Молдова столкнулась с очередной засухой. Уровень Днестра, который питает Кишинев и другие города, упал почти до критического, малые реки обмелели. Резко снизился и уровень грунтовых вод, то есть упала вода в артезианских скважинах, которых у нас более 3 тыс. Для Молдовы засухи — обычное явление, но в последние десятилетия они стали более частыми. Причина, по словам экологов? — изменение климата. NM разбирался, почему засухи у нас всякий раз приводят к ЧП в сельхозсекторе, как этому можно противостоять, и почему всем нам неплохо бы заняться «водным самообразованием».
Что с реками
С 24 июня на большей части Молдовы действует предпоследний, «оранжевый код» опасности из-за гидрологической засухи (снижения уровня воды в реках до критических показателей). Под «оранжевый код» попал Прут, на Днестре — «желтый код», а на участках малых рек Ботна, Куболта и Тринка — «красный код».
Отметим, 25 июля приднестровское онлайн издание «Новости Приднестровья» опубликовало снимки Днестра, сделанные в Тирасполе. На них видно, как сильно упал уровень реки.
Сток
Как отмечают гидрометеорологи, сток воды на Пруте упал до 15-30% от средних величин, на Днестре (за исключением левобережных притоков реки) — до 30-40%, а на малых реках — до 20%. Сокращение стока в реке означает сокращение объема воды, которая прошла через определенный створ в единицу времени. По стоку можно судить о полноводности реки.
Например, среднемесячная норма стока воды в реке Прут (водный пост Ширеуцы) в июле составляет 113 куб. м/с. В этом году 22 июля этот показатель составлял 18,5 куб. м/с, то есть почти в шесть раз ниже нормы. Аналогичная ситуация на Днестре (водный пост Талмаза), где норма стока в июле составляет 264 куб. м/с, а 22 июля этот показатель был 116 куб. м/с.
Водохранилища
Днестр и Прут — источники воды для многих населенных пунктов Молдовы, в том числе Кишинева, Бельц, Леово, Кагула и Кантемира. У питьевой воды, которая поступает в Кишинев из Днестра, долгий путь: река берет начало в украинских Карпатах, далее проходит через Днестровский гидроузел в Украине, чье водохранилище сбрасывает речную воду вниз по течению — в Молдову, где вода уже проходит через водохранилище Дубоссарской ГЭС.
Согласно правилам эксплуатации водохранилищ Днестровского комплексного гидроузла, максимальный сброс воды через буферный гидроузел не должен превышать 1000 м3/с (за исключением периода пропуска паводков), в остальное время года — не опускаться ниже 100 м3/с. С 20 по 22 июля сброс воды с Днестровского водохранилища был на минимальной отметке — 111 м3/с. Аналогичная ситуация на Дубоссарском водохранилище, где сброс воды за указанный период составлял 114 м3/с при норме в летнее время 304 м3/с.
По информации Гидрометеослужбы, низкий сброс воды на обоих водохранилищах Днестра — Днестровском и Дубоссарском — связан с дефицитом осадков в Украине и Молдове нынешним летом: даже в верховьях Днестра дефицит осадков.
Низкий уровень сброса регистрируют и на Костештском водохранилище на реке Прут: там сбрасывается 39,3 м3/с при норме в летнее время 113 м3/с. В самой плачевной ситуации находятся внутренние малые реки Молдовы — на участках малых рек (Ботна, Куболта и Тринка) сток воды упал до 0-10%. Малые реки практически высыхают.
Последствия
Инспекторат защиты окружающей среды 12 июля рассказал о значительном обмелении реки Реут в Теленешстком районе. Из-за нехватки воды в реке начала массово гибнуть рыба: на месте инспекторы обнаружили почти 800 мертвых рыб, оценив нанесенный ущерб в 1,05 млн леев.
«Причиной массовой гибели рыбы стало решение руководства ГЭС в селе Пиструены перекрыть воду. Из-за этого более чем два часа ниже по течению не было воды», — пришли к выводу в инспекторате.
А мэрия Кишинева 12 июля предупредила жителей столицы о снижении уровня воды в Днестре, который питает столицу, и призвала экономно расходовать воду. В Кишинев вода поступает с насосной станции в селе Кошерница Криулянского района. По данным мэрии, ежедневно столица потребляет более 200 тыс. кубометров воды. 22 июля уровень воды на насосной станции составлял 8,5 м. В Apa-Canal Chisinau называют критической отметкой 8,3 м. В последние пять лет средний уровень воды был 8,9 м.
Что со скважинами
Засуха в этом году привела не только к снижению стока и уровня наземных рек, но и к уменьшению подземных вод и снижению уровня воды в артезианских скважинах. Сеть подземных вод в Молдове включает около 112 тыс. родников и колодцев (общественных и частных) и более 3 тыс. действующих артезианских скважин. В Молдове подземные воды являются основным источником питьевой воды для 100% сельского населения и 30% городского населения (или 65% всего населения страны).
Как рассказала главный гидрогеолог госпредприятия «Гидрогеологическая экспедиция Молдовы EHGEOM» Аурелия Донос, из-за длительного отсутствия осадков уровень подземных, особенно грунтовых вод снизился. По ее словам, падение наблюдают с марта, а в июле снижение колеблется в пределах 0,8-2 м.
Гидрогеолог также рассказала, что до недавнего времени в Молдове подземные воды использовали в основном, как источник питьевой воды, но из-за снижения количества осадков и более частых засух подземные воды стали все больше использовать для орошения сельскохозяйственных угодий.
В 2020 году власти страны приняли Положение об использовании подземных вод для капельного орошения сельхозземель, занятых плодоовощными культурами. После этого, по словам Аурелии Донос, активизировалось незаконное бурение артезианских скважин. При этом, как подчеркнула гидрогеолог, «использование подземных вод для орошения без комплексных гидрогеологических исследований, связанных с качеством воды (большая часть подземных вод соленая с высокой минерализацией) может привести к отрицательному воздействию на почвы через их засоление и деградацию».
От засухи до засухи
Глава минсельхоза Владимир Боля заявил 21 июля, что попросит объявить в Молдове чрезвычайное положение в сельском хозяйстве из-за засухи. Он рассказал, что урожай пшеницы в этом году будет «намного меньше» прошлогоднего, но подчеркнул при этом, что угрозы продовольственного кризиса нет.
За день до этого объявить ЧС в сельхозсекторе потребовала ассоциация Forța Fermierilor («Сила фермеров»). По словам главы ассоциации Александра Слусаря, тысячи мелких и средних фермеров оказались на грани банкротства: «Введение чрезвычайного положения позволит государству обратиться к внешним партнерам за помощью для пострадавших фермеров. Также это позволит отложить выплату налогов и кредитов, ввести налоговые послабления».
Председатель кишиневской территориальной организации Экологического движения республики Владимир Гараба пояснил NM, что речь идет о почвенной засухе, когда запасы влажности в почве истощаются и не пополняются дождями. По словам эколога, почвенная засуха — частое явление в Молдове: «У нас такая засуха случается два-три раза в пять лет. Мы расположены в степной зоне рискованного земледелия».
Засухи могут быть в течение всего года, но чаще всего они наблюдаются в конце лета — начале осени. По интенсивности засухи бывают: очень сильные (в период вегетации выпадает осадков менее 50% нормы, а средняя температура воздуха превышает климатическую норму на 3-4°C), сильные и умеренные. А по охвату территории — катастрофические (более 50% территории), экстремальные (31-50%), обширные (11-30%) и локальные (10%).
По данным Гидрометеослужбы, с 1990 по 2015 год в Молдове было 12 засушливых лет: 1990, 1992, 1994, 1996, 1999, 2000, 2001, 2003, 2007, 2009, 2012, 2015. При этом с 1990 по 2011 год зарегистрировали шесть катастрофических летних засух.
Засуха 2007 года отличилась самым низким за 60 лет уровнем производительности в сельском хозяйстве, ущерб составил 12 млрд леев. Продолжительность безводного периода тогда на разных станциях составила 28-73 дня, количество дней с относительной влажностью воздуха ≤ 30% превысило норму в 3-4 раза. А в 2020 году из-за засухи пострадали около 60% посевов по всей стране.
Что говорят экологи
По словам руководителя международной ассоциации хранителей Днестра Eco-Tiras, доктора биологических наук Ильи Тромбицкого, засуха этого года и последних лет напрямую связаны с климатическими изменениями, происходящими на планете.
«Подобные ситуации повторяются все чаще. Например, в 2015-2016 годах, в 2019 году. В дальнейшем будет увеличиваться частота засух и наводнений, ведь изменение климата означает увеличение количества экстремальных явлений. У нас неблагоприятный прогноз для низовьев Днестра: в Северном Причерноморье распределение осадков будет таким, что в верховьях Днестра количество осадков будет сохраняться, а в низовьях — сокращаться», — рассказал эколог.
По его мнению, ситуацию с обмелением рек могут спасти только долгосрочные меры: облесение территории бассейна Днестра и его берегов и притоков и посадка полезащитных лесных полос, которые смогут удерживать влагу:
«Мы живем от засухи до засухи. Когда у нас засуха, говорим, что надо что-то делать, а как только засуха проходит, мы об этом забываем. Здесь могут помочь только долгосрочные меры: необходимо упростить процедуру перевода сельхозземель в лесные угодья. Сейчас при бонитете почвы более 40 баллов это можно сделать по разрешению правительства. Только лес способен удерживать осадки, когда они выпадают. Леса выравнивают сток осадков в реки, удерживают влагу, не давая ей моментально стечь после хорошего дождя. Самые лучшие для нас леса — естественные: из дуба, граба, ясеня, из тех пород, которые у нас растут».
По мнению Владимира Гарабы, в случае гидрологической засухи, которая зависит от климатических условий, мы мало что можем сделать: «В 2022 году мы наблюдаем большой дефицит осадков и в Молдове, и в Украине. А в 2021 году, наоборот, выпало много осадков, реки были полноводными, озера пополнились водой». Другое дело, по словам эколога, — почвенная засуха, справиться с которой можно, увеличивая площадь орошаемых земель.
«До 1990 года у нас 330 тыс. гектаров были орошаемыми, сейчас — только 30 тыс. (10%). Надо вернуться к прежним показателям, а лучше увеличить орошаемые площади до 500 тыс. га. Воду для орошения надо брать исключительно из Днестра и Прута, потому что летом, даже в хорошие года, наши внутренние водоемы заполнены на 50%, а некоторые реки и вовсе пересыхают», — отметил Гараба.
Эксперт по вопросам энергетики, окружающей среды и изменения климата Ион Ефрос, в свою очередь, подчеркнул важность ответственного поведения каждого жителя Молдовы в сохранении водных ресурсах страны.
«Население надо воспитывать в духе рационального водопотребления. Помню свой первый образовательный опыт за пределами Молдовы. Я учился в Маастрихтском университете (Нидерланды) и делил студенческую квартиру с коллегами из нескольких стран. У меня была общая кухня с четырьмя коллегами из Польши и Сингапура. Коллега из Польши как-то заметил, что при мытье посуды не стоит оставлять кран открытым, так как литры воды тратятся напрасно. Это был мой первый урок «водного образования», в соответствии с которым я действую с 2009 года. То же самое касается чистки зубов или принятия душа», — рассказал Ефрос.
По его мнению, одним из инструментов контроля за расходом воды могут стать цифровые технологии: «В Молдове есть проблема с реальной отчетностью о потреблении воды. Думаю, что фактическое потребление намного выше заявленного. Одним из решений может быть цифровой учет, который позволит передавать данные о потреблении в режиме реального времени».
При этом и граждане должны помнить о своей ответственности, подчеркнул эксперт: «Питьевая вода — ресурс, который трудно восстановить».
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!