Дырка от бюджета. Хватит ли Молдове денег на зарплаты и пенсии
6 мин.

Дырка от бюджета. Хватит ли Молдове денег на зарплаты и пенсии

Эпидемия коронавируса обострила и без того сложную ситуацию с молдавской казной. Дыра нацбюджета без займов и грантов составляет 19 млрд леев. Еще часть этой дыры власти надеялись закрыть за счет российского кредита. После признания кредитного соглашения незаконным президент Игорь Додон заявил, что из-за этого возникнут проблемы с выплатой пенсий и зарплат. NM вместе с экспертами посчитал, хватает ли на это денег в казне, и за счет чего можно сократить госрасходы.

Что с бюджетом сейчас

С января по 13 мая включительно в государственный бюджет Молдовы поступило 11,4 млрд леев. Из них 6,7 млрд — поступления от таможни, а 5,2 млрд леев — поступления за счет налогов и сборов. Остальное — другие доходы, в том числе кредиты и гранты в размере почти 330 млн леев. Также надо учесть и возврат НДС более 850 млн леев.

Общая сумма поступлений ниже прошлогодней за этот же период лишь на 5%, или на 618 млн леев. При этом, если судить по средним поступлениям в казну за день, то, к примеру, в мае объем значительно упал  — почти на 40%. Так, если в мае 2019 в бюджет поступало в среднем 133,5 млн леев в день, то в мае 2020 — 82 млн леев.

Но, если брать весь период, то падение небольшое. Сравните: январь-май 2019 — 144 млн леев в среднем в день. Январь-май 2020 — 132 млн лее в день, или на 8,4% меньше.

По данным минфина, за четыре месяца этого года доходы национального публичного бюджета (государственного, местных, бюджета соцстраха и медстраха) составили 18,8 млрд леев, из которых 3 млрд леев — от подоходного налога. То есть ежемесячно в бюджет поступает 4,7 млрд леев .

На выплату пенсий в среднем нужно 1,4 млрд леев в месяц.

На зарплаты бюджетников — около 1,5 млрд леев.

То есть на пенсии и зарплаты —  около 3 млрд леев в месяц.

Денег нет, но вы берите

Мнения экспертов о перспективах бюджетных доходов и расходов разделились. Так, экономический эксперт Виктор Чобану уверен, что деньги у властей есть и без российского кредита. «Сейчас они должны придумать новые внутренние схемы, чтобы ухитриться превратить эти деньги в предвыборные», — сказал он NM.

Экономист, финансовый эксперт Думитру Барбалат призывает не кричать караул, «что кому-то что-то не додадут». По его расчетам 4 млрд. леев составляют:

  • 70% (по 1330 леев на одного жителя) расходов населения страны за месяц, если исходить из минимальной прожиточной корзины (2031 лей)
  • зарплату бюджетников за два месяца и 20 дней
  • расходы национального публичного бюджета за 18 дней
  • расходы госбюджета за 27 дней
  • расходы бюджета соцстраха за два месяца.

В то же время Барбалат отметил, что динамика средних ежедневных поступлений в бюджеты продолжает ухудшаться,  и пока сложно объяснить неравномерное падение доходов от таможни и налоговой.

Барбалат считает, что пока никому из комментаторов и политиков не стоит верить. «Надо выждать до середины июня, когда прояснится вопрос с кредитами от ЕС. Там сложные для Молдовы условия. Теоретически возможно, что РФ согласится на пересмотр кредитного соглашения. Возможно, оживится экономика. Хотя в августе ожидаем вторую волну коронавируса», — сказал эксперт NM.

Между тем экономический эксперт Вячеслав Ионицэ считает, что цифры ясно показывают, что пока с поступлениями в бюджет все было неплохо, а экономика только начинает падать. По его мнению, в ближайшие месяцы бюджет будет справляться с отсутствием тех 4 млрд несостоявшегося российского кредита и своевременно выплачивать зарплаты и пенсии.

В то же время Ионицэ объяснил, что образовавшуюся в этом году дыру в бюджете на 19 млрд леев — не просто дефицит, а разницу между доходами и расходами без учета грантов —  будет покрыть непросто, а без внешнего финансирования и вовсе нереально.

Эксперт указал и на провал правительства в первые три месяца работы по части внешнего кредитования. «Молдове нужно было возвращать 3 млрд леев по старым кредитам, а новых — не было. Поэтому правительство активно кредитовалось на внутреннем рынке, заняв уже больше 2 млдр леев», — отметил  Ионицэ.

По его оценкам, для покрытия недостающих 19 млрд власти используют следующие источники:

  • 7 млрд — гранты и внутренние кредиты;
  • 6 млрд — кредит от МВФ и ЕС;
  • Еще 6 млрд — пока не ясно.

Ионицэ считает, что у правительства есть два пути — продолжать искать деньги на внешних рынках или снижать расходы. По его мнению, в первую очередь можно урезать капитальные инвестиции, оставив из запланированных на это 4 млрд леев только 2 млрд леев. «Но остаются еще 4 млрд леев бюджетной дыры. Можно попробовать сократить субсидии — это примерно 500-600 млн леев. Дальше на очереди текущие расходы, но там мало возможностей для маневров. Правительство, например, может не платить за газ, электричество, воду, своеобразно кредитуясь у поставщиков. Можно провести оптимизацию гоструктур. И, наконец, последний шаг, на который правительству придется решится без должного внешнего финансирования, — выплачивать зарплаты с задержками. А, по сути, кредитоваться у бюджетников», — объяснил возможный расклад эксперт.

По его прогнозам, это достаточно вероятный сценарий. «Маловероятный, почти нулевой сценарий — это невыплата пенсий. На это власти пошли последний раз в 1999 году, и то ненадолго. Ионицэ считает, что в идеале нужно еще два кредита, чтобы нормально продержаться до конца этого и начала следующего года. «Нужно брать в долг, у кого возможно, это даже МВФ и ЕС разрешили, самые строгие контролеры в отношении бюджетного дефицита, потому что о быстром восстановлении экономики мечтать не приходится», — заключил эксперт.

С ним согласна и экс-министр финансов Наталья Гаврилица. Она рассказала NM, что считает трехпроцентное падение ВВП в Молдове в 2020 слишком оптимистичным. «По предварительным прогнозам, падение может составить 8-12%, и эти цифры неокончательные, потому что в условиях пандемии очень трудно предсказать развитие событий», — объяснила она. Поэтому, считает экс-министр, доходы в бюджет будут снижаться сильнее.

По мнению Гаврилицы, правительству обязательно надо добиваться большего внешнего финансирования, но важно учитывать, каковы условия этого финансирования, и на что будут тратить деньги. Эксперт считает, что если условия кредита будут плохие, невыгодные, то страна, взяв такой заем, станет еще беднее.

«Что касается расходования полученных средств, то их надо тратить на сохранение рабочих мест и поддержание спроса. Кроме того, госструктурам предстоит значительно сократить свои расходы.В ы посмотрите, на что некоторые ведомства тратят деньги — ковры, мебель, автомобили, новые рации. В кризис от этого можно отказаться, а госорганы продолжают жить, как будто и нет никакого кризиса», — подчеркнула Гаврилица.

Она добавила, что правительство должно обратиться к МВФ за новой программой, обсудить возможные условия для ее заключения, чтобы осенью получить дополнительные деньги для поддержки бюджета. «Сейчас в бюджете есть деньги и на пенсии, и на зарплаты, но, если ничего не делать, то задержки с их выплатами могут начаться в конце этого − начале следующего года», — заключила эксперт.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: