«Масок нет, всех закрыли на замок». Как защищают от коронавируса постояльцев Центров для людей с ограниченными возможностями
4 мин.

«Масок нет, всех закрыли на замок». Как защищают от коронавируса постояльцев Центров для людей с ограниченными возможностями

Эпидемия коронавируса изменила жизнь каждого из нас, ограничив свободу передвижения и свободу выбора. Но некоторые категории населения оказались в этой ситуации особенно уязвимыми. Так, по информации NM, в одном из молдавских Центров временного размещения людей с ограниченными возможностями входную дверь «закрыли на замок». NM разбирался, какие меры защиты власти предприняли в учреждениях подобного типа, и насколько они оправданны.

Что произошло

Источник NM, хорошо знакомый с ситуацией, рассказал, что в одном из Центров временного размещения людей с ограниченными возможностями на минувшей неделе «закрыли дверь на замок». По его словам, постояльцам центра (всего их более сотни) запретили выходить на улицу. При этом в центре нет дезинфицирующих средств, кроме мыла, которое «выдают раз в месяц». Масок тоже нет: «Маски есть только у сотрудников, да и то не у всех. У одной сотрудницы я видел маску из марли: она постирала ее, погладила и вновь надела. Сказала, что им не выдают».

В комнатах живут до четырех человек. Убираются они, по словам собеседника, сами: «Для этого нам дают хлорку, но приходится с ней работать голыми руками, так как перчатки не дают». Также он рассказал, что повар на кухне работает без перчаток, и посуду часто не очень хорошо моют. Это беспокоит постояльцев.

Что говорят в минздраве

В минздраве NM сообщили, что каждый такой центр (всего их в Молдове восемь) разработал оперативный план действий, призванный обезопасить обитателей и сотрудников от заражения коронавирусом. Также в минздраве сообщили, что для центров закупили маски, перчатки, дезинфектанты и инфракрасные термометры (для бесконтактного измерения температуры), обеспечили мылом и дезинфицирующими средствами, а в помещениях ежедневно проводят влажную уборку с использованием дезинфицирующих средств.

По информации минздрава, для снижения риска заражения коронавирусом в центрах ограничили или запретили посещение посторонних, а у всех сотрудников на входе проверяют температуру. В минздраве также подтвердили, что на время ЧП постояльцам запретили покидать территорию центра, но их небольшими группами выводят на прогулку по прилегающей территории. Связь с родственниками и знакомыми постояльцы могут поддерживать по телефону или через соцсети, отметили в минздраве.

Там также рассказали, что на случай необходимости в центрах оборудовали помещения, в которых можно будет изолировать постояльцев с симптомами ОРВИ. До приезда скорой помощи они будут находиться под наблюдением местного врача.

В минздраве также отметили, что в центрах есть достаточный запас психотропных препаратов, так как перерыв в их приеме может навредить пациентам.

***
Комментируя информацию минздрава об организованных прогулках по прилегающей территории, собеседник NM сказал, что в их центре такого нет, постояльцев вообще не выпускают на улицу. Собеседник также попросил не обращаться за комментарием в Центр, о котором он рассказал, так как опасается, что его могут «вычислить».

Что говорят правозащитники

Независимый эксперт в области прав человека Вячеслав Балан отметил в беседе с NM, что «люди с ограниченными возможностями в психоневрологических учреждениях не находятся в заключении». По его словам, они такие же «свободные люди», как и другие, просто живущие в этих учреждениях. Ограничение их свобод и прав, отметил эксперт, возможно в нескольких случаях: когда это предусмотрено законом; когда это целесообразно по какой-то очень веской причине; когда это соразмерно заявленной цели.

Правозащитник также подчеркнул, что ограничения по отношению к постояльцам этих центров должны быть такими же, что и ограничения по отношению ко всем остальным: «Остальных же не закрывают дома на ключ?»

В свою очередь глава управления предотвращения пыток при офисе народного адвоката Александр Зубко сказал NM, что подобные меры в центрах приняли временно из-за риска распространения коронавируса. Он также отметил, что в таких центрах выход одного постояльца на улицу может поставить под угрозу заражения всех остальных его обитателей. И будет очень сложно остановить распространение вируса в подобных заведениях, подчеркнул Зубко. Он также заверил, что офис народного адвоката постоянно получает информацию о развитии ситуации, и, если права постояльцев этих центров будут серьезно нарушать, народный адвокат вмешается.

Чем известны эти центры

В Молдове есть восемь Центров временного размещения людей с ограниченными возможностями: в Кишиневе, Бельцах, Брынзенах, Бадиченах, Кочиерах (два центра) и в Оргееве и Хынчештах для детей. Большинство этих центров открыли на базе бывших психоневрологических интернатов.

Некоторые из этих интернатов в разные годы оказывались в центре скандалов. Так, в психоневрологическом интернате Бельц врач Станислав Флоря насиловал своих пациенток, за что в 2019 году его приговорили к 15 годам тюрьмы.

В психоневрологическом интернате для мальчиков в Оргееве издевались над пациентами: кроме прочего, их приковывали к кроватям и кормили едой с червями. Директора интерната Лидию Попу уволили из-за этого в 2015 году.

Правозащитники также обращали внимание на то, что и в некоторых других интернатах нарушали права человека: обитателей заведений избивали, не обеспечивали средствами личной гигиены и достаточным питанием.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: