Ядерная карта Путина. Грозит ли Молдове, Украине и миру ядерная война?
12 мин.

Ядерная карта Путина. Грозит ли Молдове, Украине и миру ядерная война?

За год войны в Украине окружающая нас реальность изменилась, а страхи стали острее. Несколько раз за год человечество готовилось к возможному ядерному удару, а кто-то даже всерьез собирал «тревожный чемоданчик» и запасался таблетками йода. NM рассказывает, как угроза ядерного удара становилась все реальнее и почему риск катастрофы все же ничтожно мал.

«Это не блеф»

Год назад Россия вторглась на территорию Украины. Это разрушило существующую систему безопасности и открыло миру новые угрозы. В частности угрозу применения ядерного оружия. 28 февраля, через четыре дня после российского вторжения, президент России Владимир Путин привел силы сдерживания в особый режим боевого дежурства. Силы сдерживания это, в том числе, ядерные силы.

Далее, на протяжении года, российское руководство неоднократно заявляло о возможности использования ядерного оружия, иногда намекая на это, а иногда говоря открыто. На встрече с Советом законодателей 27 апреля 2022 года Владимир Путин заявил, что «если кто-то вознамерится вмешаться в происходящие события со стороны и будет создавать для России неприемлемые угрозы стратегического характера, то ответно-встречные удары будут молниеносными и быстрыми». «У нас есть для этого все инструменты — такие, которыми не может сейчас похвастаться никто. А мы хвастаться не будем, мы будем их использовать, если потребуется. И хочу, чтобы все об этом знали, все решения у нас на этот счёт приняты», — добавил Путин.

Уже осенью руководство России говорило более открыто. 21 сентября прошлого года Путин объявил о проведении частичной военной мобилизации. В своем обращении к народу он обвинил Запад в ядерном шантаже. «Тем, кто позволяет себе такие заявления в отношении России, хочу напомнить, что наша страна также располагает различными средствами поражения, и при угрозе территориальной целостности нашей страны, для защиты России и нашего народа мы, безусловно, используем все имеющиеся в нашем распоряжении средства. Это не блеф. Граждане России могут быть уверены: территориальная целостность нашей Родины, наши независимость и свобода будут обеспечены — подчеркну это еще раз — всеми имеющимися у нас средствами. А те, кто пытаются шантажировать нас ядерным оружием, должны знать, что „роза ветров“ может развернуться и в их сторону», — сказал президент России. О каких угрозах ядерным оружием со стороны Запада идет речь, Путин не уточнил, но в публичном пространстве ничего подобного не звучало ни от одного из западных лидеров.

Ядерная карта Путина. Грозит ли Молдове, Украине и миру ядерная война?

Через пару дней о ядерной угрозе заговорил и бывший президент России, замглавы Совбеза России Дмитрий Медведев. «Россия вправе применить ядерное оружие, если это будет необходимо. В заранее определенных случаях. В строгом соответствии с Основами государственной политики в области ядерного сдерживания», — написал он.

К слову об Основах государственной политики в области ядерного сдерживания. Этот документ, утвержденный Путиным в 2020 году, описывает, в каких ситуациях войска РФ могут применить ядерное оружие. Вот полный перечень таких случаев:

  • поступление достоверной информации о старте баллистических ракет, атакующих территории Российской Федерации и (или) ее союзников;
  • применение противником ядерного оружия или других видов оружия массового поражения по территориям Российской Федерации и (или) ее союзников;
  • воздействие противника на критически важные государственные или военные объекты Российской Федерации, вывод из строя которых приведет к срыву ответных действий ядерных сил;
  • агрессия против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Что именно может стать угрозой существованию государства — в законе не прописано.

Приостановка договора о разоружении и ее последствия

Новая ядерная «страшилка»

21 февраля этого года Путин обратился к Федеральному собранию. В ходе своей полуторачасовой речи он объявил, что Россия в одностороннем порядке приостанавливает выполнение Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-III). Это — последнее событие в череде ядерных запугиваний, исходящих от России.

СНВ-III предполагает сокращение числа развернутых ядерных боезарядов до 1550 единиц, а межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ) — до 700 единиц.

«Последняя карта»

Эксперты отмечают, что, несмотря на важность этого документа, он на протяжении последних трех лет не работал. Российский политолог Андрей Никулин отмечает, что главной целью этого договора было предоставление возможности США и России контролировать ядерные арсеналы друг и друга и тем самым предупреждать какие-то резкие увеличения вооружений, которые могли бы привести к кризису. «Другой вопрос, что проверки не проводятся уже три года. Сначала из-за ковида, а потом Россия перестала принимать американские группы. То есть это — важное соглашение, но оно не работало. Сейчас Россия его использовала как одну из последних карт, которую решила выложить на стол», — объясняет эксперт.

Никулин подчеркивает, что приостановка СНВ-III — это психологическое давление, а также некое предложение Западу и Америке обсудить это. «Существует риск, пусть не великий, но возрастающий, что Россия выйдет из договора о запрете ядерных испытаний — для того, чтобы повысить ставки и провести показательный взрыв на каком-то из полигонов. Дескать, посмотрите на нас, какие мы безумные. Но это лишь теория», — считает эксперт.

«Можно было нарушить хоть вчера»

Эксперт по российской ядерной политике, научный сотрудник Центра международной и оборонной политики Университета Куинс в Канаде Максим Старчак при этом отмечает, что, несмотря на приостановку инспектирования, стороны тем не менее обменивались данными по выполнению СНВ. «Россия заявляет, что она, несмотря на приостановку, будет исполнять СНВ-III. Но Минобороны РФ говорит только о соблюдении уровней, которые были заявлены по количеству носителей ядерных зарядов. Сейчас носителей у России 540, а максимум по СНВ — 700. То есть выполнить это не сложно. До пределов еще далеко. А вот по количеству развернутых боезарядов можно было нарушить хоть вчера. Россия указывает официально 1549 развернутых боезарядов, а пределы СНВ — 1550. Кроме того, минобороны России о количестве зарядов ничего не заявило», — объясняет Старчак.

Эксперт также добавляет, что Путин в своей речи увязал выполнение Россией СНВ-III с тем, что США поддерживают Украину: «То есть поставил выбор: если хотите выполнение СНВ — прекратите поддерживать Украину. В итоге я не ожидаю даже закрытых переговоров по СНВ — таких, как были в период 2021-2022 годов, когда не было инспекций».

Российская критика американских процедур

Румынский военный эксперт Клаудиу Дежерату подчеркивает, что СНВ-III — это очень важный документ для глобальной и европейской безопасности. При этом он отмечает, что российская сторона часто критиковала американские процедуры. «Американская сторона официально оценила, что Российская Федерация выполнила условия договора. Российская сторона, признавая, что американская сторона действует в рамках договора, критикует американские процедуры, используемые для модификации тяжелых бомбардировщиков B-52H и пусковых установок БРПЛ „Трайдент-II“. Эти модификации превращают „Трайдент-II“ и B-52H в системы, неспособные применить ядерное оружие, и тем самым США выводит их из-под действия положений договора», — рассказывает Дежерату.

Румынский эксперт считает, что де-факто договор заблокирован. «С политической точки зрения, решение Москвы направлено на то, чтобы посеять больше неопределенности и страха среди других стран, чувствительных к российскому ядерному шантажу. С военной точки зрения, приостановка Москвой действия соглашения может также означать решение переместить ядерное оружие ближе к северному флангу НАТО. Возможно, рассматривается вопрос о размещении российского ядерного оружия в Беларуси — тема, которая активно обсуждается Российской Федерацией на двустороннем уровне», — отметил Дежерату.

Не самый гладкий процесс разоружения

Немного истории

Напряжение, в котором живет весь мир последний год — это не что-то новое для мировой истории. Все прекрасно помнят период Холодной войны, когда угроза ядерной катастрофы витала в воздухе практически постоянно. Период противостояния и гонка вооружений начались с первого испытания ядерного оружия в 1945 году и продолжались вплоть до развала СССР в 1991 году. Однако жить в постоянном напряжении было непросто. В 1962 году оно достигло пика. Так называемый «Карибский кризис» заставил человечество осознать себя в шаге от ядерной катастрофы и стал стартовой линией для процесса ядерного разоружения.

Первый договор, регламентирующий разработку ядерного оружия — многосторонний Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой — был подписан в 1963 году, а в 1968 году был подписан многосторонний Договор о нераспространении ядерного оружия. Его подписали почти все страны, кроме Израиля, Пакистана и Индии.

Риск новой ядерной гонки

Процесс ядерного разоружения и сдерживания продолжается до сих пор, и СНВ-III был частью этого процесса. Некоторые страны пошли дальше и обязались никогда не создавать ядерное оружие: в 2017 году 86 стран подписали договор о его запрещении. Страны «ядерного клуба» и большинство стран ЕС в этом договоре не участвуют.

Клаудиу Дежерату считает, что процесс ядерного разоружения не лишен проблем, а многие страны вполне обосновано обеспокоены возможностью начала новой ядерной гонки. «Россия постоянно нарушает обязательства по контролю над вооружениями, включая приостановку в 2007 году действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе, нарушение Договора о ядерных силах средней дальности и отмену программ совместного уменьшения угрозы», — говорит эксперт.

К другим проблемам Дежерату относит неспособность пересмотреть иранскую ядерную программу. «Другие государства, например, Китай и Северная Корея, также увеличивают свои ядерные арсеналы. Существует и риск того, что доступ к ядерным технологиям могут получить террористические организации».

«Москва пока держит себя в руках»

Максим Старчак, в свою очередь, считает, что пока ожидать гонку стратегических вооружений, ранее лимитированных СНВ-III, не стоит. «СНВ был пролонгирован в 2021 году — до 2026 года. То есть до 2026 года он в том или ином виде будет соблюдаться. Да, Россия может развернуть на своих текущих ядерных носителях дополнительные боеголовки. Но тем не менее носители ядерного оружия ограничены. Любое увеличение количества баллистических ракет, подлодок, бомбардировщиков — очень заметно. Тем более, что их не произведешь тайно. Какое-то ограничение по росту ядерного оружия есть, даже в нынешних условиях», — объясняет эксперт.

При этом он добавляет, что сейчас Россия не связана никакими договоренностями в сфере контроля над вооружениями и может увеличивать их число. «Нужна лишь политическая воля и готовность промышленности. Пока кажется, что Москва держит себя в руках. Например, в 2019 году прекратил свое существование Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Обе стороны говорили, что готовы создавать запрещенные ракеты. Но спустя почти четыре года таких результатов нет», — подчеркнул Старчак.

Ядерная карта Путина. Грозит ли Молдове, Украине и миру ядерная война?

Стрелки крутятся все быстрей

И все же как понять, насколько мы близки к ядерной катастрофе? Существует ли какой-то механизм, определяющий это? Да, это Часы Судного дня. Они показывают, сколько времени осталось до полуночи, то есть до неминуемой катастрофы. Раньше стрелки часов переводили, опираясь исключительно на риск ядерной катастрофы. Сейчас на перевод времени также влияют климатические изменения и пандемия коронавируса. Часы Судного дня — это проект журнала Чикагского университета «Бюллетень учёных-атомщиков». Решение о переводе стрелок принимает Совет директоров журнала и группа приглашенных экспертов, в которую входят 18 лауреатов Нобелевской премии.

Сейчас часы показывают полторы минуты до катастрофы, и это самое близкое время к полуночи за всю историю их создания. Стрелки могут идти как вперед, так и назад: к примеру, самое дальнее от полуночи зафиксированное время — 23:43. Его часы показывали в 1991 году, когда Советский Союз распался и Холодная война завершилась.

Примечательно, что Карибский кризис на часы не повлиял, так как завершился очень быстро. При этом именно Карибский кризис считается самым близким к ядерной войне событием.

Ядерная карта Путина. Грозит ли Молдове, Украине и миру ядерная война?

wikipedia

Карибский кризис и наши дни

Стоит ли проводить параллель между Карибским кризисом и нынешней ситуацией в мире? Эксперты считают, что нет.

Максим Старчак не считает, что мир близок к ядерной катастрофе, но подчеркивает, что Россия продолжает эскалировать ситуацию. При этом он отмечает, что ситуации в 1962 году и в наши дни сильно отличаются: «Тогда Советский Союз реально разместил ядерные ракеты на Кубе, в непосредственной близости к США. Тогда было реальное соприкосновение военных кораблей СССР и вооруженных сил США. Военные корабли СССР с ракетами продолжали идти к Кубе, а ВМФ США должны были обеспечить карантин, небо патрулировали бомбардировщики США. Был случай обстрела Штатами подводной лодки Союза. Благо, командование лодки не пошло по пути эскалации и не ответило ударом по территории США. Стороны того конфликта действительно «держали руки на ядерных кнопках».

Похожего мнения придерживается и Андрей Никулин. «Ситуации абсолютно разные. Тогда речь шла о противостоянии двух идеологических блоков, а сейчас Россия не является носителем мощной идеологии, как это было с СССР. И не является центром конгломерата других государств», — считает политолог.

«Из пушки по воробьям»

Так нужен ли сейчас России ядерный удар? Отбросив моральную сторону вопроса и оставив чисто практическую, даже циничную, мы все равно получим отрицательный ответ.

Никулин объясняет, что применение тактического ядерного оружия никакого очевидного военного преимущества России не даст. «Тактическое ядерное оружие предполагалось использовать в гипотетической Третьей мировой войне — против крупных группировок противника или каких-то крупных центров складирования. Украинская армия в принципе рассредоточена, логистика из-за риска ударов также рассредоточена. Нарушить все возможные договоренности и получить волну гнева не только на Западе, но и в Индии, Китае, Латинской Америке — чтобы уничтожить пару сотен украинских солдат, десяток бронетранспортеров, плюс множество мирных жителей — это будет слишком высокая цена», — объясняет эксперт, называя в этом случае применение ядерного оружия «ударом из пушки по воробьям».

По словам Никулина, разговоры о возможном применении ядерного оружия — это психологическое давление, которое к тому же не имеет эффекта. «Эта риторика лишь бьет по остаткам репутации России и остаткам представлений о ее вменяемости. Угрозы продолжают использовать, потому что осталось не так много рычагов давления и, с точки зрения правителей в Кремле, ядерное оружие — это последний атрибут „имперского величия“, который остался у России», — отмечает политолог.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: