Молдавской политике, а вместе с ней и молдавскому обществу, новый 2021 год вряд ли принесет перемены к лучшему. Новые лица на политической сцене не появятся, а старые продолжат «борьбу без правил» на всех фронтах. Так считают эксперты, с которыми NM поговорил о том, что ждет молдавскую политику в наступившем году. При этом все они уверены, что год не обойдется без досрочных выборов.
Новый год противостояния
По мнению доктора политологии Анджелы Колацки, 2021 год в Молдове будет сложным. Чтобы описать ближайшее будущее молдавской политики, она использовала цитату родоначальника социологии Огюста Конта: «Мертвые правят живыми». «Смысл его слов в том, что прошлое определяет будущее. И, если мы посмотрим на конец 2020 года и на весь предыдущий год как на часть прошлого, то поймем, что шлейф этого прошлого накрыл и нашу сегодняшнюю жизнь, и будет определять будущее. Это агония тех, кто пока еще держит власть, и она будет обуславливать события следующего года», — считает Колацки.
По ее словам, в 2021 году будет интересно наблюдать за противостоянием ПСРМ и «Нашей партии» в борьбе за влияние на русскоязычный электорат, а также за тем, каким образом попытается реабилитироваться партия «Платформа Достоинство и правда» (DA), и как будет укреплять свои позиции партия «Действие и солидарность» (PAS).
Эксперт добавила, что консолидировать свои позиции будет и «аутентичная Демократическая партия», которая, скорее всего, окажется во внепарламентской оппозиции.
Директор аналитического центра Balkan-Center Сергей Манастырлы тоже считает, что 2021 год станет годом «тяжелого политического противостояния». Кроме того, по мнению эксперта, этот год будет важным и переломным для карьеры экс-президента Игоря Додона и нового президента Майи Санду. «Для одного из них в этом году политическая карьера может закончиться», — отметил Манастырлы.
При этом, по его мнению, политическое противостояние негативно скажется на качестве жизни граждан, учитывая эффект пандемии, плохое состояние сельхозсектора и рецессию экономики. «У этого года есть все шансы стать не лучше 2020, а, может, и хуже», — считает Манастырлы.
В том, что в этом году политическое противостояние продолжится, уверена и политический аналитик Стелла Жантуан. При этом, по ее словам, в «тандеме Шор — Додон продолжит незримо присутствовать третий — Плахотнюк». «Он действует через своих ставленников в парламенте. Платформа Pentru Moldova — это его творение. Несмотря на то, что Санду стала президентом, у них остается парламентское большинство. Без него нельзя отправить в отставку правительство, нельзя сформировать новое. А, если парламентское большинство пойдет на игру с оппозицией, они могут даже поддержать правительство, сформированное по предложению Санду, но сделают это в своих интересах», — пояснила Жантуан, подчеркнув, что такой сценарий станет ловушкой для Майи Санду и ее кабмина, так как он будет нуждаться в поддержке парламентского большинства.
По мнению Жантуан, стартовые позиции для 2021 политического года у парламентского большинства сильнее, чем у оппозиции.
Глава Ассоциации за демократию через участие ADEPT Игорь Боцан, в свою очередь, отметил, что переизбрание Игоря Додона главой ПСРМ — это вход в ту же воду. И ни ПСРМ, ни гражданам страны это не принесет ничего хорошего. «Додон не может открыть социалистам особых перспектив, он завел в тупик отношения с Украиной, Румынией, ЕС, США. Куда ни глянь, одни тупики. Это плохо для партии и для страны. Региональный контекст не благоприятствует ПСРМ», — считает эксперт.
В то же время он обратил внимание на то, что у Майи Санду и ее партии мало опыта и знаний. «Страшно подумать, что они могут распылить этот кредит доверия населения. Есть такое опасение. Пока в этом году не предвидится ничего радужного», — отметил Боцан.
Он добавил, что социалисты обозначили водораздел, желая сохранить за собой русскоязычный электорат, и делают это не в ущерб Майе Санду. По мнению эксперта, ПСРМ пытается таким образом нанести урон Ренато Усатому и «Нашей партии».
Досрочные выборы
Все эксперты, с которыми говорил NM, считают, что в 2021 году состоятся досрочные парламентские выборы, но решение, когда их проводить, примет неформальная коалиция ПСРМ и «Шор» (Pentru Moldova).
Сергей Манастырлы полагает, что выборы не изменят расклад политических сил в парламенте, а у правящей коалиции есть шанс сохранить контроль над правительством и парламентским большинством.
Анджела Колацки, говоря о досрочных выборах, отметила, что социалисты начали предвыборную кампанию еще в конце 2020 года: «Естественно, оппозиции придется отвечать равнозначно по накалу».
По словам Игоря Боцана, досрочные выборы пройдут в 2021 году, потому что Игорю Додону нельзя оставаться вне официального политического поля. «Мы все были свидетелями этой атаки на политическом поле, когда с июля прошлого года парламент не работал, а в декабре дал такую серию залпов, которые просто обозначили на политическом поле точки для маневров», — напомнил Боцан.
По его словам, если Додон хочет вернуться в активную политику, ему стоит позаботиться о досрочных выборах. «Можно говорить, что теперь в стране за все отвечает Санду, но все понимают, что на самом деле в стране за все отвечает правительство и парламентское большинство», —сказал Боцан.
По мнению Стеллы Жантуан, тупиковая политическая ситуация складывается и для власти, и для оппозиции. И рано или поздно власть пойдет на этот шаг, но тогда, когда это будет выгодно Шору и Додону. «Даже если они поддержат кабмин, предложенный Санду, они смогут пойти на досрочные выборы. Они будут блокировать работу кабмина, дискредитировать его и получать политические дивиденды, сбрасывая все неудачи на новое правительство. И, дискредитируя оппозицию, они могут идти на досрочные выборы. В марте-апреле им не выгодно это делать, поэтому им нужно потянуть время», — считает Жантуан.
Она уверена, что досрочные выборы неизбежны, так как никто из внешних партнеров не поддержит финансово коалицию Шора и Додона. По мнению эксперта, досрочные выборы могут добавить новых игроков на политическое поле.
Новые лица
Анджела Колацки не исключает, что в 2021 году на молдавской политической арене может появиться новое политическое формирование. «Может, это будет связано с объединением унионистских партий, но пока это из области фантастики», — отметила она.
В то же время, по ее словам, можно ждать «крайнего популизма от партии «Шор» и платформы Pentru Moldova. «По всей вероятности, они тоже попытаются сформироваться как партия или вольются в партию «Шор»», — считает Колацки.
Сергей Манастырлы, в свою очередь, отметил, что в молдавской политике давно нет новых лиц и им неоткуда взяться. «Скорее, всплывут старые лица. На фоне возможных неудач Санду и Додона появятся старые-новые политики, которые попробуют привлечь источники финансирования для возобновления своей политической деятельности», — полагает эксперт.
Внешняя политика
По мнению Стеллы Жантуан, во внешней политике все будет зависеть от большинства в будущем парламенте. «От этого будет зависеть, какая у нас будет внешняя поддержка и со стороны кого. Сейчас пандемия COVID-19 ограничила доступ в страну мониторинговых миссий ЕС и США, они не могут проводить встречи со всеми политическими игроками, и все будет зависеть от того, какая будет ситуация с пандемией, и как начнут работать европейские институты», — сказала Жантуан, добавив, что с нынешним парламентским большинством у Молдовы нет никакой внешней финансовой поддержки.
Она отметила, что до Молдовы так и не дошел российский кредит и вряд ли дойдет, ситуация с кредитом МВФ в подвешенном состоянии, а финансовая помощь от ЕС жестко обусловлена. «Денег не будет. Поэтому непонятно, откуда нынешнее правительство возьмет деньги на свои космические социальные программы. Они просто сбросят это на новое правительство», — считает Жантуан.
Игорь Боцан тоже считает, что Молдове не светит ничего хорошего во внешнеполитической области. «С МВФ ничего решили, с ЕС все заморожено, у России проблемы с союзниками по ЕврАзЭс: Беларусью, Арменией, Кыргызстаном и непонятные пререкания с Казахстаном. Проблем много. России будет не до Молдовы, хотя пропагандистски поддержать социалистов они смогут. Но в экономике и развитии страны ничего не предвидится», — считает Боцан. Говоря о пропагандистской поддержке со стороны России, он напомнил, что социалисты успели отменить запрет на ретрансляцию в Молдове российских информационных программ.
«Бессмертный» Плахотнюк
Сергей Манастырлы считает, что «Владимир Плахотнюк в молдавской политике вечен и бессмертен», и его влияние сохранится: «До тех пор, пока он не окажется за решеткой, а его активы не передадут государству, его влияние на внешнюю и внутреннюю политику страны будет продолжаться».
Игорь Боцан тоже уверен, что «смычка социалистов с шоровцами» произошла не без влияния Плахотнюка. И, по мнению эксперта, пока парламент контролируют социалисты и Шор с «остатками плахотнюковского пула», ничего хорошего в Молдове происходить не будет.
По словам Анжелы Колацки, сейчас задача Илана Шора — влиять на ситуацию в стране, «не находясь здесь физически», и, если партия «Шор» объединится с Pentru Moldova, то «два теневых крыла Плахотнюк-Шор» сохранят свое присутствие в молдавской политике.
«Если этому тандему будут помогать социалисты, а это может произойти, как это происходит сейчас, хоть все и отнекиваются, то их влияние сохранится. По всей видимости, некие интересы у тех и у других совпадают. При этом они не дружат, но понимают, что для сохранения статус-кво они друг другу нужны», — подытожила эксперт.