Небольшая винодельня AlterEgo в Криулянском районе — семейный бизнес. Его основали супруги Андрей Бужор и Наталья Ефрос. Для них AlterEgo — четвертый ребенок, ради рождения которого они продали дом. О том, как они на это решились, как в первый же год их вино получило золотую медаль на международном конкурсе, и почему они ни о чем не жалеют и верят в свой путь, хотя бизнес пока не приносит доходы — читайте в истории NM.
«Для нас медитация — процесс изготовления вина» (присказка)
Помните, как в детстве начинались сказки? Вот так: «A fost odată ca niciodată». Или так: «В некотором царстве, в некотором государстве». У каждой сказки есть присказка — ее начало, и она задает тон всему повествованию.
Начало истории AlterEgo было таким: Андрей Бужор и Наталья Ефрос поженились, построили дом в селе Магдачешты Криулянского района, у них родился первенец. Андрей — юрист по образованию, проработал шесть лет в МВД. А дальше его жизнь прочно связалась с винодельческой отраслью: больше десяти лет он проработал на крупнейших винзаводах страны.
«После почти десяти лет работы в области права я пришел на комбинат Cricova, за семь с половиной лет вырос до главы отдела снабжения и логистики. Ведал всем, что касается таможни, импорта-экспорта, снабжения. На этой же должности я работал в Vinăria din Vale. Эта компания брала в аренду на осень фабрику в селе Сэрэтень Леовского района. На виноградниках этой фабрики я занимался всем: от первой собранной грозди винограда до последней капли вина, которое должно было отправиться на завод», — вспоминает Андрей.
Наталья в это время работала в сфере коммуникаций и маркетинга. Параллельно супруги занимались виноделием, но — для себя, для дома. Вот как они об этом рассказывают.
Андрей: «Я делал вино дома, мне очень нравилось это, я экспериментировал, смешивал сорта винограда».
Наталья: «Есть люди, которые занимаются медитацией, для них медитация — суть жизни. Для нас медитация — процесс изготовления вина, потому что мы иногда доходим в этом до эйфории. Бывают такие моменты, когда у тебя получается, получается даже то, что ты себе не представлял. Или процесс работы дрожжей в вине — это же музыка. Это так красиво! Это не просто химический процесс, это артистический процесс: дрожжи рисуют в вине, поют, шепчут».
«AlterEgo — другое “я”, которое мы редко решаемся показать людям»
Поворотным для супругов стал пандемийный 2020 год: они сделали партию вина, решили разлить ее по бутылкам и выйти на рынок. Долго искали название для своего бренда: каждый день записывали десятки вариантов, но ничего не выходило.
«Мы думали-крутили, писали названия на листочках. А потом Наталья проснулась и сказала: “Это будет AlterEgo”. Другое я. И это название — про нас, про всех нас. У каждого есть другое “я” — то, которое порой обнажается, то, которое мы редко решаемся показать людям», — рассказывает Андрей. А Наталья добавляет, что так вовлеклась в процесс поиска правильного названия, что оно буквально ей приснилось.
«Я проснулась и записала название, чтобы не забыть. Оно про нас, про нашу жизнь, потому что в нашей жизни мы делаем кучу других вещей, но вино — альтер эго, которое у нас есть», — признается она. Даже этикетка бренда отражает его философию: стоит ее развернуть и на обратной стороне — картина молдавской художницы Василуцы Василаке.
«Нам было мало просто иметь дом, нам нужно было что-то большее»
Андрей сказал, что для запуска своего бренда супруги продали дом. С Натальей я разговариваю немного погодя и осторожно спрашиваю, как они решились пойти на такой риск.
«Мы вложили не просто очень много, мы вложили все, что имели. Мы, как любая другая юная семья в Молдове, после свадьбы решились построить дом. Нас так воспитали. Старший сын у нас уже был, мы начали строить дом, сажали и деревья, конечно. У нас было все, вроде бы, наша миссия была выполнена. Но мы поняли, что нам этого мало. Нам было мало просто иметь кирпичный дом, нам нужно было что-то большее. Идея продать дом — моя, Андрей не даст соврать. Такие радикальные идеи могут зарождаться в моей голове. Андрей — больше прагматичный человек. Но сама идея не возникла внезапно, мы решились на это еще до создания AlterEgo. Просто знали, что продадим дом, и все это вложим во что-то новое, что-то наше», — рассказывает Наталья.
Но и этих денег не хватило, и часть средств они получили через проект Агентства США по международному развитию (USAID). Все эти деньги Андрей и Наталья вложили в покупку оборудования: цистерны для вина и холодильника, который контролирует температуру брожения вина.
«Приди попробуй, я сделал по твоей технологии»
В первый год запуска AlterEgo вино Пино Гриджио этой марки получило золотую медаль на международном конкурсе VINARIUM. В ближайших планах пары — расширить виноградники, причем за счет собственных сортов.
«По левую руку от меня — саженцы этого года, — показывает Андрей, — а тут — прошлогодние саженцы. В основном местные технические сорта: Фетяска Нягра, Рара Нягрэ, Фетяска Алба, Фетяска Регала и Виорика. Но есть и Мальбек, и Саперави. Сейчас на прошлогодних посадках мы устанавливаем шпалерную систему: оцинкованные шпалеры и несколько рядов проволоки между виноградными лозами. С этой системой за виноградником сможет ухаживать только один человек. Этот процесс автоматизирован, но вот сбор винограда у нас — только вручную».
Мы разговариваем с Андреем около виноградника, позади рабочие устанавливают шпалеры и замеряют рельеф почти космическим прибором. В это время Андрей увлеченно рассказывает, насколько важно следовать правильной технологии производства вина с самого начала сбора винограда.
«Виноград нужно собирать ночью, чтобы гроздья были холоднее. Так виноград не окисляется. Сохраняет качество и аромат. У нас же как принято: виноград собирают с утра и до обеда, складывают в мешки. Когда продукт поступает на фабрику, на дне этих мешков муст можно зачерпывать», — говорит производитель вина. И добавляет, что, кроме технологий, знаний и опыта, каждый малый винодел вкладывает в вино часть себя, своей души и истории.
«Мы с женой шутим, что AlterEgo — наш четвертый ребенок. Меня радует, что люди у нас стали разбираться в хорошем вине, в технологии производства. Знаете, осенью мне звонят люди и спрашивают совета, как сделать хорошее вино. А потом угощают, говорят: “Приди попробуй, я сделал по твоей технологии”. Это радует. Я не могу сказать, что все знаю, я до сих пор учусь. Но свои вина я могу узнать с закрытыми глазами», — делится Андрей.
«Это — начало нашего пути, и он будет долгим»
На вопрос о рынках сбыта, Андрей отвечает честно: «С этим бывает сложно». Вина AlterEgo можно купить в нескольких столичных винотеках и ресторанах. Выходить на уровень супермаркетов и тягаться с крупными игроками на рынке — непростая задача. «Мы все вкладываем-вкладываем, хочется уже начать зарабатывать», — шутит Андрей и добавляет, что пока винодельня пытается реализовывать часть продукции за рубеж, а в перспективе — создать такую репутацию бренда, чтобы люди сами искали AlterEgo. О том, что будущее за развитием винного туризма, говорит и Наталья. Но дело тут не только в бизнесе, для них обоих это еще и путь, по которому они продолжают идти.
«Все, что мы насобирали тогда, вложили в AlterEgo, и это правда. Была ли это самая крутая и правильная идея, не знаю, еще не могу судить. После трех лет и всех вложений мы работаем везде, где можно. Я не могу сказать, было ли наше решение правильным. Скорее всего, я этого никогда не узнаю. Сейчас, когда мы посадили виноградник, я понимаю, что это — начало нашего пути, и он будет долгим, на всю нашу жизнь и даже не только нашу, но и наших детей, внуков, правнуков», — говорит Наталья. Она вспоминает, как однажды во Франции посетила 80-летний виноградник и подумала тогда, сколько поколений семьи его взращивали.
Дети Андрея и Натальи — их большие помощники. Старший сын клеит этикетки, ходит с родителями на выставки и может долго рассказывать о вине, хотя ни разу его не пробовал. «Он у нас эксперт без документов», — смеется Наталья. А младший ребенок, продолжает она, в садике на занятии, посвященном осенним фруктам и овощам, вытащил карточку с виноградом: «Воспитательница спрашивает, что делают из винограда. А он отвечает: “Вино”. Вот такая семья виноделов у нас пошла».
Конечно, оба признают, что виноделие в Молдове, особенно для малых производителей, это риск, но на этот риск Андрей и Наталья пошли осознанно. Единственный момент, признается Наталья, когда она испугалась — начало войны в Украине. «Когда началась война, я первый раз по-настоящему испугалась, ощутила огромный риск и поняла, что мы можем проиграть все. Я понимала, что, возможно, придется уехать из страны. Но что я буду делать с тем, что у нас есть? Виноградники и емкости в багажник и в чемодан не запихнешь. Потому что ничего другого у нас нет. Тогда был момент близкий к панике», — вспоминает Наталья. Сейчас они с мужем признаются, что научились принимать все риски.
«В бизнесе риск — часть ежедневной работы, он есть всегда. И не только в бизнесе, вообще в жизни риск есть всегда. Мы уже не на этапе стартапа, но еще на этапе тестирования. Насколько это умно, не знаю: слишком много мы вкладывали, чтобы все еще тестировать. Надо уже начинать зарабатывать. Трудновато без денег. Но мы верим, что все будет хорошо. Возможно, это самообман. Мы хотим делать качественное вино и создавать сообщество вокруг нашего бренда. Сообщество людей, которые тебя не покинут ни в трудные, ни в хорошие времена. Наша история только начинается. Мы еще там — в присказке. Самое интересное впереди», — заключает Наталья.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!