Глава Антикоррупционной прокуратуры (АП) Вероника Драгалин не исключила, что может заняться политикой, если лишится своей должности. Она уже не скрывает конфликта с политическим руководством Молдовы, которое, похоже, решило сместить ее с должности, даже если для этого придется полностью ликвидировать возглавляемое ею ведомство. NM рассказывает, может ли Драгалин стать оппозиционером, и есть ли у нее шансы в молдавской политике.
Есть ли у Драгалин политические амбиции?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. В эфире программы Cutia Neagră PLUS 2 февраля Драгалин не исключила возможности политической карьеры. Глава Антикоррупционной прокуратуры отметила, что для нее «очевидно», что слияние Антикоррупционной прокуратуры с Прокуратурой по особым делам (PCCOCS) приведет к ее отставке. Более того, она не исключила, что это и является целью заявленной Минюстом реформы прокуратур.
В таком случае, Драгалин не сможет претендовать на руководящие должности в прокуратуре, потому что у нее нет 10-летнего стажа работы в системе, как того требует законодательство Молдовы. Более того, вернуться к карьере в США, которая была у нее до приезда в Молдову, глава АП также не сможет, так как она работала в другой стране.
Вероника Драгалин говорит, что ей придется подумать о других вариантах будущего, в случае утери должности. На вопрос, рассматривает ли она политику, глава Антикоррупционной прокуратуры ответила: «Если бы вы спросили меня пять лет назад, стану ли я прокурором в Молдове, я не смогла бы себе этого представить. Я усвоила, что все возможно. Мне 39 лет, впереди вся жизнь, я люблю свою страну. Так что все возможно».
Ранее Драгалин однозначно говорила, что ее не интересует политическая карьера в Молдове. Но это было до того, как под ней зашаталось кресло главы Антикоррупционной прокуратуры, на которое она получила пятилетний мандат в 2022 году.
Как Драгалин поссорилась с властью?
Вероника Драгалин долгое время жила и работала в США. Там она получила образование и начала карьеру в юстиции. В 2022 она вернулась в Молдову и возглавила Антикоррупционную прокуратуру.
Власти в лице партии PAS и президента Майи Санду приветствовали назначение прокурора с иностранным опытом работы. Тогдашний министр юстиции Серджиу Литвиненко сказал, что правительство и парламент поддержат новую главу Антикоррупционной прокуратуры в ее стремлении побороть большую коррупцию.
«Любое жюри, которое делает выбор, исходя из имеющихся заслуг, выбрало бы именно Веронику Драгалин, учитывая ее опыт работы федеральным прокурором в США, ее богатый опыт ведения дел о коррупции среди американских политиков», — сказал Литвиненко.
Однако очень скоро Драгалин стала главным возмутителем спокойствия в молдавской юстиции. А ее отношения с руководством страны в последнее время стремительно ухудшались.
Один из скандалов — конфликт с НЦБК. В мае 2023 года директор НЦБК Юлиан Русу, представляя в парламенте отчет о деятельности ведомства за 2022 год, рассказал о сложностях в работе с Антикоррупционной прокуратурой. Тем временем в анонимных Телеграм-каналах появилась информация о конфликте между Драгалин и сотрудниками НЦБК. Драгалин заявила, что информация о конфликте надуманна.
В июне 2023 года в сеть «утекла» аудиозапись со встречи главы Антикоррупционной прокуратуры со своими сотрудниками. На встрече, где предположительно были и сотрудники НЦБК, Драгалин открыто пригрозила подчиненным, которые могут быть коррумпированными: «Мне не терпится лично войти со спецназом в чей-то дом в шесть часов утра, чтобы перед вашими же детьми, женами, мужьями вас арестовать, надеть наручники и отправить в тюрьму. Я не могу дождаться этого момента. Я лично буду там!». Эти высказывания вызвали критику в адрес Драгалин.
В конце июля 2023 года депутат от PAS Игорь Кирияк предложил внести поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, согласно которым АП будет заниматься только делами о коррупции в особо крупных размерах. При этом ведомство Драгалин не будет заниматься делами, связанными с коррупционными схемами в государственных органах, министерствах, больницах, университетах, таможнях, мэриях и районах. Драгалин тогда была против поправок, но правящее большинство в парламенте приняло их без обсуждения.
Другой скандал касался комиссии Pre-Vetting. В сети появилось письмо, в котором Драгалин усомнилась в неподкупности члена комиссии Pre-vetting Татьяны Рэдукану, утверждая, что в прошлом она сотрудничала с Вячеславом Платоном и с адвокатом Шора Аурелиу Коленко. Такие выводы Драгалин сделала на основании SMS-сообщений между Платоном и Коленко, которые обсуждали Рэдукану. После этого Платон и Коленко публично заявили, что никак не связаны с Рэдукану и никогда ее не обсуждали.
Татьяна Рэдукану после появления в сети этого письма подала в отставку, в том числе из комиссии, которая должна была проверять на неподкупность сотрудников Антикоррупционной прокуратуры. В комментарии Рэдукану отвергла все обвинения в ее адрес, содержащиеся в письме Драгалин.
В PAS действия Драгалин раскритиковали. Депутат правящей партии, экс-министр юстиции Олеся Стамате даже опубликовала пародию на письмо Драгалин, высмеяв работу Антикоррупционной прокуратуры, которая, по ее словам, не доверяет своей информации и перекладывает ответственность за расследование на судей.
Драгалин также позволила себе критиковать и сам процесс оценки неподкупности прокуроров (vetting) – краеугольный камень реформы юстиции, задуманной PAS. Драгалин заявила, что смогла бы лучше справиться с очисткой Антикоррупционной прокуратуры «от токсичных людей, если бы у нее были полномочия». Процедуру Vetting она назвала неэффективной и унизительной для прокуроров. А также выразила недовольство тем, что в ходе vetting-а будут проверять не только ее активы, но и активы ее родственников.
В ноябре 2024 года работу Антикоррупционной прокуратуры раскритиковала уже президент Майя Санду. Тогда Высший совет безопасности под руководством Санду, рекомендовал правительству разработать новые предложения для улучшения работы Антикоррупционной прокуратуры.
«Мы должны признать, что изменения, которые мы провели в Антикоррупционной прокуратуре, не дали результатов. Рекомендация Высшего совета безопасности правительству — разработать новое предложение, чтобы изменить ситуацию в Антикоррупционной прокуратуре, потому что мы увидели полный провал в борьбе с крупной коррупцией, особенно с политической коррупцией», — заявила Санду.
Драгалин ответила на критику работы Антикоррупционной прокуратуры. Она отвергла обвинения в неэффективной работе своего ведомства, отметив, что не понимает, по каким критериям оценивают ее работу. Она также представила отчет о работе ведомства за 2024 год, исходя из которого число переданных в суд уголовных дел на высокопоставленных чиновников значительно выросло, как и суммы арестованных и конфискованных денег.
Кто из судей и прокуроров в Молдове уже уходил в политику, и что из этого вышло?
В последние годы в Молдове работники сферы юстиции, покидая систему, нередко пытались заниматься политической деятельностью. Причем, выбирали для этого самые разные пути, да и политическая карьера их складывалась по-разному.
Судья Виктория Сандуца, которую уволили из системы, в 2024 году стала активно критиковать PAS и Майю Санду, а затем даже вступила в партию CUB Игоря Мунтяну. Правда, через месяц покинула партию из-за «фундаментальных разногласий», но пообещала и дальше «вносить вклад в развитие страны».
Другой пример — Виктория Фуртунэ. В марте 2024 года она подала в отставку с поста прокурора Антикоррупционной прокуратуры на фоне скандала с утечками информации из ведомства. Фуртунэ тогда заявила, что Служба информации и безопасности (СИБ) якобы объявила ее «угрозой национальной безопасности», после того как она начала расследование дела, «связанного с незаконными действиями группы лиц, которые творят беспредел в судебной системе Молдовы». При этом эксперты уже тогда говорили о политических амбициях Фуртунэ и ее связях с беглым олигархом Иланом Шором.
Осенью 2024 года Фуртунэ приняла участие в президентских выборах как независимый кандидат. При этом ее называли одним из кандидатов Шора. Фуртунэ запомнилась своими популистскими обещаниями, и в первом туре получила чуть больше 4% голосов избирателей.
Но самый яркий пример — это, конечно, бывший генпрокурор Александр Стояногло. В октябре 2021 года его отстранили от должности (как потом установил суд – незаконно) и арестовали. Для этого прокурор Виктор Фуртунэ за несколько часов завел сразу пять уголовных дел против Стояногло на основании жалобы депутата правящей партии Лилиана Карпа. Четыре из этих пяти дел затем развалились в суде, либо даже не дошли до суда. А оставшееся тянется до сих пор.
В результате этих действий Стояногло получил ореол несправедливо обиженного и «жертвы властей». В 2024 году он баллотировался в президенты от пророссийской Партии социалистов. Ему удалось выйти во второй тур вместе с Майей Санду, и даже набрать более 50% голосов избирателей внутри страны. По сути, власти своими руками и действиями превратили Стояногло в политика и оппозиционного лидера.
Не произойдет ли то же самое с Вероникой Драгалин?
Есть ли у Драгалин шансы в политике?
Эксперт Watchdog Андрей Курэрару считает, что Драгалин вряд ли станет «новым Стояногло», а скорее – «новой Викторией Фуртунэ». «Хотя без таких финансовых вливаний у Вероники Драгалин вряд ли есть шанс надолго задержаться в молдавской политике. Максимум — на один электоральный цикл», — отметил Курэрару.
При этом эксперт считает, что небольшой электоральный ресурс у главы Антикоррупционной прокуратуры все же есть. Так, Драгалин может рассчитывать на поддержку молдавской диаспоры в Америке, частью которой она долгое время была.
«К тому же, ее мама основала в США организации Moldova AID и Moldovan-American Convention, то есть у них есть определенное влияние на молдавскую диаспору там. Допускаю, что подобные высказывания Драгалин [о возможности политической карьеры] скорее предназначены для запугивания власти, нежели реальные планы», — полагает эксперт.
Политолог Ион Тэбырцэ считает, что пока рано говорить о возможных сценариях политической карьеры Драгалин, так как она, по мнению эксперта, еще поборется за свою должность: «Думаю, что если она действительно лишится должности, то она будет опротестовывать это решение».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!