NM вместе с ассоциацией Tech Women Moldova завершает проект о женщинах, работающих в IT-секторе. Заключительное наше интервью — со scrum-мастером компании Pentalog Алексой Цугулей, которая рассказала NM, как совмещала работу с учебой, почему потеряла бюджетное место в университете, и как получила предложение от компании, в которой всегда мечтала работать.
«Профессию выбирала методом исключения»
Чем отличается scrum-мастер от проджект-менеджера?
Методологией, которую он использует, а также сферой ответственности. Scrum-мастер работает на основе фреймворка Scrum (набора правил. — NM). Проджект-менеджер не обязательно руководствуется этим фреймворком, хотя тоже может им пользоваться. Работа scrum-мастера и проджект-менеджера во многом схожа.
Как вы стали scrum-мастером?
В IT я начала работать на позиции проджект-менеджера еще будучи студенткой университета.
А где вы учились?
В Техническом университет Молдовы на специальности «инженер софта» с преподаванием на английском языке. Когда началась пандемия, в моей семье возникли финансовые трудности, и у мне нужно было начать работать.
А почему вы выбрали специальность инженера? Это же техническая профессия, в которой необходимы технические навыки.
В детстве я больше увлекалась искусством, но в то же время мне нравились и хорошо давались математика, логика. Я училась в лицее реального профиля, но никогда не мечтала быть программистом. Когда я закончила лицей, профессию выбирала методом исключения.
Сначала исключила то, что мне не нравилось. Например, журналистику, медицину, бизнес, управление. Потом — то, что нравилось, но было бесперспективным.
И что попало в категорию бесперспективных?
Например, некоторые специальности, связанные с искусством. Они больше для души, но не для стабильного дохода. Поэтому тут есть два пути: либо ты занимаешься этим только для души, либо делаешь это своей профессией и запасаешься терпением, чтобы дождаться возврата инвестиций.
«В принципе IT-компании легко берут студентов»
Как вы искали работу будучи студенткой?
В лицее, до университета, немного изучала программирование и примерно понимала, как это работает, и как в общем работают софт-инженеры.
У меня не было знаний в области проджект-менеджмента, но были лидерские качества плюс технические знания — это хорошая комбинация для проджект-менеджера в IT. Но, если честно, было тяжело. В принципе IT-компании легко берут студентов, но большая проблема была в том, что у меня совсем не было опыта, и при этом была пандемия.
Я искала работу пять месяцев. Был сложный период, но благодаря собеседованиям (а я отправила очень много резюме) изучала требования к работе.
В итоге один смелый человек, который в меня поверил, нанял меня. Эта компания занималась маркетингом, а я была ответственна за IT-отдел.
Функции проджект-менеджера подразумевают, в том числе, управленческую работу. Но как управлять, когда нет никакого опыта?
Я делала так: определяла задачу, потом начинала разбираться. Было очень сложно. Сложностей добавлял тот факт, что надо было работать с дизайнерами и разработчиками фрилансерами, писать им техзадания. Я нашла одну команду, они сделали половину работы и пропали, потом пропала другая команда.
Работать с фрилансерами — совсем не то, что работать с командой из 16 человек, которых я вижу каждый день, как это у меня сейчас. Фрилансер в любой момент может отказаться от проекта. Это был челлендж. Было тяжело, но я выполнила все проекты, хотя там были не очень реалистичные задания вроде: должно быть готово через неделю, не очень важно качество, но чтобы не было проблем и чтобы было дешево. Дешево, быстро и очень быстро, и и чтобы все было по дезайну или как в дизайне.
При этом параллельно я училась в университете и училась проджект-менеджменту.
«Работать в Pentalog было моей мечтой»
Как вы стали scrum-мастером?
Я успела поработать еще в одной компании над запуском продукта, а потом уже начала работать проджект-менеджером и одновременно scrum-мастером. Как проджект-менеджер я занималась, например, бюджетом, а как scrum-мастер —организацией процессов, обучением, работой с командой. Я поработала там полгода, после чего мне предложили работу в компании Pentalog. Работать в Pentalog было моей мечтой.
Почему?
Потому что это компания известна своей политикой в отношении сотрудников, компания с высокими моральными принципами, компания, в которой очень хорошо отлажены все процессы. И никто не требует с тебя «быстро и дешево».
А бывает у вас, например, такое, что кто-то из членов команды не сделал в срок свою часть работы. Что вы в этой ситуации делаете как scrum-мастер?
Такое бывает, но редко. Каждый день у нас проходят встречи в формате standup, где каждый член команды рассказывает, что он сделал вчера, что будет делать сегодня, и есть ли что-то, что ему мешает. Если человек говорит, что он что-то не может сделать, значит, у него есть на это причины, и я как scrum-мастер должна устранить барьеры.
А какие могут быть барьеры: что-то техническое, просто нет настроения, выгорел?
С «нет настроения и выгорел» я не сталкивалась. Потому что в компании заботятся о сотрудниках, создают такие условия, чтобы они чувствовали себя хорошо, чтобы
не было стрессов и выгорания. Мы должны это предотвращать. Но бывают технические барьеры: например, не готов какой-то компонент, необходимый для выполнения задачи, или неясно написано техзадание, или клиент что-то не утвердил. или даже… потерялась компьютерная мышь. Scrum-мастер должен все эти проблемы решать.
А вы несете какую-то ответственность, например, если команда не выполнила что-то в срок?
Да, команда разработчиков ответственна за результат, но и scrum-мастер несет ответственность. Мы работаем «спринтами»: составляем себе список задач на две недели, а потом оцениваем, насколько эффективно мы их выполнили. Потом составляем новый «спринт».
«Есть много возможностей для роста»
Как вам удавалось совмещать учебу в университете и работу?
Тяжело было. Я училась на дневном отделении. Чтобы сделать лабораторную, например, надо было создавать программы, а чтобы их создать, надо было искать, думать, находить инженерное решение. Мне помог перевод учебы в онлайн, это позволяло совмещать учебу и работу.
Учебой я занималась после шести вечера. Но к сессии у меня все равно были задолженности, и в итоге меня перевели на контракт.
Как думаете, высшее образование важно в вашей сфере или нет?
Да, важно. Потому что, если мы говорим об управляющем командой, не обязательно, чтобы был технический бэкграунд, но важно, чтобы этот управляющий понимал, о чем речь, когда говорит его команда. Да, я не программирую для iOS, Android и так далее, но я понимаю логику программирования, знаю, что такое «фронтенд» и «бэкенд». Другие проджект-менеджеры сами учатся на ходу или изучают какой-то один язык программирования.
Если говорить о программистах, то там другая ситуация. Вуз дает тебе горизонтальное развитие, то есть много знаний в разных областях. А когда тебя принимают на работу, компания хочет вертикального развития. То есть, чтобы ты знал одну технологию, но очень и очень хорошо.
Как вы видите свою дальнейшую карьеру?
Есть много возможностей для роста. Я сейчас развиваюсь, в том числе благодаря тому, что присоединилась к сообществу ассоциации Tech Woman Moldova. И я хочу, кроме прочего, быть ментором в программе ассоциации. Тем ментором, которого мне не хватало, когда училась я.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!