Ко Дню адвоката, который в Молдове отмечают 9 сентября, NM публикует четыре истории молдавских адвокатов: они рассказали о своей работе, стрессах, доходах и надеждах.
«Построить дом посреди пустыни»
По данным на 2022 год, в Молдове работают около двух тысяч адвокатов. По закону «Об адвокатуре» адвокаты «обязаны постоянно пополнять свои знания и повышать уровень профессиональной подготовки». С 2018 года в Молдове работает Центр обучения адвокатов, где организуют разные курсы для адвокатов. Основателем и первым директором центра стала адвокат Виорика Греку.
«Первый год работы в Центре мне не платили зарплату, не было ни команды, ни секретаря. Нужно было построить дом посреди пустыни, но никто не знал, как это сделать. Со временем у нас появилась группа из 40-50 практикующих адвокатов, которые вели курсы в Центре. Они тоже делали это как волонтеры. При организации курсов мы учитывали то, чему хотят научиться сами адвокаты. За три года курсы прошли более тысячи адвокатов […] Это маленький фундамент. Для улучшения качества профессии необходимо больше времени», — рассказала Виорика Греку.
Она считает, что через несколько лет молдавская система юстиции может стать независимой. При этом говорит, что после смены власти в 2019 году не почувствовала изменений: «Тогда говорили, что мы перестали быть «захваченным государством», но у нас люди «захвачены» сильнее, чем государство. Судьи, прокуроры, те, кто на руководящих должностях, многие позволяют себя «захватить» […] Если меня спросить, с какими проблемами сталкивается юстиция, я отвечу: «Все зависит от решений, которые принимают люди, работающие в этой системе».
Подробнее — в интервью: «У нас люди „захвачены“ сильнее, чем государство». Виорика Греку об обучении адвокатов и реформе юстиции. #JusticeInside
«Государство, по сути, нас никак не защищает»
Жизнь адвоката — сплошные стрессы. «Серьезный стресс для адвокатов — процессуальные сроки. Если упустишь срок обжалования, это может сказаться на судьбе человека. Например, если суд первой инстанции приговорил невиновногo человека к лишению свободы, а адвокат упустил срок обжалования, человек останется в тюрьме. Поэтому часто приходится работать сверхурочно, чтобы все успеть. К этому добавляются стрессы, связанные с финансовыми вопросами. Государство, по сути, нас никак не защищает», — рассказал в интервью NM адвокат Вадим Виеру.
При этом он считает, что «адвокатов, которые нарушают этические и деонтологические нормы, нужно более строго наказывать». «Чтобы быть адвокатом, не достаточно хороших профессиональных знаний. Нужны еще неподкупность и принципиальность», — сказал он.
Подробнее — в интервью: «У нас безжалостная юстиция». Вадим Виеру о том, каково это быть правозащитником в Молдове. #JusticeInside
«Приходится брать много дел и работать ночами»
По словам адвоката Татьяны Кебак, в Молдове адвокатам «приходится буквально бороться за выживание». «Ты не получаешь зарплату от государства, как судьи или прокуроры. К тому же свои доходы ты должен сопоставлять с доходами подзащитных. На бедных людях ты не можешь заработать. Ты не можешь просить у них баснословные суммы, а бывают случаи, когда ты вообще не можешь брать деньги со своего подзащитного. Поэтому ты вынужден брать много дел и работать ночами, чтобы все успеть. Твои ноги — твой хлеб. Сколько можешь выдержать, столько можешь и получить».
Она считает, что одна из проблем молдавской юстиции — отсутствие эмпатии и эмоциональное выгорание: «С адвокатами, судьями, прокурорами, полицейскими [в этом смысле] никто не работает. А ведь нам приходится чуть ли не каждый день сталкиваться с тяжелыми преступлениями — убийствами, изнасилованиями. И в какой-то момент ты начинаешь черстветь, тебя это больше не трогает. Я думаю, это самый опасный момент, когда тебе уже не кажется важным то, что ты делаешь».
Подробнее — в интервью «Утюг сам много раз на нее падал». Адвокат Татьяна Кебак о семейном насилии, эмпатии, деньгах и выгорании. #JusticeInside
«Адвокаты оказались единственными, кто открыто пошел против власти»
Адвокат Николета Хрипливый рассказала, как зимой 2022 года адвокаты организовали протест [против инициативы PAS отменить запрет на обыск и задержание адвокатов без разрешения Cовета Союза адвокатов]. «Адвокаты оказались единственными, кто открыто пошел против власти. Насколько я понимаю, в прокуратуре до сих пор много кланов. Там просто некому выходить на протесты. Интересы раздроблены. Среди судей много тех, кто боится. Плюс недавно произошел очень неприятный скандал, когда судьям не продлили мандаты. Я остаюсь на стороне некоторых судей из этого списка, например, Виктории Сандуцы, которую очень уважаю. У судей этот страх еще не исчез. Они не знают, что будет завтра. Плюс судебная система еще не очищена», — считает адвокат.
По ее словам, чтобы в юстиции произошли изменения, нужны изменения в менталитете судей и всех остальных, кто работает в системе правосудия: «Они должны понимать, что они — эталон. У них должна быть чистая совесть и открытый ум. Считается, что судья должен руководствоваться совестью. Но нельзя забывать о законах и стандартах. У многих судей ограниченное мышление. Они не проявляют эмпатию. Понимаю, что судьи не могут все принимать близко к сердцу, но есть ситуации, когда надо вникнуть в проблемы человека, чтобы принять правильное решение. Когда ты идешь к судье, должен идти с чувством, что с тобой поступят по справедливости. Но у нас, когда попадаешь в эту систему, просто съеживаешься. Я как адвокат тоже ее боюсь. Ты можешь не достучаться до судьи, и тебя могут пропустить через мясорубку».
Подробнее — в интервью «Систему юстиции надо очистить от плесени». Адвокат Николета Хрипливый о «черных метках» новой власти и юридических прецедентах. #JusticeInside