millerrussian.com

Война и урожай. Как события в Украине ударили по сельскому хозяйству Молдовы

В этом году молдавские фермеры столкнулись с серьезными проблемами: высокими ценами на топливо и удобрения, логистическими трудностями и неопределенностью с рынками сбыта из-за войны в Украине. NM пообщался с сельхозпроизводителями и экспертами, чтобы понять, что будет в Молдове в этом году с урожаем и ценами на сельхозпродукцию.

Что говорят аграрии

Как рассказал NM исполнительный директор ассоциации Forța Fermierilor Александр Слусарь, в этом году «все подорожало в разы: солярка — в два раза, удобрения — в четыре раза, запчасти — в два раза». Если в прошлом году тонна селитры стоила 6 тыс. леев, то сейчас — 21-22 тыс. леев, отметил Слусарь.

До войны Молдова импортировала удобрения из России, сейчас, по словам Слусаря, ту же селитру, например, завозят из европейских стран. «Посевная идет сложно, климатические условия в этом году пока не самые лучшие. Можно ждать ухудшение качества [урожая]. Весеннюю посевную должны сопровождать удобрениями, но это не всегда получается», — отметил Слусарь.

Все это, по его словам, может привести к тому, что урожай зерновых покроет только внутренние потребности республики. Получше ситуация с фруктами, но производители яблок находятся «в полном замешательстве», отметил Слусарь: «От того, куда они будут сбывать яблоки, зависит технологический процесс. Если будут продавать свежими из холодильника, то надо провести 12-13 опрыскиваний в течение сезона, если на сок — то 7-8».

Основным рынком сбыта молдавских яблок сегодня остается Россия. После начала войны в Украине молдавские производители яблок столкнулись с проблемой сбыта своей продукции («Яблоки покатились в обход»). Транзитом через территорию Украины везти продукцию в Россию невозможно, единственный путь — в объезд через страны Восточной Европы. Но тут фермеры столкнулись с проблемой нехватки разрешений (дозволов) на транзит через эти страны, с блокированием польско-белорусской границы и неопределенностью с курсом рубля и расчетами за товар.

На то, что «все подорожало в разы», посетовал и председатель ассоциации экспортеров зерновых Agrocereale Игорь Григорьев. При этом, отметил он, колеблются цены на сельхозпродукцию: две-три недели назад тонна подсолнечника стоила около $1 тыс., сейчас — около $800. Из-за войны усложнилась и логистика, добавил он. Единственные доступные порты для отгрузки сейчас — украинский в Рени и румынский в Констанце. При этом, по словам Григорьева, урожай в этом году особо не пострадает.

Исполнительный директор Ассоциации производителей и экспортеров фруктов Moldova Fruct Юрий Фалэ, в свою очередь, отметил, что кризис цен, проблемы с логистикой и обесценивание валют на рынках сбыта «не дают повода для оптимизма». «Производители будут более внимательно подходить к использованию ресурсов: оптимизировать сроки использования средств защиты растений и оптимально использовать удобрения. То есть должны будут повышать уровень агротехнических знаний», — считает Григорьев.

Ситуация со сбытом яблок, по его словам, будет зависеть от того, что будет с экспортом в Россию: будет ли рынок открыт, и будут ли работать транспортные коридоры.

Если российский рынок закроют, переориентировать экспорт молдавских яблок будет не так просто, отметил Фалэ. «Надо принимать во внимание специфику рынков. Например, сорта яблок, которые выращивают в СНГ, вообще не востребованы на Ближнем Востоке, в ЕС или в Сингапуре», — пояснил он, добавив, что производителям стоит заранее думать, куда они будут поставлять свой товар.

По словам Фалэ, за последние несколько лет Молдова смогла перенаправить экспорт слив, больше половины которого сегодня приходится на рынок ЕС, а вот с яблоками сложнее, так как конкуренция выше. «Ни государство, ни кто-либо другой не решат проблемы фермеров, если они не будут думать о производстве и маркетинге. Государство должно заниматься открытием транспортных коридоров, субсидиями, а фермеры должны искать рынки сбыта», — считает Фалэ.

Что говорят власти

Госсекретарь минсельхоза Василе Шарбан в беседе с NM рассказал, что, по данным министерства, повышение цен на солярку и удобрения действительно может повлиять на качество и общую урожайность. «Если фермеры будут вносить меньше удобрений, то можно предположить, что урожайность снизится. Но, с другой стороны, это могут компенсировать благоприятные погодные условия», — отметил Шарбан.

При этом, по его словам, из-за повышения цен на солярку и удобрения вырастут цены на сельхозпродукцию. «Потому что топливо, удобрения, повышение зарплат аграриям [а их придется повышать] приведет к увеличению себестоимости и цены продукции. Государство в этой ситуации решило субсидировать фермерам 30% суммы акцизов. Да, это немного, но как-то должно повлиять на себестоимость», считает госсекретарь минсельхоза. Власти, по его словам, рассматривают и другие меры поддержки фермеров, но по ним пока нет ясности.

Также чиновник отметил, что из-за войны в Украине в Молдове остались около 100 тыс. тонн фруктов, которые должны были отправить на рынки стран СНГ. «Мы ищем возможность, чтобы экспортировать эти фрукты в свежем виде. Приоритет — румынский рынок, и в этом направлении уже есть успехи. Но тут важно понимать, что такая ситуация со сбытом не только в Молдове», — рассказал Шарбан. При этом, по его словам, если переработать эти яблоки на сок, может возникнуть и проблема со сбытом этого сока.

Что предлагают эксперты

Эксперт в области сельского хозяйства Виорел Киврига считает, что в этом году урожайность будет гораздо ниже, чем в 2021. Причин, по его словам, две: неблагоприятные погодные условия минувшей зимой и снижение посевных площадей.

Решить проблему влияния климата на урожайность, по словам Ковриги, можно, изменив структуру посевов. «Сейчас 60-70% сельхозплощадей отводится под зерновые. Нужно сокращать их долю. Многие выращивают зерновые, потому что это высокомеханизированное производство и в нем не нужно много рабочих рук. Но надо больше выращивать те продукты, которые востребованы на рынке: овощи в закрытом грунте и плодовые культуры», — считает Киврига.

Повышение цен на топливо и удобрения, по его словам, больше коснется мелких фермеров. «Они покупают это весной. Крупные производители покупают заранее, поэтому их новые цены затронут в меньшей степени», — отметил эксперт.

 

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei | NewsMaker

Блок Додона догоняет PAS? Опрос iData показал главную интригу выборов в Молдове

Разрыв между электоральными рейтингами правящей партии PAS и ее главного конкурента на предстоящих выборах сократился почти до статистической погрешности. При этом около 40% молдавских избирателей до сих пор не определились, за кого будут голосовать. Эти два вывода нового электорального барометра компании iData не только определяют главную интригу парламентских выборов, но и показывают, насколько неустойчива и непредсказуема нынешняя электоральная ситуация.

Социологическая компания iData 20 августа представила результаты электорального Барометра общественного мнения.

Электоральный рейтинг основных конкурентов: три варианта

Основной вопрос такого рода социсследований — за кого из конкурентов на выборах будут голосовать избиратели. Подводя его результаты, социологи iData использовали три варианта подсчета голосов. Первый вариант представляет собой классический срез мнений всего населения. Согласно ему, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, правящая партия «Действие и солидарность» (PAS) получила бы 25,8% голосов, а оппозиционный «Патриотический избирательный блок» — 19,7%. За ними следуют блок «Альтернатива» с 8,1% и «Наша Партия» с 6,6%.

Но самая важная цифра в этом варианте не рейтинг лидеров, а огромный пласт электоральной неопределенности. Почти треть респондентов не дали конкретного ответа о своих предпочтениях: 19,8% «не знают», за кого голосовать, 5,3% «не будут голосовать», а у 3,2% «нет ответа». В сумме эти категории составляют 28,3% — это колоссальный резерв, который может кардинально изменить итоговый расклад в день голосования. Этот вариант — не прогноз, а, скорее, базовый срез общественных настроений.

Второй и третий варианты отсекают фактор неопределенности и показывают результат голосования среди тех, кто пойдет на выборы и уже сделал свой выбор. Второй вариант учитывает голоса только «определившихся» избирателей, взвешивая их по демографической структуре всего населения. В этом варианте рейтинги предсказуемо растут: PAS набирает 36%, а «Патриотический избирательный блок» — 27,5%. Разрыв между ними составляет 8,5 процентных пункта.

Наибольший интерес представляет третий вариант, который, по словам директора iData Михая Болокана, является наиболее приближенным к реальной структуре избирателей. Он не просто учитывает мнения определившихся, но и корректирует их на основе демографической структуры реального электората — тех людей, которые, как показывает опыт прошлых выборов, действительно приходят на участки. И здесь картина еще больше изменяется. Рейтинг PAS снижается до 33,8%, в то время как результат «Патриотического блока» увеличивается до 30,1%. Таким образом, разрыв между главными конкурентами на выборах сокращается до 3,7 процентных пункта.

Фактор независимых кандидатов

Одна из интриг нынешней избирательной кампании — участие заметных независимых кандидатов, способных повлиять на электоральный расклад. В первую очередь речь идет о двух знаковых фигурах проевропейского фланга: бывшем лидере партии «Платформа Достоинство и Правда» Андрее Нэстасе и экс-депутате от PAS Олесе Стамате. Оба политика обладают высоким уровнем известности и апеллируют к тому же электорату, на который претендует правящая партия, создавая для нее дополнительный вызов. Однако, как показывают результаты опроса, их личная популярность рискует не конвертироваться в реальные голоса на выборах.

Узнаваемость ключевых независимых кандидатов не вызывает сомнений. Андрея Нэстасе знают 52,4% избирателей, а Олесю Стамате — 29,6%. Это значительный политический капитал, позволяющий им вести активную публичную кампанию. За ними следует еще несколько независимых кандидатов, чья известность значительно ниже: например, активист Виктора Гросу узнают 9% опрошенных, а бывшую судью Викторию Сандуцу — 5,5%. Узнаваемость остальных находится в пределах статистической погрешности.

Проблема заключается в том, что «капитал узнаваемости» не трансформируется в готовность отдать за них свой голос. Данные из общего опроса о партийных предпочтениях показывают, что суммарно за всех независимых кандидатов готовы проголосовать лишь 2,1% избирателей.

Этот парадокс объясняют ответы на вопрос, кто из независимых кандидатов больше всех заслуживает стать депутатом. Здесь Андрей Нэстасе лидирует с 30,1%, а Олеся Стамате набирает 16,4%. Но самый красноречивый ответ — «Никто», который выбрали 41,9% опрошенных. Это говорит о глубоком скепсисе избирателей по отношению к независимым кандидатам.

Почти половина избирателей не уверены в своем выборе

Данные опроса iData показывают, что нынешний расклад политических предпочтений избирателей крайне неустойчив. Молдавское общество находится в состоянии высокой электоральной турбулентности, и почти половина избирателей либо не знают, за кого голосовать, либо готовы изменить свой выбор.

Ключевая цифра, демонстрирующая эту неопределенность, — ответ на прямой вопрос: «Знаете ли вы, за кого будете голосовать на выборах 28 сентября 2025 года?». Положительно ответили лишь 58,6% респондентов. При этом 39,8%, то есть двое из пяти избирателей, прямо признаются, что не знают, какой выбор сделают. Их голоса способны кардинально изменить финальные результаты, сделав любой сегодняшний прогноз весьма условным.

Более того, даже те, кто утверждает, что уже сделал свой выбор, не всегда тверды в своих убеждениях. Опрос показал, что среди «определившихся» избирателей есть значительная доля «плавающих» голосов. Лишь 42,4% из них полностью исключают возможность изменить свое решение. Еще 32% (18,3% — «маловероятно» и 13,7% — «очень маловероятно») склоняются к тому, чтобы сохранить свой выбор.

Однако 15% определившихся избирателей (9,9% — «вероятно» и 5,1% — «очень вероятно») прямо заявляют, что могут передумать. В масштабах всей страны это означает, что около 9% избирателей — это люди, которые сегодня поддерживают одну партию, а завтра могут отдать свой голос другой.

Опрос iData, кроме того, выяснил нынешние рейтинги доверия политиков (об этом можно почитать здесь), а также, что жители Молдовы считают главными проблемами страны (об этом здесь) и что думают о вступлении Молдовы в ЕС, НАТО и объединении с Румынией (об этом тут).

***

Компания iData проводила опрос 7-16 августа 2025 года на репрезентативной выборке из 1071 респондента. Максимальная погрешность составляет ±2,9%.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Похожие материалы

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: