Визит в Кишинев делегации Европейского энергетического сообщества (ЕЭС), который состоялся на прошлой неделе, не афишировался молдавскими властями. Корреспондент NM Наталья МЕЛЬНИК поговорила с главой делегации, замдиректора ЕЭС Дирком Бушле о том, что и с кем они обсуждали в Молдове, а также о том, кто заплатит за ошибки властей и регулятора в энергосекторе.
Ваш визит в Кишинев связан с жалобами в ЕЭС компании Gas Natural Fenosa, которая оспаривает невключение в тариф на электроэнергию финансовые потери, накопленные Fenosa из-за девальвации лея?
О, нет, ни в коем случае. Мы не защищаем частные компании в индивидуальном порядке, хотя, признаю, я встречался с главой Fenosa, чтобы услышать и их точку зрения. Европейское энергетическое сообщество защищает весь сектор энергетики с точки зрения тарифов, которые должны соответствовать затратам энергетических компаний.
Вообще, во время наших визитов всегда очень плотный график встреч. Молдова должна выполнить целый ряд обязательств по реализации третьего европейского энергетического пакета. Этот вопрос всегда детально обсуждается. Еще одна цель нашего визита — ходатайство в адрес ЕЭС спикера парламента и премьер-министра Молдовы, которые просят провести независимую внешнюю оценку деятельности Национального агентства по регулированию в энергетике (НАРЭ).
Как вы оцениваете работу молдавского регулятора энергорынка?
Пока рано об этом говорить, давайте подождем результаты оценки. Эта работа начнется очень скоро, и через несколько месяцев вы узнаете результаты. Но, конечно, последний год мы плотно работали с НАРЭ. И у нас есть свое представление о работе регулятора и его зависимости от внешних факторов. Отчеты об этом мы периодически публикуем.
ЕЭС считает, что в будущем НАРЭ должно стремиться к тому, чтобы тарифы были не только социально ответственными, но и отражали реальные расходы операторов. Без этого энергетический сектор не сможет нормально развиваться. Кроме того, НАРЭ должно заботиться о своей независимости, то есть не допускать вмешательства в свою работу других госинститутов. Тарифы должны устанавливаться в соответствии с регуляторными принципами, а не под влиянием политики.
Политическое влияние в Молдове — обычное дело. И НАРЭ в этом смысле не исключние. Например, в апреле прошлого года спикер Андриан Канду заявил, что если тарифы вырастут, то глава НАРЭ будет уволен.
Такое влияние на регулятора, конечно, абсолютно недопустимо.
И тот же Канду вместе с премьером Павлом Филипом на прошлой неделе ходатайствовали об оценке деятельности НАРЭ.
Мы счастливы, что спикер и премьер обратились к нам с такой просьбой — оценить деятельность и независимость НАРЭ. Надеемся, что они извлекли уроки из прошлого. Энергетическое сообщество было против давления на НАРЭ и против приостановления действия новых тарифов, сделаное осенью прошлого года. Тогда, я думаю, всем международным институтам стало ясно, что независимость НАРЭ — это реальная проблема в Молдове.
Вам известно, что почти все молдавские энергокомпании завершили прошлый год с большими убытками?
Да. Это потому, что тарифы были слишком низкие и не покрывали затрат компаний. Мы не против тнизких тарифов. Мы против того, чтобы они были убыточными для компаний. Ведь тарифы — единственный источник их доходов. Если тарифы не будут покрывать расходы компаний, произойдет коллапс в энергосекторе.
Вы полагаете, что всему виной только низкие тарифы?
Не только. Молдова находится в уникальной ситуации. Она очень энергетически зависима. Сейчас у республики, по сути, один источник газа и один — электроэнергии. Рынок монополизирован и малотранспарентен. Нужны другие поставщики. Нужно уделять больше внимания тому, чтобы доминирующая компания не устанавливала монопольные цены. И это ответственность НАРЭ.
Мы обсуждали вопрос включения в тариф финансовых потерь компаний, накопленных из-за девальвации лея. Одна из наших залач сегодня — найти баланс между необходимостью включить убытки в тариф и последствиями этого для населения. Мы должны найти оптимальный вариант, чтобы влияние на население было минимальным.
Ранее НАРЭ говорило о том, чтобы эти финансовые потери включать в тарифы постепенно, растянув на несколько лет. Что вы об этом думаете?
Об этом рано говорить, это пока не вопрос дискуссий. Нужно сначала договориться с компаниями о том, чтобы не было судебных разбирательств по этому поводу на международном уровне. В этом смысле мы действуем как посредник между правительством и компаниями и должны помочь найти компромисс.
Молдавские эксперты считают, что в итоге за все ошибки властей и НАРЭ заплатит потребитель.
Вопрос не в том, кто заплатит за ошибки. Важна стабильность энергосектора, и это в интересах каждого потребителя. Мы не собираемся грозить кому-то пальцем. Определить, кто допустил ошибку, должно правительство. Мы можем лишь помочь сделать так, чтобы в будущем такое не повторилось.