Многие родители встретили в штыки решение властей вновь перевести школы на онлайн-обучение. Противники «удаленки» выйдут сегодня в Кишиневе на протест. Они считают, что закрытие школ не поможет снизить заболеваемость коронавирусом, а лишь еще больше понизит уровень обучения. NM поговорил с родителями, школьниками, учителями и эпидемиологами и попытался выяснить, действительно ли школьники активно «разносят» ковид, и может ли закрытие школ стать эффективной мерой борьбы с ним.
Как власти и родители не сошлись на «удаленке»
Общественная организация «Солидарные родители» сегодня в час дня организует протест у здания правительства. Родители требуют возобновить работу школ в обычном режиме. «Мы против онлайн-уроков! Дети в школе — родители на работе!», — говорится в сообщении организаторов протеста, опубликованном на Facebook.
Решение перевести с 1 по 15 марта все школы в Молдове на онлайн-обучение приняла в конце февраля Национальная чрезвычайная комиссия в здравоохранении. Решение приняли из-за резкого роста заболеваемости коронавирусом в стране.
Почти сразу в соцсетях появились возмущенные посты родителей и призывы к протестам. Спустя несколько дней в минобразования сообщили о продлении до 15 марта школьных каникул, которые ранее были намечены на 5 — 8 марта. Но школьникам, как отметили в министерстве, придется «отработать» дополнительные выходные дни. И это тоже возмутило родителей, которые задавались вопросом — как эти дни будут «отрабатывать»: на «седьмых уроках», по выходным?
При этом не факт, что после 15 марта школы вернут в обычный режим. В Нацагентстве общественного здоровья отказались давать прогнозы, отметив, что решения принимают не они, и эти решения зависят от эпидемиологической ситуации.
А ситуация, по данным агентства, такая. За неделю с 18 по 24 января в Молдове выявили 3340 новых случаев коронавируса, а за неделю с 22 по 28 февраля — 8701. По сравнению с предыдущей неделей (15-22 февраля) заболеваемость выросла на 32,5%, смертность —на 31%, число выздоровевших снизилось на 4,1%. А доля тяжелых случаев коронавируса увеличилась с 7-8% (в ноябре-декабре прошлого года) до 12%.
Что говорят родители, школьники и учителя
Отец четвероклассницы из Кишинева, который согласился говорить с NM на условиях анонимности, считает, что закрытие школ не улучшит эпидемиологическую ситуацию. «Наша учительница болела, сидели дома на удаленке. Для младших классов удаленка — это полный бред и абсурд. Издевательство над детьми и образованием. Закрытие школ ничего не решит. Власти только сэкономят на детях и разрушат их будущее. А, возможно, они этого и хотят», — предположил отец школьницы.
Он также рассказал, что недавно у дочки появились симптомы ОРЗ, ее начали лечить, спустя день симптомы исчезли, и ребенка отправили в школу, «Так всегда было. Мы ни разу не пропускали занятия из-за болезней. Проблемы с ОРЗ решали за день», — рассказал отец.
Мэр Кишинева Ион Чебан тоже считает, что учеников младших классов стоит вернуть в школы, ведь, согласно статистике, они реже болеют коронавирусом. «Онлайн-уроки не нравятся никому: ни родителям, ни учителям, ни детям», — отметил Чебан.
Но не все родители против «удаленки». В основном согласны с онлайн-обучением семьи, которые уже вплотную столкнулись с коронавирусом. «Мои дети «принесли» из школы ковид, многие учителя тоже переболели. Я согласна с онлайн-обучением, мои дети с начала учебного года до 1 ноября учились онлайн, но тогда не все учителя ставили оценки и проверяли домашние задания», — рассказала NM мать трех учениц столичного лицея им. Асаки Алина Настасиу.
По ее словам, в школе, где учатся ее дети, все классы хотя бы раз закрывали на карантин. «Как 34 ученика могут соблюдать дистанцию? Учителя просят их носить маски, только если в школе проверка. В остальное время учителя и ученики без масок, для них вирус не существует», — рассказала Алина Настасиу.
По ее мнению, можно так организовать учебный процесс, чтобы дети и учителя меньше заражались: «Например, можно, чтобы разные классы поочередно занимались в школе. И надо убедить всех носить маски постоянно, а не только когда в школу приходят с проверкой».
О том, что в школах не особо соблюдают меры защиты и скрывают заболеваемость, NM рассказала и ученица 12 класса другого столичного лицея, которая попросила не называть ее имя. По ее словам, уже около половины ее одноклассников переболели коронавирусом, но только один раз класс закрывали на карантин. «Класс отправили на дистанционное обучение, когда заболел ковидом один из наших мальчиков, и его семейный врач не поленилась сообщить об этом в школу. Администрации пришлось перевести нас на онлайн», — рассказала школьница. А вообще, по ее словам, в их лицее «негласное правило: лучше никому не говорить, что у тебя ковид, чтобы не закрыли класс». «То же самое с учителями. Они молча уходят на больничный, не афишируя заболевание, и класс не отправляют на дистанционку», — поделилась школьница.
Как отметила в беседе с NM на условиях анонимности преподаватель одного из столичных лицеев, практически невозможно выстроить «совершенную систему» контроля за учениками в школе. «Сообщать обо всех насморках невозможно. Иначе был бы постоянный карантин, и не было бы смысла ходить в школу», — сказала учительница.
Сама она уже переболела ковидом, заразившись от одной из учениц, которая несколько дней ходила в школу с кашлем. Девочка, по словам учительницы, живет не с родителями, а в школе на ее состояние несколько дней не обращали внимания.
По словам учительницы, от нее «по цепочке» заразилась еще одна ученица, а от нее вся семья, включая пожилых родственников. «Класс, в котором девочка учится, не отправили на карантин. Дети перестали ходить в школу только после того, как с 1 марта всех перевели на удаленку», — рассказала собеседница. По ее словам, сама она тоже заразила ковидом всю свою семью, и в школе похожая ситуация была у многих учителей: сначала они подхватывали коронавирус, а затем заражали своих родных.
Что говорят эпидемиологи
Глава отдела эпидемиологического надзора за гриппом и ОРВИ Нацагентства общественного здоровья Штефан Георгицэ утверждает, что закрытие школ — это эффективная мера в борьбе с ковидом. «Если бы это не было эффективным, агентство не предложило бы эту меру на заседании Нацкомиссии. Закрытие школ — это разобщение заразившихся, уменьшение контактов между людьми и сокращение их передвижений из дома в школу и обратно», — отметили в агентстве.
Но, как подчеркнул Георгицэ, дети часто переносят коронавирус бессимптомно и незаметно для родителей, но при этом могут до двух недель заражать других.
Георгицэ также сказал, что агентству не известно о случаях, когда учителя или школьники, чтобы класс не закрывали на карантин, скрывали, что заразились коронавирусом. «Если человек заболел и нуждается в больничном, будь то школьник или преподаватель, он обращается к врачу. И, если врач подозревает коронавирус, он посылает заболевшего сдать тест. Если тест положительный, семейный врач обязан сообщить об этом в школу», — сказал эпидемиолог.
Как решают этот вопрос в соседних странах
Украина в конце февраля вернулась к адаптивному карантину с разделением областей по уровню коронавирусной опасности. По всей стране сейчас действует «желтый код» опасности. Он предполагает, что школы переводят на онлайн-обучение, если больше 50% учеников и преподавателей контактировали с зараженным коронавирусом. Остальные школы могут работать в обычном режиме.
Если эпидемиологическая ситуация в одном из регионов ухудшится, там могут ввести «красный код». В этом случае учиться в школах разрешено только ученикам младших классов, остальных переводят на онлайн-обучение.
В Румынии тоже действует система кодов эпидемиологической опасности, которые вводят в регионах в зависимости от эпидситуации. Если действует «желтый код», посещать уроки могут только младшеклассники, старшие школьники должны учиться онлайн. Если в регионе из-за высокой заболеваемости коронавирусом введут «красный код», всех школьников переведут на онлайн-обучение.