Есть ли справедливость в Молдове? Восемь историй ко Дню юриста
6 мин.

Есть ли справедливость в Молдове? Восемь историй ко Дню юриста

19 октября в Молдове отмечают день юриста. Это праздник специалистов всех юридических профессий: судей, судебных исполнителей, адвокатов, прокуроров, нотариусов, юрисконсультов, преподавателей и студентов юридических факультетов учебных заведений. NM собрал восемь текстов в которых рассказал, с какими проблемами сталкиваются юристы в Молдове, как они борются за соблюдение прав человека, и есть ли шанс на изменение в системе правосудия.

О проблемах


В 2019 году Международная комиссия юристов представила отчет о системе правосудия в Молдове. Эксперты пришли к выводу, что ситуация в системе правосудия республики за последние годы еще больше ухудшилась. Реформы, которые провели власти, ограничились принятием хороших законов, не работающих на практике. Независимость молдавских судей, кроме прочего, ограничивает страх увольнения и уголовного преследования. Все это способствует сохранению слабой системы юстиции, которая не может обеспечить контроль за соблюдением законности.

Об адвокатах


Несмотря на сложности, даже во время тотального контроля системы юстиции адвокаты брались за громкие дела и шли против системы. Часто за такими адвокатами начинали следить, оказывали на них психологическое давление и открывали уголовные дела. В таких преследованиях, говорят некоторые из них, есть характерная особенность, которую можно было назвать «фирменным стилем» управлявшего тогда Молдовой олигарха Плахотнюка — это всегда атака на честь и достоинство человека. NM собрал истории пяти адвокатов, которые, несмотря на давление, продолжали отстаивать права своих подзащитных.

О судьях

Есть ли справедливость в Молдове? Восемь историй ко Дню юриста

С давлением столкнулись не только адвокаты, но и судьи. После смены власти в Молдове летом 2019 года сразу несколько судей из Кишинева публично заявили о давлении на них председателей судов и прокуроров и написали жалобы в Высший совет магистратуры. Судьи утверждали, что их заставляли выносить «нужные» решения по делам, которые они вели, и грозили отставкой. В Молдове, которую новое парламентское большинство тогда признало «захваченным государством», такие публичные заявления судей прозвучали впервые. NM разбирался, что за год произошло с этими судьями, и почему судебная система не смогла их защитить.

О прокурорах

Прокуроров в молдавском обществе часто воспринимали как карателей. Это они проводили массовые аресты и обыски, заводили уголовные дела против неугодных адвокатов, судей, бизнесменов и политиков. Среди некоторых адвокатов даже закрепилось мнение, что прокуроры — это главные участники судебного процесса, мнению которых судьи не смеют перечить. С появлением нового генпрокурора Александра Стояногло положение дел в системе начало изменяться. Первым делом он настоял на отставке глав двух специализированных прокуратур, которые курировали и администрировали все самые скандальные политические дела в период пребывания у власти Владимира Плахотнюка.

О деле турецких учителей


Лакмусовой бумажкой для молдавской системы юстиции стало дело турецких учителей. Этот экзамен наша система правосудия провалила от начала до конца. Сначала Молдова нарушила все национальные и международные законы, выслав учителей в Турцию. Затем не смогла найти и наказать виновных в этом преступлении. Лишь через год после высылки прокуратура Кишинева начала расследование этого факта. Подозреваемыми в деле фигурировали два замглавы Службы информации и безопасности и глава Бюро миграции и убежища Ольга Поалелунжь. Зимой 2020 года дело собирались передать в суд, при этом экс-главу СИБа Василия Ботнаря даже не допросили. По настоянию генпрокурора Стояногло Ботнаря все же вызвали на допрос. В феврале 2020 года стало известно, что в деле остался один обвиняемый — Ботнарь. В сентябре 2020 года выяснилось, что, хотя прокуроры запрашивали для Ботнаря три года лишения свободы, суд назначил ему штраф 88 тыс. леев. Также он возместил €125 тыс., которые, согласно решению ЕСПЧ, пошли на выплату компенсаций семьям турецких учителей и 343 тыс. леев за чартерный самолет, на котором учителей отправили в Турцию.

Об изменениях в юстиции после исчезновения Плахотнюка

После того как Демпартия ушла из власти, а ее тогдашний лидер Владимир Плахотнюк покинул страну, в системе юстиции начались изменения. Сначала на свободу выпустили нескольких фигурантов «политических дел». Затем в судебной системе началась «борьба за власть». Судейский корпус разделился на несколько групп: одни пытались отправить в отставку членов Высшего совета магистратуры, другие его поддерживали, третьи сохраняли нейтралитет. Вместо термина «юстиция Плахотнюка» в публичном пространстве появились два взаимоисключающих термина: «юстиция Санду» и «юстиция Додона». Сомнительные происшествия в системе юстиции пытаются приписать то действующему президенту Молдовы Игорю Додону, то бывшему премьер-министру Молдовы Майе Санду. Похоже, лидеры мнений и большая часть общества не допускают мысли, что судьи и прокуроры в Молдове могут действовать, не оглядываясь  на политиков.

О попытках системы очиститься

Некоторые скомпрометировавшие себя судьи и прокуроры не покинули систему юстиции, а получили лицензии адвокатов и продолжили благополучно работать уже по другую сторону баррикад. Это вызвало много вопросов к лицензионной коллегии Союза адвокатов. Кроме того, председатель Союза адвокатов Эмманоил Плошница считает, что в работе комиссии есть «коррупционные риски». Он даже просил Наццентр борьбы с коррупцией (НЦБК) проверить закон «Об адвокатуре». Новых членов лицензионной коллегии выбрали 2 октября. В нее вошли несколько человек из предыдущего состава. Члены совета Союза адвокатов решили, что во время выборов допустили слишком много нарушений, поэтому следует провести новые выборы лицензионной коллегии.

О будущих юристах

Далеко не все проблемы молдавской юстиции связаны с давлением политиков или прокуроров. Некоторые из них начинаются еще во время учебы. Так, к моменту получения дипломов у выпускников-юристов обычно уже сформирован набор ложных ценностей, которые лишь закрепляются в первые годы профессиональной деятельности. Адвокат Алексей Герцеску написал для NM колонку, в которой рассказал, почему молдавские вузы массово производят низкоквалифицированных специалистов, у многих из которых отсутствуют ключевые качества, необходимые для профессиональной юридической деятельности.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: