eho.md

Диаспора нас кормит? Как мигранты спасают и убивают экономику Молдовы

Тема молдавской диаспоры и ее участия в жизни Молдовы почти две недели сотрясает молдавское медиапространство. Ожесточенные споры ведут политики, эксперты, сама диаспора и те, кто живет в Молдове. Одни говорят, что благодаря денежным переводам трудовых мигрантов страна вообще существует и как-то развивается, другие считают, что они провоцируют рост импорта, а ее экономическая модель по-прежнему потребительская. NM разбирался, кто прав.

Сколько и откуда

После оглашения результатов первого тура президентских выборов, которые прошли 1 ноября, тема диаспоры и ее влияния на политическую жизнь в Молдове стала одной из самых обсуждаемых. Действующий президент Игорь Додон, баллотирующийся на этих выборах на второй срок, назвал диаспору «параллельным электоратом» и заявил, что ее мнение о векторе развития Молдовы не совпадает с мнением тех, кто живет в самой Молдове.

Мигранты отреагировали мгновенно. Во многих постах в соцсетях, в интервью СМИ они заявили, что только денежные переводы диаспоры стимулируют экономический рост Молдовы, а их родные и близкие могут жить более или менее достойно, поэтому у диаспоры есть право решать, какой президент должен быть в Молдове.

Последние три года трудовые мигранты ежегодно присылают в страну в среднем $1,2 млрд. Это деньги, которые проходят через платежные системы переводов в банках. По оценкам, высказанным ранее главой Нацбанка Октавианом Армашу, еще примерно столько же в страну поступает по другим каналам.

Валютная структура переводов за это время довольно сильно изменилась: доля переводов в евро выросла почти на четверть — с 40% в 2017 году до 63% к концу третьего квартала этого года. Переводы в рублях уменьшились за это время более чем в пять раз — с 9,2% до 1,7%.

Изменилась и структура источников поступлений. Если раньше доля переводов из России составляла больше 20%, то, по последним данным Нацбанка, она снизилась до 14,2%. В лидерах по объемам переводов Израиль и Италия.

В этом году объем денежных переводов в Молдову неожиданно вырос: по итогам третьего квартала — на 34%. За девять месяцев в страну уже поступило более $1 млрд.

При этом в марте, то есть в начале пандемии, эксперты прогнозировали падение поступлений, предполагая, что многие мигранты потеряют работу и вернутся в Молдову. Когда же стало ясно, что пандемия — это надолго, переводы стали расти из месяца в месяц: в мае — на 24,6% по сравнению с тем же периодом 2019 года, в июне — на 42,2%, в июле — на 25,5%, в августе — на 27,2%, в сентябре — на 48%.

По словам экономического эксперта IDIS Viitorul Вячеслава Ионицэ, это произошло по двум причинам: многим мигрантам уже в начале лета удалось вернуться к работе за границей, а из-за ограничений передвижения деньги они присылают через официальные платежные системы, а не с помощью родственников, передач и т.д.

Как это влияет на экономику

Бывший министр экономики Александр Муравский, рассуждая в своем Facebook о влиянии денежных переводов на экономику, предположил, что в среднем в Молдову поступает ежегодно по всем каналам $3 млрд, или 25-27%  ВВП. При этом он отметил, что многие называют 18-20%. Муравский добавил, что вклад этих денег в формировании ВВП гораздо меньше — 6-8%
Оценивая влияние этих денег на экономику страны, Муравский подчеркнул, что они в значительной степени улучшают платежный баланс страны, а это один из важнейших факторов, обеспечивающих макроэкономическую стабилизацию.

«Деньги, высылаемые родственникам, в первую очередь родителям, позволяют им вести более не менее приемлемый образ жизни. […] Часть денег оседает на депозитах в банках РМ, тем самым формируя средства для кредитования бизнеса и населения. Часть средств вкладывается в строительство, покупку или ремонт недвижимости. Это стимулирует развитие производства местных стройматериалов и создает рабочие места в этом секторе. Деньги, полученные родственниками, идут на потребление, стимулируют импорт и через систему сбора НДС и акцизов увеличивают поступления в бюджет», — перечислил плюсы денежных переводов экс-министр.

Говоря об их негативном влиянии, Муравский отметил прежде всего минусы для пенсионной системы. «Представители так называемой диаспоры ни бануца не платят в фонд социального страхования. Это значит, что пенсию их родителям и родственникам с ограниченными возможностями платят те, кто живет и работает в Молдове», — отметил Муравский. Это же, по его словам, касается и фонда медстрахования.

Еще одним минусом денежных переводов Муравский назвал рост импорта. «Деньги идут на обычное потребление. Экономика страны, местное производство не может быстро удовлетворить потребности населения, и они удовлетворяются в основном за счет импорта. Но этот импорт в силу разных причин еще больше подавляет местного производителя, и процесс развивается по спирали», — привел пример бывший глава минэкономики.

По его мнению, если положить  на чаши весов все плюсы и минусы, то неизвестно, какая из них перевесит. Муравский считает, что «никакой трагедии не произойдет, если деньги от мигрантов не поступят в Молдову». «Сократится импорт. Уменьшится число машин на улицах. Сократится объем строительства. Произойдут структурные изменения внутри экономики. Определенная часть населения начнет лучше работать, и все стабилизируется и пойдет дальше», — считает эксперт.

В комментариях к посту Муравского многие его поддержали в том, что диаспоре придают слишком большое значение. Другие, наоборот, были с этим не согласны. Они назвали денежные переводы мигрантов инвестициями, причем без условий и процентов. Кроме того, некоторые считают эти деньги экспортом рабочей силы, который приносит в страну в три раза больше валюты, чем экспорт товаров и услуг.

«Не забудьте о поступлениях в бюджет в виде НДС [за счет покупок товаров на деньги мигрантов], акцизов и таможенных пошлин [за счет импорта], что составляет примерно 10 млрд леев в год. При этом диаспора практически не пользуется государственными услугами или деньгами из бюджета», — отметил в комментарии представитель диаспоры, сотрудник транспортной компании в Монреале Михай Трофим.

Доктор социальных наук Александр Макухин считает, что «в мире нет ни одной страны, существенный рост денежных переводов в которую помог бы ее экономике трансформироваться». «Для примера можно посмотреть на Кыргызстан и Таджикистан, которые не выходят из топ-5 зависимых от переводов экономик мира», — отметил Макухин в беседе с NM.

С другой стороны, добавил он, пандемия уже означает мировой экономический кризис разной степени интенсивности. «Что будут делать все эти люди, оказавшись без финансовой поддержки? А что будет делать экономика, из которой уйдет до миллиарда долларов, которые по большей части крутились в сфере потребления, медицины, сферы услуг, платного образования и т.д.?», — задал он вопрос тем, кто недооценивает влияние диаспоры на жизнь в Молдове.

Экономист Марина Соловьева в комментарии NM упомянула, как и Муравский, соотношение объема переводов к ВВП, которое, по данным НБМ, в 2018-2019 годах составило 15%. «Однако неправильно говорить, что мигранты дают 15% ВВП. Во-первых, не все переводы приходят от мигрантов, в эту статистику также попадают заработки людей, живущих в Молдове и работающих на иностранных работодателей. Это, как правило, программисты, бухгалтеры, переводчики, другие фрилансеры, сотрудники иностранных фирм и международных организаций. Они никуда не уезжали, работают тут, а деньги получают из-за рубежа. Неизвестно, какова их доля в переводах из-за границы, никто такую статистику не ведет, да и надобности такой нет. Это только сейчас, перед выборами, люди начали делиться на местных и уехавших, а раньше никому не приходило в голову всерьез подсчитать, кто больше вкладывает в Родину», — подчеркнула Соловьева.

Она объяснила, что мигранты влияют на ВВП косвенно: с одной стороны, денежные переводы положительно сказываются на такой составной части ВВП, как конечное потребление домохозяйств, с другой стороны, они отрицательно сказываются на другой его составной части — чистом экспорте (экспорт товаров и услуг минус импорт товаров и услуг) за счет того, что переводы стимулируют импорт.

По мнению экономиста, дело не только в том, что полученные из-за рубежа деньги люди тратят на импорт, а в том, что переводы также изменяют стандарты потребления в обществе и играют роль своего рода мультипликатора. «Допустим, семья получила деньги из-за рубежа и купила подержанный BMW. Их односельчане, не получающие переводы, увидев такое, взяли в банке кредит и тоже купили подержанный BMW. Таким образом, переводы одной семье дважды породили импорт. Кроме того, обилие валюты на рынке приводит к укреплению лея. Это значит, что импортные товары и услуги становятся относительно дешевле и их более активно покупает все население, не только семьи мигрантов», — объяснила эксперт.

Она отметила и двоякое влияние мигрантов на государственные финансы. Соловьева предположила, что, если граждане потратили все $1,817 млн, полученных из-за границы в 2019 году, и со всех покупок государству выплатили 20% НДС (что не совсем так), то получается сумма, равная примерно 10% от доходов национального бюджета. «Кроме того, мигранты, самостоятельно найдя себе рабочие места за рубежом, избавляют государство от затрат на пособия по безработице. С другой стороны, мигранты не платят подоходный налог, взносы в социальный фонд и в фонд медицинского страхования. Если бы все 625 тыс. уехавших за рубеж молдаван работали в Молдове хотя бы за минимальную зарплату, то в общей сложности они заплатили бы в 2019 году государству, кроме НДС, сумму, которая прибавила бы 15% к доходам бюджета. Но как-то странно упрекать людей в том, что они не готовы работать за минимальную зарплату», — заключила эксперт.

Прогноз

По оценкам социологов, миграция на фоне демографического старения населения и сокращения числа молодежи, а также символического роста экономики представляет собой серьезную проблему для Молдовы и, в частности, для ее пенсионной системы. «Солидарная пенсионная система раньше или позже не выдержит такого растущего перекоса. Другая проблема — социально-этическая — заключается в том, что все эти люди старше 60 в общем живут нехорошо и недолго, особенно мужчины. Если исключить параллельную систему денежных переводов, которая уже во многом начинает дублировать пенсионную, то этот провал случится намного быстрее», — пояснил Александр Макухин.

Он обратил внимание на то, что изменяется сама структура переводов: например, доля и объем переводов из РФ и в рублях РФ стабильно падает. Это говорит о том, что люди уходят оттуда, где денег мало или заработать стало сложнее.

«Естественно, они будут искать новые источники доходов, новые страны и т.д., но такие изменения — всегда удар по доходам и возможностям, очень часто фатальный. Локальный пример: во время первой волны пандемии внутри строительного рынка Молдовы случился кадровый взрыв, так как в одночасье в страну вернулось много людей, работающих в строительной сфере в России, которые вынуждены были искать любую работу дома. Строительный сектор (один из немногих, растущих во время пандемии,) вырос, в том числе, благодаря им», —отметил эксперт.

Макухин считает, что огромная диспропорция между доходами внутри страны и навыками, которыми обладают вернувшиеся мигранты, вновь вытолкнет из страны большую часть этих людей, вскоре после того, как массовая миграция будет снова возможна.

Похожие материалы

5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Настоящая любовь бывает лишь дважды, вакуум не пуст, а огонь изменил нашу ДНК. Наука от NM по воскресеньям

Ученые выяснили, что настоящая страсть в среднем случается с людьми всего два раза в жизни, узнали, что использование огня навсегда изменило наши гены, измерили скрытую связь между кварками в вакууме и объяснили, почему искусственный интеллект не уничтожит рабочие места. Об этих и других новостях науки — в еженедельном обзоре NM.

ИИ не уничтожит профессии, а изменит их

Политики и общественные деятели напрасно пугают людей массовой безработицей из-за внедрения искусственного интеллекта, утверждается в новом анализе Wall Street Journal. Громкие заголовки, основанные на отчете Goldman Sachs о том, что 300 млн рабочих мест «подвержены влиянию» ИИ, были истолкованы неверно. Экономисты пояснили «подверженность» означает, что технологии могут взять на себя выполнение рутинных задач, а не то, что сама должность исчезнет.

На практике автоматизация скучной работы, такой как сканирование документов или первичная бухгалтерия, позволяет сотрудникам переключаться на более ценные виды деятельности. Например, помощники юристов вместо копирования бумаг начинают заниматься анализом сложных дел, а бухгалтеры перейдут от простого заполнения налоговых деклараций к финансовому консультированию. Люди не потеряют работу, а начнут выполнять более сложные и творческие функции, которые машине пока не под силу.

При этом экономисты предупредили об опасности паники. Если государства начнут массовые программы переобучения, основанные на страхе безработицы, это может навредить экономике.

Вакуум не пуст. Физики нашли скрытую связь частиц

Группа ученых, используя коллайдер RHIC (Relativistic Heavy Ion Collider — Релятивистский коллайдер тяжелых ионов), представила доказательства того, что пустота вокруг нас на самом деле наполнена сложной структурой. Ученые исследовали так называемый квантовый вакуум — состояние пространства, в котором постоянно рождаются и исчезают пары виртуальных частиц (кварков и антикварков). До сих пор было сложно доказать, как именно этот «кипящий бульон» влияет на обычную материю, из которой мы состоим.

В ходе экспериментов физики сталкивали протоны на огромных скоростях и измеряли свойства вылетающих частиц — гиперонов. Они обнаружили, что спины (моменты вращения) этих частиц коррелируют, то есть связаны друг с другом определенным образом. Этот сигнал «запутанности» подтверждает, что частицы наследуют свои свойства прямо из вакуума. Это помогает объяснить загадку, откуда берется основная масса протонов и нейтронов, ведь составляющие их кирпичики- кварки сами по себе весят ничтожно мало.

Открытие проливает свет на явление конфайнмента (невозможности получить кварк в свободном виде). Представьте, что вы пытаетесь разорвать резинку: если тянуть слишком сильно, она не просто растянется, а порвется, создав два новых конца. Так и с кварками: энергия вакуума не дает им разлететься, создавая новые частицы. Теперь у ученых есть экспериментальный способ изучать, как именно из «ничего» рождается «все».

Огонь заставил наши гены адаптировать кожу к ожогам

Группа биологов из Имперского колледжа Лондона выдвинула новую гипотезу эволюции человека, назвав ее «ожоговым отбором». Согласно их исследованию, умение наших предков контролировать огонь, появившееся около миллиона лет назад, принесло не только пользу (тепло, защита, приготовление пищи), но и страшную цену — регулярные тяжелые ожоги. Ни один другой вид на Земле не сталкивается с таким высоким риском термических травм на протяжении всей жизни.

Ученые проанализировали геном человека и сравнили его с геномами приматов. Оказалось, что гены, отвечающие за заживление ран и воспалительные реакции, у людей эволюционировали значительно быстрее. Постоянное соседство с открытым огнем действовало как жесткий фильтр естественного отбора: выживали те, чья иммунная система могла быстро справиться с ожогом и не допустить смертельной инфекции. Это объясняет, почему реакция человеческого организма на травмы иногда бывает чрезмерно бурной — это древний защитный механизм.

Ученые подсчитали вспышки страсти

Американские исследователи из Института Кинси решили перевести романтику на язык сухих цифр и выяснить, сколько раз в жизни человек испытывает страстную любовь. Опросив более 10 тыс. одиноких взрослых в возрасте от 18 до 99 лет, они пришли к выводу: в среднем настоящее сильное чувство настигает человека всего два раза за всю жизнь. При этом 14% опрошенных признались, что вообще никогда не испытывали подобного состояния.

Интересно, что результаты опровергли популярные стереотипы о «холодных мужчинах» и «эмоциональных женщинах». Исследование показало, что гетеросексуальные мужчины сообщали о вспышках страстной любви даже чаще, чем женщины. Ученые связывают это с тем, что мужчины могут быть более ориентированы на визуальные стимулы и быстрее идеализируют партнерш на ранних этапах, тогда как женщины часто подходят к выбору более прагматично.

Ученые при этом отметили, что страстная любовь — это нестабильная, «взрывная» фаза, которая физиологически не может длиться вечно. Понимание того, что такие моменты редки, может помочь людям больше ценить их, когда они случаются, и не расстраиваться, когда страсть переходит в более спокойную фазу привязанности.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: