«Хорошая, живая лекция — это мини-спектакль». Почему дистанционное обучение не может заменить традиционное
4 мин.

«Хорошая, живая лекция — это мини-спектакль». Почему дистанционное обучение не может заменить традиционное

Университеты и школы Молдовы из-за эпидемии и карантина уже больше месяца работают в режиме онлайн-обучения. NM продолжает публиковать истории учителей об опыте дистанционного обучения. Преподаватель факультета международных отношений Госуниверситета Анжела Колацки рассказала NM, почему не все педагоги могут проводить веб-лекции, какие уроки можно будет извлечь из опыта онлайн-обучения, и почему оно никогда не сможет заменить «живые» лекции.

«Я, например, видеолекции проводить не могу»

Система образования в Молдове оказалась совсем не готова к дистанционному обучению. В вузах, может быть, чуть полегче, чем в школах, потому что у некоторых вузов уже есть какие-то онлайн-платформы. У Госуниверситета есть платформа Moodle. У меня, например, многие курсы уже несколько лет выставлены на этой платформе. Это тексты лекций, вспомогательные материалы.

Некоторые из моих коллег используют для веб-конференций Zoom и другие программы. Но не у всех преподавателей дома есть мощные компьютеры и быстрый интернет. Из-за этого веб-лекции могут проводить не все.

Я, например, не могу устраивать видеолекции. У меня старый компьютер и недостаточно быстрый интернет. Но тексты лекций есть на Moodle. Студенты их самостоятельно изучают. Я высылаю им по электронной почте дополнительные задания.

У студентов тоже бывают проблемы с техникой. У некоторых нет компьютера и интернета. Или есть, но недостаточно быстрые и мощные. Вместо них есть смартфоны, с помощью которых студенты могут изучать материал. Но печатать тексты на смартфоне сложно. Они пишут домашнее задание от руки, фотографируют и присылают мне в Viber или другой мессенджер. Но расшифровка таких работ занимает очень много времени.

«Иногда приходится работать до трех-четырех часов ночи»

Во время сессии я выслала студентам задания по электронной почте. Кто-то отправил ответы документом в напечатанном виде, а кто-то написал от руки и отправил фото. У кого как получилось.

Работа в новом режиме стала занимать больше времени. Я перестала тратить время на поездки на работу, но для того, чтобы расшифровать ответы, написанные от руки и сфотографированные, иногда приходится работать до трех-четырех ночи. Особенно если это контрольные или экзамены. Недавно проверяла работы двух групп, это почти 40 человек. Каждый пишет минимум три страницы. Это 120 страниц текста.

Но дистанционно нельзя проверить, сам ли студент писал работу. Они ведь могут посоветоваться друг с другом. Но то, что часть студентов пишет задания от руки и фотографирует, успокаивает преподавателей тем, что студент своей рукой это написал и запомнил хотя бы часть материала.

Я думаю, в будущем экзамены нужно будет проводить в виде тестов на компьютере. Но пока не по всем предметам готовы материалы для онлайн-тестирования. Ведь мы не ждали, что так произойдет.

«Студенты скучают по живым лекциям»

Не могу сказать, что студенты рады переходу на дистанционное обучение. Они скучают по живому общению в университете с преподавателями и друг с другом. Ведь хорошая живая лекция — это мини-спектакль. Человек состоит из рациональной и эмоциональной составляющих. И часто эмоциональная составляющая у студентов превалирует над рациональной, эмоции побуждают студентов развиваться. Поэтому хорошие преподаватели задействуют на лекциях эмоции студентов. А дистанционное образование эмоции не затрагивает.

«Это новый вызов для всех нас»

Я — консерватор. Считаю, что личное общение со студентами нельзя ничем заменить. Онлайн-обучение должно быть одной из форм образования, но никак не основной.

Но меня радует, что в этой экстренной ситуации учебный процесс все-таки не остановился. Это лучше, чем вообще не учиться. Было бы неправильно не использовать хотя бы те технологии, которые у нас есть. Дистанционное обучение сейчас — это возможность для нас пересмотреть приоритеты, понять, что важно, а что не важно. Это новый вызов для всех нас — и преподавателей, и студентов.

Нужно разработать полноценную концепцию онлайн-образования. А нынешний опыт может нам подсказать, на что обратить внимание при разработке этой концепции. Пока что дистанционное обучение — это как хороший самодеятельный театр. Но необходимо его перевести на профессиональный уровень.

Но онлайн-образование никогда не заменит традиционное. Да и не нужно, в этом нет смысла.

***

Ранее NM опубликовал истории преподавателя биологии из Дрокии Натальи Хомицкой «Это — как в ядерном реакторе», учительницы математики из Кишинева Натальи Бакутиной «Ребята отсиживаются “в пещерах”» и учителя кишиневской музыкальной школы имении Биешу Дмитрия Бурдиенко «Теперь я должен вести себя как телевизор».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: