынке, акцизов, налогов и маржи операторов рынка. Все время, пока действовала эта методология, цены во всех сетях АЗС практически не отличались и, как правило, были предельными, то есть не ниже установленного НАРЭ максимума.
В конце 2018 года тогдашние власти внесли поправки в закон и вернулись к методологии, когда розничные цены на топливо устанавливают операторы рынка, с условием, что их маржа не должна превышать 10%. К рыночному способу формирования цен вернулись, чтобы исключить частые скачки цен на АЗС и спекуляцию на рынке, а также «прийти к правильной эффективности компаний, но не более 10%», объяснили тогда в парламенте.
Будет ли «нерыночная» методология, к которой предложил вернуться Кику, аналогична той, которая уже действовала, или будет от нее отличаться, пока не ясно.
Что говорят игроки рынка
По словам собеседника NM в одной из топливных компаний, настоявшем на анонимности, когда цены регулировало НАРЭ, проблема была в том, как работал этот механизм: «НАРЭ устанавливало цены, и, если они повышались, начинался популизм. Правительство обжаловало решение НАРЭ, и суд его приостанавливал».
Если правительство хочет, чтобы цены на топливо были низкими, оно может снизить акцизы, отметил собеседник. «Либо надо признать, что невозможно снижать цены [на топливо]: у Молдовы нет добычи и переработки нефти, а снижать акцизы нельзя, потому что нужны сборы в бюджет», — пояснил собеседник. По его словам, если бы сейчас цены устанавливали по старой методологии, они были бы выше на 50 банов за литр.
Обвинения в возможном картельном сговоре между игроками рынка он отрицает. «На мясо или муку у нас тоже нет монополии, но цены везде примерно равные. Они что, все договариваются между собой? Если кто-то снизил цену, все тоже снижают, чтобы не терять клиентов. А держать цену ниже, когда все повысили, тоже нет смысла», — пояснил представитель топливной компании.
Что говорят в НАРЭ
Директор НАРЭ Штефан Крянгэ сказал NM, что НАРЭ готово вернуться к методологии регламентирования цен. На вопрос, какая из методологий лучше, он не ответил. «С моей точки зрения, большой разницы нет. В течение прошлого года мы анализировала, какая могла бы быть цена, если бы применяли старую методологию (то есть, когда цены устанавливало НАРЭ). Большой разницы нет», — сказал Крянгэ.
Важно, отметил он, правильно информировать потребителей. «Сейчас люди кричат о ценах, но надо посмотреть, какие цены у соседей, объяснить, из чего складывается цена. С нового года акцизы повысили на 40 банов за литр. Это же должно отражаться на цене? Никто не будет работать в минус», — пояснил глава НАРЭ.
Тем временем зампредседателя партии «Платформа Достоинство и правда» (DA), вице-спикер парламента Александ Слусарь сообщил, что получил ответ от НАРЭ, из которого следует, что импортеры нефтепродуктов в последние три месяца в несколько раз завысили импортную цену на топливо. Это и привело к подорожанию бензина и солярки на АЗС. По словам Слусаря, полученный документ доказывает картельный сговор между импортерами нефтепродуктов, а также, что «молдавские потребители только за месяц переплатили за каждую тонну солярки около 453 леев».
Что говорят эксперты
Экономический эксперт Вячеслав Ионицэ в беседе с NM отметил, что обе методологии плохие — и та, когда цены устанавливают игроки рынка, и та, когда цены формирует регулятор, «Но первая хуже. Мы с большим опозданием получаем данные о формировании цен, так как НАРЭ публикует анализ ситуации на рынке с опозданием на четыре месяца. А Совет по конкуренции не может разобраться с этим рынком. В отсутствие качественного регулирования мы не можем гарантировать, что цены на рынке справедливые. Бывают ситуации, когда в мире цены падают, а в Молдове нет», — пояснил эксперт.
С другой стороны, отметил он, регулирование цен «сверху», по сути, дает компаниям цену для сговора. «Может возникнуть ситуация, как в 2018 году, когда резко повысились цена закупки бензина, а НАРЭ не изменил розничные цены. И, если крупные компании могут пережить эту ситуация, то для мелких это убийственно», — сказал Ионицэ.
Бывший глава НАРЭ Виктор Парликов, напротив, считает, что альтернативы свободной конкуренции нет. «Зачем на рынке, где нет ни одного доминантного игрока и монополии, вводить госрегулирование? Это признание в том, что Совет по конкуренции ничего не может сделать?», — задался вопросом Парликов.
По его словам, очень похоже, что на рынке есть сговор: операторы не проводят независимую ценовую политику, а договариваются о ценах. «Причем, как показывает анализ, потребители переплачивают не тогда, когда повышают цены, а когда их не понижают, несмотря на снижение цен на внешних рынках. Дело не в методологии, а в плохой работе Совета по конкуренции», — считает эксперт.
Если вернут старую методологию, отметил он, НАРЭ надо будет найти несколько миллионов леев, чтобы подписаться на сервис мониторинга котировок нефтепродуктов. «Но, поскольку котировки нефтепродуктов — это коммерческая информация, никто не сможет ее проверить. Обычно население соизмеряет цены на топливо с котировками на нефть, но это разные вещи», — резюмировал эксперт.
***
Розничные цены на бензин и солярку в Молдове в начале года повысили два раза. Импортеры топлива тогда объяснили это ростом с 1 января акцизов на топливо. Партия «Платформа Достоинство и правда» (DA) тогда заявила о картельном сговоре между игроками рынка и потребовала провести внеочередное заседание парламента. После этого премьер Кику созвал специальное совещание и распорядился проверить, нет ли картельного сговора между компаниями, продающими нефтепродукты. После этого цены на АЗС слегка понизились.