Цены в Молдове словно сорвались с цепи. И это еще их не догнал взлетевший тариф на газ, а вслед за ним ожидаемый рост других тарифов. Власти говорят, что цены выросли во всем мире из-за пандемии и рекордного подорожания энергоносителей. NM вместе с экспертами разбирался в причинах резкого роста инфляции и в том, когда это может прекратиться.
Как выросли цены
По данным Нацбюро статистики, опубликованным на прошлой неделе, в октябре цены в Молдове выросли на 2,12% по сравнению с сентябрем и на 8,81% по сравнению с октябрем прошлого года.
Больше всего за год подорожали топливо — на 29,08% и стройматериалы — на 20%. Цены на продукты питания, по данным статистики, выросли за год в среднем на 12,73%. При этом резко взлетели цены на овощи — на 40,98%, растительное масло — на 36,43% и яйца — на 26,42%. Обувь за год подорожала на 6,42%, медикаменты — на 3,98%.
В ноябре в Молдове в два с половиной раза увеличился тариф на газ. Вслед за ним, как отметили в Нацагентстве регулирования в энергетике (НАРЭ), вырастут тарифы на отопление, воду и канализацию. Кишиневский поставщик тепла госкомпания Termoelectrica уже обратилась в НАРЭ с запросом о повышении тарифа на отопление на 58%.
Премьер Наталья Гаврилица, представляя отчет о 100 днях правительства, сказала, что одна из приоритетных задач властей — смягчение для населения последствий роста тарифов и цен. Гаврилица при этом подчеркнула, что цены резко выросли во всем мире. Причины, по словам Гаврилицы, «разные, но в любом случае это последствия пандемии и ответов правительства на эту пандемию».
Почему выросли цены
Эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ считает, что есть несколько причин нынешней высокой инфляции. Первая из них — низкая инфляция в прошлом году. В 2020 году, отметил Ионицэ, была самая низкая инфляция за всю историю Молдовы. И на этом фоне, по его словам, нынешний рос цен видится еще более резким.
К этому психологическому фактору добавился реальный рост спроса в связи с увеличением доходов, денежных переводов и отложенного спроса. «Например, кто-то хотел в прошлом году купить телевизор, но не купил его из-за пандемии, зато купил в этом году. В итоге спрос увеличился», — пояснил Ионицэ.
Вторая причина, по его словам, — глобальная инфляция. «Цены выросли во всем мире. При этом Молдова является страной-импортером (многих продуктов). Одним из факторов, подтолкнувшим рост цен, было повышение цен на грузоперевозки», — сказал Ионицэ.
Экономический эксперт Виктор Чобану считает основной причиной высокой инфляции глобальный рост цен на нефтепродукты и газ. «Из газа вырабатывается электроэнергия и теплоэнергия [и дальше по цепочке повышаются остальные цены]. Нас это не могло не задеть», — отметил эксперт.
Такого же мнения придерживается и исполнительный директор аналитического центра Expert Grup Адриан Лупушор. «Основной причиной инфляции в Молдове стал рост цен на энергоносители и на импортируемое сырье, например, на металл. По цепочке на внутреннем рынке выросли цены на товары и услуги, которые используют это сырье в своем производстве. По прогнозам Нацбанка, инфляция в этом году может взлететь до 15%. И это очень серьезный удар по населению с низкими доходами и по бизнесу», — сказал Лупушор.
Еще одной причиной он, как и Ионицэ, назвал повышение спроса, который повлиял на инфляцию «примерно на треть».
Высокая инфляция, по мнению Лупушора, может оказать негативное влияние и на госбюджет 2022 года, если правительство сверстает его с высоким бюджетным дефицитом. «Дефицит бюджета покрывают, в том числе, за счет эмиссии гособлигаций. Нацбанк повысит базовую ставку, и это приведет к росту процентов по гособлигациям», — отметил эксперт.
Он также добавил, что из-за высокой инфляции банки будут выдавать меньше кредитов, опасаясь их невозврата, и это приведет к замедлению роста экономики.
И что дальше?
По прогнозам экспертов, инфляция и дальше будет расти. По мнению Вячеслава Ионицэ, «это продлится еще до середины следующего года».
По словам Виктора Чобану, делать какие-то прогнозы того, когда инфляция перестанет расти, можно будет только после того, как стабилизируются цены на топливо.
Адриан Лупушор, как и Ионицэ, полагает, что инфляция начнет снижаться во второй половине следующего года и стабилизируется в 2023 году. «Это в том случае, если не вмешаются какие-нибудь внешние факторы», — уточнил он.
Лупушор при этом отметил, что нет никаких надежных инструментов снижения инфляции. «Можно компенсировать населению рост цен, но это социальная мера, а не экономическая, направленная на борьбу с инфляцией. Регулировать цены — это утопия в условиях открытой рыночной экономики. Нацбанк тоже никак не может влиять на цены на энергоносители», — заключил эксперт.